Профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:17, реферат

Краткое описание

В наши дни общество находится в страшной опасности. Эта опасность-наркомания. Она подстерегает нас в каждом дворе, в каждом подъезде. Сегодня наркотики свободно продаются в школах и на дискотеках. В магазине 7-летниеоборванцы попрошайничают “на хлеб” и, получив желаемые деньги, бегут за клеем…
Сегодня дети уходят из реального мира в мир иллюзий. Завтра они уйдут из реального мира навсегда. Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет.

Содержание

. Введение.
2. Основная часть.
Причины наркомании: социальные и биологические.

Наркомания – болезнь или порок?

Кто употребляет наркотики.

Как узнать употребляет ли ваш ребенок наркотики.

Практика борьбы с наркоманией на примере программы “Жизнь без наркотиков”

Тинэйджеры, музыка, наркотики

Наркотики в молодежной среде.

«Профессиональные» болезни наркоманов.

3.Заключение
4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему- Профилактика наркомании среди подростков.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

1) Нарастающая скрытность  ребенка.

2) Сонливость или бессонница.

3) Падение интереса к  учебе.

4) Ухудшение памяти и  внимания.

5) Увеличение финансовых  запросов.

6) Появление новых, подозрительных  друзей.

7) Обращает на себя  внимание появление неопрятности  во внешнем виде.

8) Настроение ребенка-это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень часто не соответствует ситуации: раздражительность в

 спокойной ситуации.

9) Ребенок становится  изворотливым, лживым, уходит от  ответов на прямые вопросы.

10) Наконец можно заметить следы от инъекций.

 

Практика борьбы с наркоманией.

  Социальным центром  молодежи Кузбасса была разработана программа “Жизнь без наркотиков” как ответ на ухудшающуюся наркоситуацию в молодежной среде. В

 условиях дефицита  информации о формах и методах  профилактической работы сотрудники центра пытались сориентироваться  в существующих подходах к

 проблеме наркомании  и делали упор на психолого  педагогических  аспектах первичной профилактики, комплексе мер, предупреждающих возникновение

 болезни, имеющих различные точки приложения в соответствии с факторами, способствующими распространению этого зла. Это могут административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков; меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и

 привлекательность института  семьи, возрождение культурных и  духовных традиций в обществе; медицинские меры, снижающие риск наркотизации, предрасположенной категории людей ( группы риска); психолого –

педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и  на подростково-молодежные группы и субкультурные образования.

    Не подменяя  функции медицинских и правовых  организаций, мы сделали акцент  именно на этих последних аспектах, что соответствует основным направлениям деятельности Социального центра молодежи Кузбасса, как негосударственного учреждения.

   Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профилактики нарко - и алкогольной зависимости является:

. Формирование у подростков  и молодежи адекватной самооценки;

. Развитие навыков общения  и настойчивого поведения, в том  числе,   противостояние давлению сверстников;

. Адаптация к меняющимся  условиям и развитие социальной  гибкости.

   Перечисленные задачи, не являются чем-то специфическим  и могут быть реализованы различными способами. В частности, этому посвящены ряд    общеобразовательных программ, таких как “Человековедение” и “Основы    безопасной жизнедеятельности”, широко известная программа “Спасибо, нет” и другие.

     Особенностью  рассматриваемого подхода является то, что работа с подростками по осуществлении вышеперечисленных задач ведут их    сверстники, на добровольных и бесплатных началах. Подростки, стремясь к независимости, одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются, как атрибуты взрослой  жизни. Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или   более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и  стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитеты   взрослых, а общение со сверстниками происходит в более доверительной  обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, идея   привлечения к проведению профилактической работы подростков   реализовалась в виде создания волонтерской службы. Волонтерами стали    ребята, осознавшие себя лично ответственными за то, что происходит   сейчас в нашем обществе. Ребята прошли специальное обучение по программе  “ Профилактика нарко- и алкогольной зависимости” и уже активно работали   в общеобразовательных и вечерних школах, спортивно-оздоровительном  лагере для трудных подростков. Работа помогла не только развить чувство сопричастности к общественным делам, но и ответственность за себя и свое   дело.

      Принадлежность  ребят, проводящих занятия со  сверстниками, к одному    поколению, их успешность и привлекательный имидж, их компетентность и   доступность – все это увеличивает положительный эффект подобных занятий.

   Свидетельством распространения  идей здорового образа жизни  и  ответственного поведения, результатом которого является воздержание от    употребления алкоголя и отказ от употребления наркотиков, является то, что число ребят, желающих заниматься волонтерской работой постоянно  увеличивается.

     Остановимся  подробнее на особенностях добровольческой  службы, действующей на базе Социального центра молодежи Кузбасса.

 Во-первых,   Социальный  центр молодежи Кузбасса, являясь негосударственной    организацией, осуществляет ряд социальных программ при поддержке   государственных и благотворительных структур. Это делает волонтерскую

   организацию относительно  независимой, способной распространять  свою    деятельность на широкую аудиторию вне ведомственных рамок.

 Во-вторых    первоначальной основой для привлечения добровольцев стала Школа    практической психологии для старшеклассников, действующая в течении 2 лет  на базе социального центра молодежи Кузбасса. Таким образом изначально в    организации имелись ресурсы, потенциально готовые обеспечить будущую    службу кадрами.

  К ресурсам можно отнести также третью особенность –

   наличие психологов-профессионалов, имеющих опыт работы с подростками, в    том числе, в области профилактики наркозависимости.

     В качестве  основной формы работы волонтеров  со сверстниками нами были    выбраны групповые занятия с элементами тренинга.

