Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:07, реферат
Атлетическая гимнастика, система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо.
Введение
Атлетическая гимнастика, система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений Тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяет направленно управлять своим телосложением. с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска Женщинам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма. Гимнастикой решают вопросы досуга молодёжи, отвлекают от вредных привычек, прививают самодисциплину, она является средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования здоровья в системе занятий атлетической гимнастикой
1.1. Понятие об атлетической гимнастике и здоровье
человека
Гимнастика атлетическая, как одна из форм физического совершенствования, имеет в своём названии понятие, отражающее её основной отличительный признак, связанный с этимологией слова «атлет».
Известно, что «атлет» с латинского языка переводится как человек мощного, борцовского телосложения. Отсюда архаическое, устаревшее понимание атлетической гимнастики как системы тяжёлых силовых упражнений для направленного наращивания предельно возможной мускульной массы и физической силы. Данная интерпретация системы атлетической гимнастики сегодня некорректна. Если так воспринимать анализируемый вид гимнастики, то это делает её непригодной для укрепления и поддержания здоровья не только женщин, но и мужчин. К этому выводу можно прийти из весьма элементарного соображения: здоровье – это многокомпонентное изменяющееся состояние, требующее для своего укрепления разносторонне воздействующую систему упражнений, приводящую не только к гипертрофии мышц, но и к совершенствованию других систем и функций организма и сознания. Практика даёт основание утверждать, что компоненты современной системы атлетической гимнастики способны успешно решать задачи совершенствования здоровья при разумном построении методики тренировок и её практической реализации на основе принципов оздоровительной физической культуры.
В настоящее время атлетической гимнастикой оздоровительной направленности можно назвать систему физической тренировки с преимущественным содержанием специальных силовых, а также общеподготовительных упражнений, которые способствуют совершенствованию внешних форм тела, воспитанию адекватной двигательной, функциональной и психологической подготовленности человека к практике жизнедеятельности.
Атлетическая гимнастика является составляющей частью атлетизма. Термином «атлетизм» обозначается направление в физической культуре, связанное с воспитанием преимущественно силовых способностей и эстетических свойств атлетического телосложения, используемых в специальных соревновательных упражнениях или обыденной жизни.
Оздоровительная направленность методики атлетической гимнастики характеризуется по трем основным признакам: во-первых, целеустремлённости к эффекту совершенствования морфологического состояния организма, соотносящегося с критериями умеренных атлетических пропорций человеческого телосложения; во-вторых, целенаправленности на эффект нормализации психического, локомоторного (двигательного) и функционального (работа внутренних органов и систем) состояния в соответствии с критериями биологического развития людей различного возраста и пола; в-третьих, реализации достигнутого эффекта работоспособности и качества телосложения в практике жизненной повседневности.
Соответственно, в методику атлетической гимнастики оздоровительной направленности, в отличие от соревновательного направления, не входят такие задачи, как предельно возможное развитие мышечной массы, её рельефа и сепарации в ущерб общей физической подготовленности; преимущественное использование максимальных физических нагрузок, вызывающих напряжённость биологических систем выше нормальных возрастно-половых показателей; достижение максимально возможных результатов и их реализация в условиях соревновательной деятельности.
Квинтэссенцией содержания
атлетической гимнастики
В основу кондиционной тренировки положен сформулированный профессором Л. П. Матвеевым (1991) принцип оздоровительной направленности физкультурной практики, предусматривающий не только компенсацию гиподинамии, но и возможно полную оптимизацию физического состояния и развития человека с тем, чтобы сохранялась и увеличивалась функциональная надежность организма, расширялись его адаптационные возможности, повышалась степень его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным воздействиям среды.
В соответствии с принципом биологической целесообразности в кондиционной тренировке, в частности в атлетической гимнастике оздоровительной направленности, нагрузки не должны превышать функциональные возможности организма. Вместе с тем, упражнения должны быть достаточно интенсивными, чтобы оказать оздоровительное воздействие и обеспечить высокий уровень общей физической дееспособности человека. Эффективность кондиционной тренировки, как и спортивной, определяется величиной нагрузок, их интенсивностью и характером, при этом двигательная активность здесь всегда находится в границах допустимого оптимума.
Кондиционная тренировка предполагает такой минимум времени на занятия физическими упражнениями, который позволил бы добиться максимума положительных сдвигов в физическом развитии человека.
Для тренеров и тренирующихся лиц, которые выбрали оздоровительный путь использования методики атлетической гимнастики, важно понимать сущностные характеристики не столько медицинской, сколько физкультурной формы оздоровления. Чёткое представление компонентов здоровья, поддающихся управлению в системе тренировочных занятий, позволяет человеку целенаправленно воздействовать на некоторые составляющие психофизического состояния, изменяя свое телосложение и физиологическое содержание в соответствии с желаемым.
Занятия атлетической гимнастикой можно использовать как материальную форму организованной двигательной активности, фундамент здорового жизненного стиля. Такая двигательная форма способна вызывать весьма существенные изменения физического развития человека, полезные не только для решения спортивных задач, но и оздоровительных. Для этого важно знать сущностные характеристики оздоровительной тренировки и уметь использовать эти знания в построении тренировочного процесса атлетической гимнастики оздоровительной направленности.
