Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:51, реферат
Спортивные соревнования проводятся по видам спорта по общепринятым правилам с целью достижения высоких спортивных результатов. Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой, оздоровительной, физкультурной, спортивной работы. По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными, заочными, традиционными, однодневными, многодневными, официальными, товарищескими, квалификационными. Эти формы могут использоваться в сочетании.
Введение………………………………………..………………………стр.3
Сущность спортивных соревнований……………………………...…стр.4
Основные вопросы организации спортивных соревнований…….…стр.5
Положение о соревнованиях……………………………………….…стр.7
Организация и планирование спортивных соревнований…………..стр.9
Подготовка и проведение спортивных соревнований…………......стр.12
Заключение…………………………………………………………....стр.14
Список использованной литературы…………………………..……стр.16
Содержание
Введение
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. С целью унифицирования порядка организации и проведения спортивных мероприятий необходимо разработать алгоритм последовательных действий, с тем, чтобы в этом процессе могло принять участие как можно большее количество юных спортсменов, тренеров, представителей спортивной общественности, Олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов.
Спортивные соревнования проводятся по видам спорта по общепринятым правилам с целью достижения высоких спортивных результатов. Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой, оздоровительной, физкультурной, спортивной работы. По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными, заочными, традиционными, однодневными,
многодневными, официальными, товарищескими, квалификационными. Эти формы могут использоваться в сочетании.
Сущность спортивных соревнований
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий.
Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных
соревнований для формирования волевых черт характера. Они также
способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют
педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Основные вопросы организации спортивных соревнований
Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.
Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде, чем допускать спортсменов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.
К мерам организационно-методического характера, связанным с
проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.
Важным условием при составлении календарного плана является
традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Положение о соревнованиях
Основным документом, регулирующим
и раскрывающим программу и
все условия проведения
· Цели и задачи;
· Время и место проведения;
· Руководство проведения соревнования;
· Состав участников и характер соревнования;
· Программа;
· Система зачета и условия определения победителей;
· Награждение;
· Заявка.
В каждом из разделов в сжатой, но точной форме раскрываются основные моменты, определяющие соревнования. До начала соревнования подготавливаются протоколы, таблицы хода соревнования, итоговые таблицы. Вся документация достаточно хорошо разработана и необходимо, чтобы они были своевременно подготовлены. В положении освещается медико-санитарное обеспечение и техника безопасности, порядок подачи протестов и их рассмотрения, условия приема участников, кто несет расходы по размещению и питанию и др. При разработке положения охраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, может осуществляться страхование спортсменов.
Одним из решающих факторов, обеспечивающих рост спортивных достижений, следует считать совершенствование форм организации тренировочного процесса. При современных требованиях к спортсменам высших разрядов им приходится часто проводить двухразовые, а иногда и трехразовые тренировки в день. В условиях города, где спортсмены нередко живут очень далеко от мест спортивных занятий, проведение таких тренировок при строгом соблюдении режима сопряжено с большими трудностями. Эффективность тренировок в условиях специально организуемых учебно-тренировочных сборов неизмеримо больше. Учебно-тренировочные сборы, как правило, предусматриваются годичными календарными планами. Проведение сбора должно быть разрешено вышестоящей организацией. С ней должны быть согласованы не только вопросы финансирования, но и место, и сроки проведения сбора. Тренировочный процесс на сборах осуществляется по рабочим планам, составленным тренерами.
Организация и планирование спортивных соревнований
В организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работе решающее значение имеет рациональное планирование учебно-тренировочных занятий. Документы планирования разрабатываются на основе учебной программы и программам по видам спорта. Различают перспективное (многолетнее и на один год), текущее и оперативное планирование. Целью перспективного планирования является определение путей решения поставленных задач. Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с предыдущим годом.
В спортивной секции тренировочный план на один год делится на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный (заключительный или восстановительный). В подготовительном периоде осуществляется совершенствование спортивной технике и тактики с целью приобретения высокого уровня тренированности. В соревновательном периоде спортивная форма сохраняется, занимающиеся участвуют в соревнованиях. В переходном периоде спортивная форма частично утрачивается. Используется отдых, различные игры. Текущее планирование основывается на перспективном планировании, но отличается от него большей конкретностью целей, задач, средств и методов работы. Сроки текущего планирования различны: от одного месяца (средний цикл или мезоцикл) до одной недели (малый цикл или микроцикл). Средние циклы (мезоциклы) в спортивных секциях складываются из микроциклов, которые различаются между собой на:
- втягивающие, базовые
(в них реализуются основные
задачи), контрольно-подготовительные,
предсоревновательные (адаптация к
конкретным условиям спортивных соревнований),
соревновательные и восстановительно-
Втягивающие мезоциклы -
с них обычно начинается подготовительный
период годичного цикла. Используются
обычно обще подготовительные упражнения.
Базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительного
периода. В них реализуются основные задачи
тренировки, связанные с формированием
новых и совершенствованием старых двигательных
навыков и повышением функциональных
возможностей организма занимающихся.
Контрольно-подготовительные - переходные
мезоциклы между базовыми и соревновательными.
Предсоревновательные мезоциклы способствуют
подготовке к основному соревнованию.
Соревновательные мезоциклы - основной
тип средних циклов тренировки в период
основных соревнований. Восстановительно-
Продолжительность микроцикла (малого цикла) от двух дней до одной недели. Состоит как минимум из двух фаз: стимуляционная, связанная с утомлением и восстановительная, предполагающая активный и даже полный отдых. Применяются микроциклы разного типа: тренировочные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Оперативное планирование осуществляется на одно тренировочное занятие. Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета. Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультурных.
Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью. Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной. Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.