Развитие координационных способностей у юношей 14 – 15 лет занимающихся боксом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность единоборств для гармонического развития личности объясняется: во-первых, спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в - третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности; в-четвёртых, высокой эмоциональностью; в-пятых, единоборства - уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Содержание

Введение
Раздел I.
1. 1.Координационные способности как виды двигательных способностей
1) 1.1.1. Понятие «координационные способности», виды координационных способностей
2) Средства и методы развития координационных способностей
3) Основные периоды развития координационных способностей
4) Критерии оценки координационных способностей
5) Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей
2. Формирование координационных способностей у боксеров 14-15 лет
1) Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей
2) Методы совершенствования координационных способностей
3) Факторы, влияющие на развитие координационных способностей
4) Специфика проявления координационных способностей в боксе
5) Тесты, используемые для определения уровня развития координационных способностей
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВЫВОДЫ
Список используемой и цитируемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа последняя.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

1) время, затрачиваемое на освоение  нового движения или какой-то  комбинации. Чем оно короче, тем  выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки»  своей двигательной деятельности  в соответствии с изменившейся  ситуацией. В этих условиях умение  выбрать наиболее оптимальный  план успешного решения двигательной  задачи считается хорошим показателем  координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых  двигательных заданий (действий) или  их комплексы (комбинации). В качестве  заданий-тестов рекомендуется применять  упражнения с асимметричным согласованием  движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже  встречающиеся в двигательном  опыте человека;

4) точность выполнения двигательных  действий по основным характеристикам  техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при  нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного  в координационном отношении  двигательного задания (по конечному  результату и стабильности отдельных  характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой  точности — количеству попаданий  при бросках мяча в кольцо  в баскетболе, различных предметов  в мишень и т.п.

 

 

 

Глава II

 

Цель исследования - изучить особенности развития координационных способностей у юношей и выявить наиболее эффективную методику.

Задачи исследования

·Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей, сформулировать определения координационные способности, координация, ловкость.

·Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

    1. Методы исследования:

Перечислить

1.

2. и т.д

2.1.1 Анализ и обобщение литературных источников. В результате анализа и обобщения литературных источников были сформулированы определения: координационные способности, координация ловкость, также выявлены наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

2.1.2 метод тестирование.

Тесты

  1. Челночный бег (3x10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде "На старт!" испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда "Марш!". Испытуемый бежит 30 м с предельной скоростью.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде "На старт!" испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда "Марш!". Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Тест закончен.

Результат - время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение - Т1); время челночного бега (3x10 м) с точностью до десятой доли секунды (Т2). Т2 является абсолютным показателем координационных способностей в циклических локомоциях (беге). Относительный (латентный) показатель координационных способностей определяется по разности Т2 - Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель координационных способностей.

Оценочная таблица (после каждого теста), где брал тест

  1. Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м. Процедура тестирования. Испытуемый принимает и. п. - сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде "Можно" учащийся выполняет метание из-за головы, сидя лицом по направлению метания.

Результат - расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (Т1) рукой. Т1 характеризует абсолютные показатели координационных способностей в баллистических движениях с установкой "на силу".

  1. Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; футбольный и баскетбольный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоянии 2,5м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от старта до центра первой стойки и от финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

Процедура тестирования. Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обежать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

Результат - время, которое испытуемый покажет при пересечении им финишной черты. Определяется время для ведущей руки - Т4, которое характеризуют абсолютные показатели координационных способностей, проявляемые в спортивно-игровых двигательных действиях.

2.метод математической обработки результатов исследования. В результате математической обработки результатов были составлены таблицы 2 и 3.

3.метод педагогического эксперимента. Эксперимент проводился над группой (25чел.), в конце II четверти после освоения тем Баскетбол и Волейбол. Результаты показали эффективность использования спортивных игр как средства развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.

Исследование включает в себя несколько последовательных этапов:

  • Сбор информации по исследуемой проблеме;
  • теоретический анализ и обобщение источников;
  • выявление наиболее эффективной методики для развития координационных способностей;
  • выбор тестов для оценки развития координационных способностей;
  • выбор объекта для исследования;
  • проверка исходного уровня исследуемых;
  • непосредственное проведение эксперимента;
  • проверка достигнутого уровня исследуемых;
  • подведение итогов, выводы.

 

Организация исследований

 

 

Нет основного  3 раздела Обсуждение результатов исследований

3.1. До эксперимента.

