Роль умственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам. Современные исследователи в области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных сторон, но большинство из них рассматривают физическое самовоспитание с позиций укрепления здоровья, самосовершенствования физических качеств, овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Специфическим для физкультурного воспитания стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в самовоспитании.

Содержание

Введение 3 1. Теория физического воспитания 5 1.1. Физическое воспитание и система физического воспитания 5 1.2. Физическая деятельность как одна из областей деятельности, формирующих личность 10 1.3. Возможности, предоставляемые физической культурой для всестороннего воспитания личности и пути их использования 13 1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как условие здорового образа жизни 15 2. Этапы становления теории физического воспитания дошкольников в России в первой половине XX века 20 2.1. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании и обучении детей 21 2.2. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева 27 2.3. Мелкобуржуазная теория «Свободного воспитания» 31 Заключение 38 Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Выдержка.docx

— 39.48 Кб (Скачать файл)

Выдержка

Введение Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это  в первую очередь и с кризисным  состоянием здоровья, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации  к повышенным умственным нагрузкам. Современные исследователи в  области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных  сторон, но большинство из них рассматривают  физическое самовоспитание с позиций  укрепления здоровья, самосовершенствования  физических качеств, овладения двигательными  навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Специфическим  для физкультурного воспитания стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в  самовоспитании. Физическое воспитание является единственным предметом в  школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала  разработки новых подходов к системе  оценки физического здоровья, чтобы  он не только понимал, но и внутренне  принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние. В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, роста заболеваемости и последующим  снижением работоспособности. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру жизнедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации  и самодисциплины, саморегуляции  и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную  самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности  в целом. Здоровый образ жизни  создает для личности такую социокультурную  микросреду, в условиях которой возникают  реальные предпосылки для высокой  творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется  процесс ее самосовершенствования.

Содержание

Содержание Введение 3 1. Теория физического воспитания 5 1.1. Физическое воспитание и система  физического воспитания 5 1.2. Физическая деятельность как одна из областей деятельности, формирующих личность 10 1.3. Возможности, предоставляемые  физической культурой для всестороннего  воспитания личности и пути их использования 13 1.4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование  как условие здорового образа жизни 15 2. Этапы становления теории физического воспитания дошкольников в России в первой половине XX века 20 2.1. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании и обучении детей 21 2.2. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева 27 2.3. Мелкобуржуазная  теория «Свободного воспитания» 31 Заключение 38 Список использованной литературы 40

Литература

Список использованной литературы 1. Воспитание детей в  старшей группе детского сада. М.: 1984. 2. Воспитание и обучение в дс под  ред. А.В.Запорожца и Н.А.Мар¬ковой - М., Педагогика,1976 3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / под  ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. М.: 1987. 4. Громова Е. ОРУ для старших  дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1983. № 2. 5. Дроздова В. О методике проведения утренней гимнастики\\Д.в,1980. 6. Заводнова  О.Г. Физкультура в детском саду. М.: 1998. 7. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду /Под ред, Г. П. Лесковой. М.: 1981 8. Лескова Г.П. ОРУ в детском  саду, 1981 9. О ритмических движениях  дошкольников \\ Д.в, 1983 - 8 10. Осокина  Т.И. Физ.культура в д\саду- М.: Пр.,1986 11. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2008. – 451с. 12. Пирогова Е.В., Иващенко Л.Я., Страпко  Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 2006. – 328с. 13. Развитие движений ребенка-дошкольника под ред. Фонарева - М.:1975 14. Рейзин В.М., Ищенко А.С. Физическая культура в жизни студента. Минск: Высшая школа, 2009. – 524с. 15. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Д. Физическая культура: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2007. – 493с. 16. Танцевальная физкультура для дошкольников \\ Д\в, 1988 - 4 17. Тимофеева Г. А. Гимнастика"в д\с - М.: Пр. ,1259 18. Физическая культура: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2008. – 224с. 19. Фомина АЛ Физ.- занятия и спортивные игры в д\с - М.: Пр. 1974

 

 

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Горбунов  
Кандидат педагогических наук А.В. Дубровский

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Ключевые слова: физкультурное знание, умственная готовность, профессиональная деятельность.