1.2. Основы построения
Занятий
От того, как построено тренировочное занятие в атлетической гимнастике, будет зависеть его результативность: укрепление или ухудшение здоровья. Так как оздоровительный тренировочный процесс ведёт не к выступлению на соревнованиях, а к совершенствованию здоровья в условиях обыденной неспортивной жизни, то при формировании структуры тренировочного процесса следует учитывать возможную совокупность социальных воздействий, к которым должен успешно адаптироваться тренированный человек.
В жизни людей выделяются специфические периоды, характеризуемые основными видами деятельности. В несколько упрощённом варианте периодическая схема жизни выглядит следующим образом. В младенческом возрасте основной вид деятельности человека – питание и отдых. В детском саду на первом плане – игровая деятельность. Школа и университет определяют образ жизни через обучение. После овладения производственным опытом через формирование знаний, умений и профессиональных навыков молодые люди начинают трудовую деятельность.
В период обучения и на трудовом этапе жизни резко проявляется тенденция снижения двигательной активности. Ситуация обусловлена современными преобразованиями социально-экономических условий, тесно связанными с качественными изменениями в производственной деятельности человека. В результате механизации, автоматизации, компьютеризации общественных процессов, развития электронных технологий в процессе труда основная физическая нагрузка переносится с крупных мышечных групп на мелкие. В учебных заведениях повышается умственная деятельность в ущерб физической. В производстве недостаточная деятельность тотальных и региональных мышечных групп приводит к дефициту движения, ограничению подвижности суставов, дисфункции внутренних органов и опорно-двигательного аппарата человека, соматическим заболеваниям.
Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования не только к соматическому здоровью человека, но и к психическому компоненту. Физическая работа начинает уступать место интеллектуальной деятельности и сопровождается существенным повышением напряжённости эмоциональной сферы, срывами в работе нервной системы, то есть стрессами.
Известно, что оздоровительная физическая культура – эффективная система знаний и технологий по их реализации, способствующая развитию должного уровня здоровья посредством укрепления таких его компонентов, как физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), общая работоспособность и деятельность внутренних органов, а также психо-эмоциональное благополучие. Если экстраполировать необходимый базис из данной теории в методику занятий атлетической гимнастикой, то качество результатов данного вида оздоровительной тренировки существенно улучшится.
Для достижения подлинного
оздоровительного эффекта в
Для достижения подлинного
оздоровительного эффекта в
Глава 2. Профессионально-прикладное значение атлетической гимнастики
Виды спорта, преимущественно
развивающие силу и скоростно-силовые
качества, относятся в основном к
группе ациклических видов спорта,
характерными особенностями которых
являются способность к проявлению силы
и скорость сокращения мышц.
К собственно силовым видам, таким
как тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая
гимнастика, относятся те виды спорта,
в которых максимальная сила при спортивном
движении меняется в зависимости от величины
преимущественной массы (вес штанги и
т.п.).
Спортивные движения, при которых
сила изменяется в соответствии с величиной
ускорения, сообщенного постоянной массе
(собственный вес атлета, спортивный снаряд),
называются скоростно-силовыми.
Несмотря на то, что современный быт и
производство все меньше и меньше требуют
от человека проявления физических усилий,
сила как физическое качество имеет существенное
самостоятельное и вспомогательное значение
для успешного выполнения не только спортивных,
но и профессиональных задач у представителей
многих видов спорта и работников различных
специальностей. Немаловажен и прикладной
опыт правильного подъема тяжестей, приобретаемый
на занятиях по тяжелой атлетике и упражнениях
с отягощениями.
Известно, что при воспитании силы
максимальное силовое напряжение, дающее
наибольший эффект, может быть создано:
1) предельным увеличением внешнего сопротивления
в динамическом и статическом режиме,
2) преодолением непредельных отягощений
(сопротивлений) с предельным количеством
повторений. Поэтому все зависит от цели
силовой подготовки. Например, в профессиональной
деятельности подавляющего числа специалистов
практически не встречаются ситуации,
требующие максимальных мышечных напряжений.
Значит, можно предположить, что второе
направление воспитания силы более
оправданно и приемлемо для достижения
задач профессионально-прикладной подготовки
студентов, имеющих, как правило, самый
различный уровень физической подготовки.
Рассматривая вопрос о применении
разных режимов упражнений при воспитании
силы, необходимо также обратить особое
внимание на существенное отличие большинства
спортивных от профессиональных действий
специалистов в сфере производства. Так,
если в спорте статические усилия требуются
относительно редко, причем лишь в качестве
компонента динамических двигательных
актов, то во многих видах современного
труда наблюдается обратная картина –
на фоне длительного статического напряжения
значительных групп мышц происходит существенная
динамическая нагрузка мелких мышц в микродвижениях.
Наиболее важные группы мышц, определяющие
нормальную жизнедеятельность человека,
должны иметь хорошее развитие. Такими
мышечными группами, требующими особого
внимания и специального локального воздействия,
являются следующие: разгибатели позвоночного
столба, сгибатели ног, разгибатели рук,
большая грудная мышца. Обязательной предпосылкой
к развитию этих групп мышц является предварительное
укрепление мышц брюшного пресса и поясничной
области.
Информация о работе Профессионально-прикладное значение атлетической гимнастики