Развитие управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие управленческой мысли в России, для чего необходимо решить следующие задачи:
o выяснить особенности зарождения и развития управленческой мысли в России;
o рассмотреть историю развития управленческой мысли в дореволюционной России, на рубеже ХХ века и в период перехода к рыночным отношениям;
o выявить тенденции развития управленческой мысли на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие физкультуры и спорта. Новые системы и методы физического воспитания..docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, первая и вторая управленческая революции совершались с диаметрально противоположных позиций, преследовали разные цели, ориентировались на различные  идеалы и принципы. Обе революции совершались «сверху» меньшинством населения. В том и в другом случае революцию совершала группа интеллектуалов, стоящая в оппозиции к правящей политической элите: в 1917 г. - в оппозиции к временному буржуазному правительству, в 1991 г. - в оппозиции к советскому партийному руководству. После того как революция свершалась, находящиеся в оппозиции интеллектуалы захватывали власть и становились правящей управленческой элитой.      

Через некоторое время (примерно 5 — 7 лет) в правящей элите намечался серьезный отход от провозглашенных целей и идеалов. В.Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализма и провозгласил новую экономическую политику (НЭП). Б.Ельцин через такое же количество лет отошел от шоковой терапии и повернул к новой социальной политике. В ее основе лежали принципы, которых придерживались коммунисты.       

Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма, немедленно открывались курсы повышения  квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х годов В. Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ, которые в течение 5 — 7 лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента. В начале 90-х годов при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.     

Рыночная экономика требует  адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование  теории и практики управления. Изучение передового опыта является очень  существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе  любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри - и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.       

Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава. Ни одна управленческая революция не разрушила традиций косности и рутины, которые складывались на протяжении тысячи лет в русском менталитете руководителей и которые превратились в устойчивую традицию.  

 

       Приложение 1

Вклад в современную  науку менеджмента 

концепций различных школ и  подходов 

Научные направления и ключевые положения  концепций

Основные идеи, используемые в современном менеджменте

1. Научный менеджмент и классическая  административная школа

- Научные принципы

- Рационализация выполнения работ

- Разделение труда в управлении

- Научный подход  к менеджменту и принципы управления  
- Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования  
- Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих

2. Школа человеческих отношений  и поведенческих наук

- Коллектив как особая социальная группа

- Межличностные  отношения как фактор роста  эффективности и потенциала каждого работающего

- Использование  в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и  лидерства

- Исследование  поведения людей в организациях

- Отношение к  членам организации как к активным  человеческим ресурсам

3. Количественный подход (наука управления)

- Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники

- Использование количественных измерений при принятии решений

- Использование  информационных систем управления  и вычислительной техники

4. Системный и ситуационный  подходы

- Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации

- Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды

- Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей

- Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации

- Принятие управленческих  решений на основе изучения  всей совокупности ситуационных  факторов


 

 

Приложение  2

Принципы  управления социалистическим производством

Принцип

Содержание  принципа

Демократический центризм

Централизованное  руководство народным хозяйством и  предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий

Единоначалие  и коллегиальность

Единоначалие  предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении

Единство  политического и хозяйственного руководства

Политические  задачи определяются с учетом состояния  экономики, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов

Отраслевой  и территориальный подход

Производство, создающее экономические условия  жизни людей, управляется преимущественно  отраслевыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни  населения, - преимущественно территориальными органами

Плановое  ведение хозяйства

Установление  на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства  в целом

Материальное  и моральное стимулирование труда

Распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и  качеству затраченного ими труда  с помощью материальных и моральных  стимулов

Научность

Построение  всей системы управления производством на достижениях науки управления

Ответственность

Каждый работник предприятия должен точно знать  свои обязанности и права, а также  за что он лично несет ответственность

Подбор  и расстановка кадров

Каждый работник должен быть подобран так и поставлен  на такой участок, где он может  выполнять порученную работу наиболее эффективно

Экономичность и эффективность

Эффективное сочетание  людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда


 


Информация о работе Развитие управленческой мысли в России