С физической культурой, прямо или  опосредованно, сталкиваются абсолютно  все люди. Более того, эти "столкновения" настолько часты, что какую бы сферу человеческой деятельности мы ни рассматривали, там обязательно  будут присутствовать хотя бы отдельные  элементы физической культуры. Речь идет не только о совершенствовании и  реализации двигательного потенциала, но и о физкультурном знании, благодаря  которому существенно расширяются  горизонты применения средств физической культуры [1].

Несмотря на это возможности  физической культуры используются крайне слабо. На сегодняшний день сложился некий стереотип восприятия физической культуры как явления примитивного и полностью разработанного [1]. Однако далеко не каждый разбирается в сущности управления биологическим в человеке, но очевидно, что физическое упражнение оказывает влияние главным образом  именно на биологические функции. Любая  физическая нагрузка - это вклад  в формирование человека, а система  физических нагрузок - мощное управляющее  воздействие на биологические, психологические  и иные возможности человека, которые  реализуются через социальные факторы [3, 5]. Таким образом, физкультурное  знание глобально по своим масштабам  и отмечено огромным количеством "белых  пятен". Одним из таких недостаточно исследованных вопросов является изучение возможностей физической культуры, и  физической подготовки в частности, в формировании готовности человека к профессиональной деятельности.

Научно-техническая революция, переживаемая цивилизованным человечеством уже  на протяжении нескольких десятков лет, и в настоящее время находится  в стадии высокой активности. С  приходом НТР не только появились  новые горизонты, но и возникли определенные сложности. С каждым годом человечеству приходится осваивать новые и  всё более сложные технические  системы. В связи с этим интенсивность  процесса обучения во всех сферах образовательной  деятельности вышла на такой уровень, что без значительного увеличения объема информации, приобретения новых  знаний и умений, а также освоения новых образовательных технологий достичь желаемого результата не представляется возможным [2, 3, 4].

На современного человека, начиная  уже с дошкольного возраста, "обрушивается" информационный поток. Значительную часть  этой информации он вынужден воспринимать, а многую тщательно усваивать. Кульминации  информационный поток достигает  в то время, когда перед индивидуумом стоит задача обучения. Даже при  благоприятном течении процесса обучения проблемным остается вопрос умственного и психического перенапряжения. Следовательно, налицо необходимость  формирования неспецифической адаптации, позволяющей посредством готовых, уже имеющихся механизмов создавать  адаптационный эффект с заданными  значениями. В качестве таких механизмов могут выступать приспособительные  реакции на физическую нагрузку, которые  в филогенезе являются самыми древними и отточенными [2].

В этих условиях важное значение имеет  подготовленность человека к деятельности, основанной на активных мыслительных процессах. Такая деятельность включает в себя как процесс обучения и  собственно интеллектуальный труд, так  и физический труд, являющийся результатом  управленческой деятельности ЦНС. Другими  словами, сегодня весьма актуальна  умственная готовность человека к обучению и профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы приступили к исследованию взаимосвязи механизмов умственной и физической работоспособности  как важнейших биологических  предпосылок и основы развития интеллекта, эрудиции и специальных умений (умственная готовность). По мнению авторов, исследование непосредственно связано с активным поиском возможностей повышения  умственного потенциала человека, способности  к творческому труду. Хорошо известно, что умственная и физическая работоспособность  человека представляют собой высшие формы индивидуальной адаптации, раскрытие  механизмов которых может служить  основой разработки эффективных  мер, повышающих приспособляемость  организма человека к различным  факторам среды [2, 5].

