Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Крупнейшие футбольные турниры последних лет показали, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. С повышением скорости игры, изменились тактические схемы и расстановки игроков, которые предполагают многократные подключения защитников к атакующим действиям.
Введение
1.Обзор литературы
1.1. Значимость быстроты для футболистов
1.2. Возрастные особенности юношей 13-14 лет
1.3. Быстрота и особенности ее развития в теории физической культуры
1.4. Развитие быстроты в футболе
Список литературы
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в целях воспитания быстроты движения специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должны быть в пределах до 15—20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды). После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно- рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать , следующие методические подходы и приемы[20]:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером- партнером и др.).
1.4. Развитие быстроты в футболе.
Развитие двигательной реакции. Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для футболиста. В условиях игры может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно). [22,2]
По мнению Качани. А, путь футболиста к воротам осуществляется чаще всего вследствие выполнения сложных двигательных действий (способ и скорость ведения мяча, выбор направления передвижения, "укрывание" мяча, смена маневра, способ передачи или удара и при этом определенная дифференцировка мышечных усилий и др.). [12]
Лаптев А.П. считает, что в футбольной игровой деятельности (в основе успешной реализации действий лежит феномен "реакции выбора"). Представление о нем можно развивать в нескольких направлениях. Но для практики футбола, с его точки зрения, необходимы упражнения, которые бы комплексно (а не фрагментарно) представляли бы цельное двигательное действие в его закономерном развитии, характерном для игрового футбольного этюда. Чем глубже и тоньше умеет игрок воспринимать постоянно меняющиеся ситуации, тем лучше он будет ориентироваться в течение игры и понимать содержание отдельных эпизодов. [36]
Хорошими средствами для развития двигательной реакции будут старты из различных положений, старты в движении под звуковые и зрительные сигналы, игры с внезапным выбором решения, компьютерные игры, настольный теннис. [1,]
Развитие стартовой и дистанционной скорости. Игровые действия характеризуются постоянными ускорениями, необходимыми для опережения соперника, для своевременного завершения игровых задач. Они, в интересах цели игры, должны выполняться на высокой скорости с проявлением значительных усилий, требующих очень тонкой координации и мощного энергообеспечения. [31]
Для развития стартовой скорости футболиста эффективным будет бег на 15—30 м (именно на таком отрезке бега юные футболисты набирают максимальную для себя скорость), рывки на 5-7м с мячом и без мяча. [34,12,17]
Развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов. По мнению Монакова Г.В. быстрота движений имеет большое значение в современном футболе. Она определяет скорость перемещений футболиста и скорость выполнения технических приемов, что вместе с точностью повышает эффективность движений. От скорости разбега и движений ноги при ударе по мячу зависит сила удара— скорость и дальность полета мяча. [17]
Эффективными средствами для развития скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов являются упражнения на увеличение частоты шага, упражнения на быстроту выполнения технического приема игры (ведения, передачи, удары по мячу).[13]
Рывково-тормозные действия. В процессе тренировки или игры бег футболистов имеет постоянное изменение направления на высокой скорости. [12]
Скорость рывково - тормозных действий, характеризующая способность футболиста быстро менять направление движения, зависит от работы мышц ног в уступающе-преодолевающем режиме. Для тренировки необходимы упражнения в прыжках и в беге с изменением направления движения.
Необходимо использовать различные виды челночного бега, «слаломный бег». [36,19]
Комплексное развитие скоростных качеств. Для комплексного развития скоростных качеств необходимо совмещать упражнения с мячом и без мяча в равной мере. Использовать подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств. Применять различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимые в режиме, способствующем развитию быстроты. [10]
Помимо применения в широком масштабе игр, игровых упражнений можно использовать специальные подготовительные комплексы упражнений для развития основных физических качеств, прежде всего быстроты и силы. Это создает благоприятные предпосылки для обеспечения прочной базы всесторонней физической подготовленности. Комплексы с преимущественной направленностью на воспитание быстроты надо применять в начале основной части урока, затем следуют игры, также способствующие совершенствованию этого качества. Значительно меньше времени отводится на комплексы упражнений силового характера с соответствующими играми и игровыми упражнениями, а также на комплексы игр, требующих проявления выносливости. Они проводятся соответственно в середине и конце урока.[19]
Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством, вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной скорости надо проводить часто, но в относительно небольшом объеме. Чтобы правильно определить дозировку упражнений, направленных на воспитание быстроты движений, надо учитывать число повторений упражнения, когда они выполняются без снижения скорости, а также длительность непрерывной тренировочной работы, выполняемой без снижения предельной или около предельной скорости. Выполнение упражнений, направленных на воспитание быстроты, прекращают в тот момент, когда субъективные ощущения юного футболиста, внешние признаки утомления или показания секундомера будут свидетельствовать о снижении, скорости передвижения. Это снижение служит первым сигналом («критерием достаточности») для прекращения на данном занятии работы над воспитанием быстроты. [19]
Примеры упражнений.
Используемый комплекс упражнений для разбития быстроты.
В тренировках использовали упражнения:
— Упражнения для развития двигательной реакции
— Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости
— Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов.
— Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
— Упражнения для комплексного развития скоростных качеств Упражнения для развития двигательной реакции.
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, а)группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу — поднятая тренером вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу - рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в максимальном темпе; б) игроки, хаотично двигаются по полю, по сигналу ускорение 5-6 м.
3. Упражнение в движении в парах:
а) игрок 1 движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера;
б) то же упражнение, но игрок 2 движется спиной вперед.
5. Передача мяча в парах,
тройках на месте и в движении,
с уменьшением расстояния
6. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
7. Игра в настольный теннис.
Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости
1) стартовые ускорения по прямой 2 X 20м, интервал 20 с;
2) стартовые ускорения по окружности 2 X 20м, интервал 20 с;
3) стартовые ускорения по ломаной линии 4 X 15м, интервал 20 с;
4) ведение мяча в сочетании с жонглированием для активного отдыха - 3 мин;
5) стартовые рывки с мячом по прямой, 2 X 20м, интервал 20 с;
6) стартовые рывки с мячом по окружности, 2 X 20м, интервал 20 с; жонглирование мячом ногами и головой в движении для активного отдыха —Змин;
7) обводка 5 стоек с максимальной скоростью, 3 X 20м, интервал 20 с;
8) передачи мяча в парах в движении для активного отдыха — 3 мин;
9) ведение мяча — поворот кругом — рывок с мячом 3 X 20м, интервал 20 с.
10) То же в единоборствующих парах, в тройках. Различные виды эстафет.
11) Игровые упражнения, выполняемые на максимальной скорости.
Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и техн и ческих приемов.
1 .На увеличение частоты шага.
а) бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе;
б) бег на месте с последующим ускорением;
в) беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с.
2. Упражнения на быстроту
выполнения технического
а) имитация технических приемов с высокой скоростью;
б) выполнение отдельного технического приема с высокой скоростью.
Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
1. Различные виды челночного бега:
отрезки 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 3x18 м, 2x15 м, 5x30 м.;
2. «слаломный бег» с обводкой стоек;
3. Бег по «коридору» с подтормаживанием на его сторонах;
4. Бег 18м, поворот на 180° на синей линии, бег спиной вперед, 18м, снова поворот на 180°, обычный бег 18 м.
5. То же с мячом.
Упражнения для комплексного развития скоростных качеств
1. С мячом:
Если упражнение выполняет один игрок, то ему разрешается бить по мячу после двух отскоков от пола. Расстояние до предмета не должно быть слишком большим.
Информация о работе Развитие быстроты у юношей 13-14 лет в футболе