3.2 Методика занятий

3.3. Результаты после эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование новых двигательных умений и навыков в боксе на основе имеющеюся опыта является наиболее важным критерием проявления их координационных способностей. В его основе лежит антиципация и экстраполяция, которые обеспечивают «перенос навыков». Спортсмен, обучаясь ограниченному числу вариантов навыка, приобретает способность выполнять их неограниченное число. Специфическая двигательная активность позволяет развивать оперативную способность - двигательный интеллект.

Координация движений, уровень пространственной и временной точности движений, тонкость дифференцировки мышечных усилий, вестибулярная устойчивость, скорость реакций, уровень развития физических способностей и возможностей их реализации составляют базис «двигательного интеллекта» у юных боксеров.

В спортивной практике также необходимо придерживаться принципа опережающего развития двигательной обучаемости, чтобы иметь возможность перестраивать двигательную координацию в зависимости от конкретных условий. Успехи в боксе во многом зависят от способности к двигательному обучению. Двигательные возможности юных боксеров существенно повышаются при использовании разовых и экспромтных движений. При развитии координационных способностей важно повысить управляемость фоновых уровней, создавать для занимающихся разнообразные и непредвиденные двигательные задачи.

Результаты наши исследований показали, что систематические занятия боксом, используя традиционные средства и методы подготовки, мало влияют на координационные способности в локомоторных действиях. Согласно теории уровневого построения движений Н.А. БернштеЙна локомоторные действия связаны с функциями пространственного поля. Этот уровень центральной нервной системы наиболее интенсивно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте. При формировании новых двигательных умений и навыков уровень пространства в этот возрастной период выступает в качестве ведущего уровня. В подростковом возрасте эта роль начинает переходить к более высокому уровню управления -уровню действий.

К сожалению, первые шаги в спорте многие юные боксеры делали, мало уделяя формированию пространственного поля. Они сразу в основном перешагивали этот рубеж. Такая организация процесса формирования локомоторных умений менее рациональна, так как она связана с переключением ведущего уровня. По нашим данным, наблюдается замедление прироста показателей координационных способностей в период полового созревания. Это обстоятельство является одной из причин отсутствия значимого эффекта в тренировке локомоторных действий у юных боксеров.

Первоочередной задачей является накопление фонда двигательных навыков, создание необходимой базы для последующего совершенствования моторных способностей, лежащих в основе различных проявлений координационных способностей.

Заслуживает критики и методика формирования координационных способностей, используемая в тренировочном процессе юных боксеров. В этом виде спорта применяется небольшой объем деятельности в вероятностных условиях. По нашему мнению, существующая методика подготовки преследует, прежде всего, цель формирования и тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических способностей, лежащих в основе координационных способностей.

Общепринятая технология подготовки юных боксеров включает деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако, эти условия, как правило, однотипные и в скором времени становятся для спортсменов привычными, не требующими волевых усилий, находчивости, инициативы и способностей к двигательной импровизации. Эффект развития координационных способностей определяется не только сложностью психомоторных задач, но и их новизной, и необычностью.

 

Список литературы

Оформить по новым требованиям

1.  Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.

2.  Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. – М.: Наука, 1990. – 495 с.

3.  Бутенко Б. И. Специализированная подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 69 с.

4.  Вавилов Ю. А. Физиологические основы двигательной деятельности. – М.: Наука, 1991. – 367 с.

5.  Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С. 153-155.

6.  Дегтярев И. П. Единоборства: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 287 с.

7.  Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995, № 9. – С. 5.

8.  Любимирский Л. Е., Мейскона Г. Б., Лях В. И. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – С. 44-50.

9.  Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. – 1995, № 11.

10.  Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000, № 4. – С. 6-13.

11.  Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000, № 5. – С. 3-10.

12.  Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2001, № 2. – С. 7-14.

13.  Лях В. И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя

14.  Лях В. И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. – 1994, № 4. – С. 26.

15.  Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

16.  Назаров В. П. Координация движений у детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 34 с.

17.  Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки спортсменов. – М.: Просвещение, 1974. – 156 с.

18.  Платонов В. Н. Общая теория спорта. – Киев: Олимпийская литература

19.  Солодков А. С. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам: Избранные разделы возрастной физиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Солодкова. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. – 179 с.

20.  Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406

21.  Физиология человека: Учебник для ВУЗов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ВУЗов / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.

22.  Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 480

23.  Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная медицина. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.

Информация о работе Развитие координационных способностей у юношей 14 – 15 лет занимающихся боксом