При выполнении экспериментального исследования была сделана попытка рассмотрения умственного и двигательного  в системе. Изучены действия, направленные на отбор из окружающей среды объектов, свойства которых можно использовать для достижения цели, и на объединение  этих объектов надлежащим образом как  работу по созданию того, что называется системой. Другими словами, система  есть средство достижения цели. Именно поэтому, решая вопросы устойчивости, стабильности и надежности умственной деятельности, авторами введено понятие "система умственной готовности человека к профессиональной деятельности". Умственная готовность была определена как совокупность свойств человека выполнять определенные действия в  определенное время с заданной эффективностью, обусловленной требованиями определенной профессиональной деятельности. Очевидно, что компоненты умственной готовности связаны как с мыслительной, так  и с динамической (двигательной) функцией.

Дело в том, что физическая, умственная и мыслительная деятельность любого профессионала разворачивается  в двух сферах: с одной стороны, во взаимодействии с предметной составляющей данного труда, с другой - в ходе общения с коллегами, руководителями и подчиненными [4]. Эти сферы совершенствуются в ходе психологической подготовки, являющейся составной частью физической подготовки, и отражают рефлекторно-эмоциональную  готовность.

Из приведенного выше определения  умственной готовности к деятельности выделяются три составляющие: теоретическая, функциональная, двигательная. Остается напомнить, что в физической 
готовности также выделяют функциональный и двигательный компоненты [2, 3, 5]. Каждая составляющая данного понятия имеет свои параметры:

1. Теоретическая готовность - совокупность  количественных (успеваемость, количественные  характеристики памяти и внимания) и качественных параметров (эрудиция, интеллект, объем специальных  знаний) в зависимости от работоспособности  основных функциональных систем, мотивации и среды обитания.

2. Функциональная готовность - определённые  количественные показатели, полученные  в ходе тестирования умственной  работоспособности и нейродинамики  в зависимости от типа телосложения, темперамента и характеристик  двигательной активности.

3. Двигательная готовность - количественные  характеристики специальных двигательных  качеств (проявляющихся на основе  силы, быстроты, выносливости, гибкости  и ловкости), необходимых для материального  воплощения знаний и умений  в сфере профессиональной деятельности  в зависимости от показателей  общей физической работоспособности.

Смоделировав условия функционирования системы "умственная готовность человека к профессиональной деятельности", описав отношения элементов системы  и определив критерии оценки готовности, мы приступили к изучению воздействия  на данную систему физических упражнений. Изучалось воздействие различных  по длительности, интенсивности и  направленности физических нагрузок на умственную готовность, как в срочном, так и в отставленном тренировочном  эффекте. В результате проведённого исследования были выявлены физические упражнения и режимы их включения  в физическую подготовку человека, приводящие к улучшению показателей  умственной готовности. Полученные результаты дают основание рассчитывать на возможность  совершенствования умственной готовности человека к профессиональной деятельности средствами физической культуры.

Литература

1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека: к проблеме развития физкультурного знания // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41.

2. Василяускас К.М. Влияние физических нагрузок на взаимоотношение некоторых вегетативных и соматических функций у юных спортсменов // Научные основы физического воспитания и спорта: Реферативный сборник диссертаций / Под ред. И.Н. Петухова. - М.: ФиС, 1971, с. 20-23.

3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987 (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Физкультура и спорт", № 7). - 236 с.

4. Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности //Психологический журнал, 1996, т. 17, № 6, с. 82-94.

5. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969, с. 5-13.

ВВЕДЕНИЕ 3 
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА 
КООРДИНАТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА 4 
1.1. Понятие физических упражнений и координаторных функций 4 
1.2. Двигательная активность и ее влияние на координаторные способности детей 8 
2.3. Влияние координаторных функций на интеллектуальное и физическое развитие детей 13 
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КООРДИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ, УМСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 17 
2.1. Методики оценки эффективности физических упражнений и их влияние на умственное и физическое развитие детей 17 
2.2. Выборка испытуемых 28 
2.3. Сравнительный анализ показателей физического и умственного развития детей 29 
2.4. Влияние физических упражнений на разфитие координаторных функций: различия умственных и физических показателей здоровья 
35 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Информация о работе Роль умственной деятельности