 

   Работа проводилась  по следующей схеме:

   Руководитель волонтерской  службы  это опытный психолог, обеспечивает    координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и   распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по    различным направлениям, обеспечивает связь с общественностью, средствами    массовой информации и другими заинтересованными организациями. Он    организует социальный маркетинг, получает заказы от учебных заведений и    других организаций, осуществляет стратегическое планирование    деятельности службы.

   Кураторы это взрослые, которые помогают подросткам-волонтерам эффективно    организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологически и   моральную поддержку.    Проводят отборочные и тренинговые занятия.

   Работающие волонтеры - это действующие подростки, которые прошли отбор, тренинговую подготовку и стажировку. Ребята сами определяют для себя те формы работы, которыми хотели бы заниматься. Для кого-то наиболее привлекательна работа со сверстниками, кому-то больше по душе участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий( акции, шествия и т.д.), кто- то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропагандой или какой-то другой деятельностью.

      Принципы, на которых должна строится добровольческая служба или организация, посвящающая свою деятельность борьбе с распространением наркомании, отличаются от традиционных идей общественных организаций, типа комсомола. Среди этих принципов можно выделить следующие:

1) аполитичность;

2) открытость и доступность;

3) ориентация на социальное  партнерство с другими общественными

 организациями, государственными и коммерческими секторами;

4) возможность привлечения  добровольцев по различным каналам, отсутствие какого-либо формального членства. В этом смысле, волонтером может быть любой подросток или молодой человек, так или иначе проявивший интерес к деятельности организации  и желающий внести свой посильный вклад.

5) конфедициальность, обеспечивающая  безопасность как самого волонтера, так и тех, с кем он работает.

    Остановимся подробнее  на организации взаимодействия  с целевой группой,    на которую направлены усилия всей волонтерской службы и которая является     потенциальным источником новых добровольческих кадров. Исходя из целей первичной профилактики наркомании и алкоголизма, целевая группа нами     определяется как обширная категория  из подростков молодежной среды, еще   существенно не подверженной нарко - и алкогольной зависимости. Выход на  целевую группу может происходить несколькими путями:

     . волонтерская  служба активно предлагает свои  услуги конкретному        учебному заведению через его руководство;

     . волонтерская  служба получает заказ от конкретной организации  благодаря рекламе;

     . в службу  приходят отдельные подростки, желающие  познакомится с организацией или принять участие в ее работе;

     . на службу выходят малые подростковые коллективы, заинтересовавшиеся ее деятельностью благодаря средствам массовой информации или молве;

     Кандидат в  волонтеры после ознакомительной  беседы пишет заявление, где указывает  мотивы его обращения к добровольчеству, а также имена двух человек, которые могли бы дать рекомендации. После отборочных занятий с

    волонтером может  быть заключен договор установленного  образца.

      Важнейшими мотивациями являются:

- быть социально полезным  – 89%

- способствовать изменениям в обществе – 50%

- самореализация – 36%

- поиск единомышленников  – 36%

- из чувства долга за  полученную в прошлом помощь  – 19%

- интересно провести досуг  – 15%

- решить собственные проблемы  – 10%

 Мотивация а также  то, насколько побуждения кандидата, соотносятся с ценностями и целями добровольческой службы выясняется в ходе отборочных занятий. В ходе которых ведущий отслеживает реакции участников и помогает им в осознании своих устойчивых характеристик, поведения и мотивов, побуждающих заниматься волонтерством. Отборочные занятия плавно переходят в обучающий тренинг.

  Эффективная организация деятельности волонтерской службы зависит от слаженного взаимодействия ее составных частей, что обеспечивается стратегическим планированием и умелым руководством при осуществлении

 намеченных планов. Планирование  позволяет сделать ясной цель предстоящей деятельности, дает возможность вовремя исправлять ошибки и разумно использовать все имеющиеся ресурсы. Стратегическое планирование сводится к составлению рабочего плана, реальных действий, направленных на достижение цели путем поэтапного решения задач.

  Начинать планирование  лучше всего с определения  миссии организации. Это краткое описание того, что из себя представляет организация и к какой высшей цели стремится. При этом миссия выполняет два вида функций:

- внутренние, как дополнительный стимул или мотиватор для членов организации.

- Внешний, т.е. роль визитной  карточки.

 После определения  миссии необходимо определить  стратегические цели, т.е. основные  направления деятельности, ведущие  к реализации миссии организации. Затем ставятся тактические задачи, которые должны быть конкретными, измеряемыми, направленными на конкретные действия.

 Основными разделами  деятельности подростковой волонтерской  службы могут быть следующие:

1) антиалкогольная и антинаркотическая  пропаганда

- разработка наглядных материалов;

- подготовка аудио - и видеоматериалов;

- массовые шествия, акции;

- театрализованные представления;

2) работа с группами  подростков в учебных заведениях.

3) Освещение своей деятельности  в средствах массовой информации, связь с общественностью.

4) Привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка.

5) Организация психологической  само- и взаимопомощи.

 Вышеперечисленные разделы  деятельности службы соотносятся  с формами и методами профилактической работы, которые выбирают ребята, исходя из своих личностных особенностей и индивидуальных предпочтений:

|Формы и методы профилактики  |Необходимые личностные характеристики                

|Подготовка наглядных                  |Художественные способности, усидчивость,          |

|материалов, средств                       |сосредоточенность, умение использовать свой       |

|контрпропаганды наркотиков и   |прошлый опыт и опыт других людей.                 |

|социальной рекламы.                    |                                                  |

|Распостранение наглядных          |Коммуникабельность, умение входить в контакт с    |

|материалов во время                      |незнакомыми людьми, тактичность и                 |

|тематических акций.                      |доброжелательность, сохранение хорошей ориентации |

|                                                          |при большом количестве людей.                     |

Информация о работе Профилактика наркомании