Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:02, реферат
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Курсовая работа
Исполнитель студентка 4 курса, 042 группы Пикаревич В.В.
Белорусская государственная академия физической культуры
Факультет оздоровительной физической культуры и туризма
Кафедра теории и методики физического воспитания
Минск 2003
Введение
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.
Познавая
и учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требование научно
обоснованной программы всего воспитательно-
Теория
физического воспитания детей непрерывно
развивается и обогащается
Общая характеристика работы
Актуальность исследования
Совершенствование
системы физического воспитания
дошкольников во-многом определяется
уровнем научной обоснованности
методов физической подготовки детей
этого возраста. До сих пор теория
и методика дошкольного воспитания
являлась переложением теории и методики
физической культуры и приспособлением
ее положений к физическому
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.
Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Если
учесть, что двигательная активность
детей является одновременно и условием,
и стимулирующим фактором развития
интеллектуальной эмоциональной и
других сфер, то становится очевидной
необходимость интенсивной
Объект исследования
Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.
Предмет исследования
Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.
Задачи исследования
В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить
нормальное физическое
2. постепенно
закаливать организм и
3. развивать
умение выполнять основные
4. путем
различных коллективных
Рабочая гипотеза
Предполагается,
что для совершенствования
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.
В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Место и роль физической
культуры в общей системе
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Ни в
какой другой период жизни физическое
воспитание не связано так тесно
с общим воспитанием, как в
первые шесть лет. В период дошкольного
детства у ребенка
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста учитывает возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и
Познавая
и учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требования научно
обоснованной программы всего воспитательно-
Вместе
с тем предусматривается
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8)
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1.Уметь
анализировать и оценивать
2.Формулировать
задачи физического воспитания
на определенный период (на пример,
на учебный год) и определять
первостепенные из них с
3.Организовать
процесс воспитания в
4.Проектировать
желаемый уровень конечного
5.Сравнивать
достигнутые результаты с
6.Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.(16).
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир (12)
1.2. Система физического
Система
физического воспитания в дошкольных
учреждениях представляет собой
единство цели, задач, средств, форм и
методов работы, направленных на укрепление
здоровья и всестороннее физическое
развитие детей. Она одновременно является
подсистемой, частью общегосударственной
системы физического
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
1.3.Цель, задачи, средства физического
воспитания в дошкольных
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных
задач особое место занимает охрана
жизни и укрепление здоровья детей,
и всестороннее физическое развитие,
совершенствование функций
Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба позвоночника,
развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата; способствовать развитию всех
групп мышц, в особенности мышц-
Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста