Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:04, реферат
Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно - сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры……………….5
2.Физическая культура в структуре  профессионального образования…….. 7
3. Профессиональная направленность физического воспитания…………….14
4. Ценностные ориентации и отношение к физической культуре……………18
Заключение ………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
При активно-положительном отношении 
ярко выражены физкультурно-спортивная 
заинтересованность и целеустремленность, 
глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость 
интересов, регулярность занятий, участие 
в соревнованиях, активность и инициативность 
в организации и проведении физкультурно-спортивных 
мероприятий. 
Пассивно-положительное отношение 
отличается расплывчатыми мотивами, неясностью 
и неконкретностью целей, аморфностью 
и неустойчивостью интересов, эпизодическим 
участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. 
Индифферентное отношение — это безразличие 
и безучастность, мотивация в этом случае 
противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной 
деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное 
отношение связано со скрытым негативизмом 
части людей к физической культуре и спорту, 
они для таких лиц не имеют никакого значения. 
Активно отрицательное отношение проявляется 
в открытой неприязни, откровенном сопротивлении 
занятиям физическими упражнениями, которые 
для таких лиц не имеют никакой ценности. 
Эмоции — важнейший компонент 
ценностных ориентации, наиболее глубоко 
характеризующий их содержание и сущность. 
С помощью эмоций выражаются: удовольствие, 
удовлетворение, величина потребности, 
оценка личной значимости, удовлетворенность 
физическим Я. В связи с тем, что эмоции 
имеют различную степень выраженности, 
длительность протекания и осознанность 
причины их проявления, можно выделить: 
настроения (слабо выраженные устойчивые 
эмоциональные состояния); страсть (быстро 
возникающее, стойкое и сильное чувство, 
например к спорту); аффект (быстро возникающее 
кратковременное эмоциональное состояние, 
вызванное особо значимым раздражителем 
и всегда бурно проявляемое, например 
при победе). Эмоции обладают свойством 
заразительности, что очень важно при 
занятиях физкультурно-спортивной деятельностью. 
Волевые усилия регулируют поведение 
и деятельность личности в соответствии 
с поставленными целями, принятыми решениями. 
Волевая активность определяется силой 
мотива: если я очень хочу достичь цели. 
то буду проявлять и более интенсивное, 
и более длительное волевое усилие. Волевое 
усилие направляется разумом, моральным 
чувством, нравственными убеждениями. 
Физкультурно-спортивная деятельность 
развивает волевые качества: упорство 
в достижении цели, которое проявляется 
через терпеливость и настойчивость, т.е. 
стремление достичь отдаленную во времени 
цель, несмотря на возникающие препятствия 
и трудности: самообладание, под которым 
понимают смелость, как способность выполнить 
задание, несмотря на возникающее чувство 
боязни, страха; сдержанность (выдержка) 
как способность подавлять импульсивные, 
малообдуманные, эмоциональные реакции: 
собранность (сосредоточенность) как способность 
концентрировать внимание на выполняемом 
задании, несмотря на возникающие помехи. 
К волевым качествам относятся решительность, 
характеризуемая минимальным временем 
принятия решения в значимой для человека 
ситуации, и инициативность, которая определяется 
взятием на себя ответственности за принимаемое 
решение.Ценностные ориентации выражают 
совокупность отношений личности к физической 
культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
 
3.Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.
Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:
Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней. Баранов В.А., Цедилин Ю.В., Якушев В.А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. - М.: РГТЭУ, 2005 (стр. 23-27)
В соответствии с критериями можно выделить 
ряд уровней проявления физической культуры 
личности. 
Предноминальный уровень складывается 
стихийно. Причины его лежат в сфере сознания 
в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью 
предлагаемой педагогами программой, 
содержанием занятий и внеучебной деятельности, 
ее смысловым и общекультурным потенциалом; 
осложненными межличностными отношениями 
с педагогом. У студентов отсутствует 
потребность в познавательной активности, 
а знания проявляются на уровне знакомства 
с учебным материалом. Отрицается связь 
физической культуры со становлением 
личности будущего специалиста и процессом 
его профессиональной подготовки. В мотивационной 
сфере доминирует негативная или индифферентная 
установка. На учебных занятиях такие 
студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности 
отвергают. Уровень их физических возможностей 
может быть различным. 
Номинальный уровень характеризуется 
индифферентным отношением студентов 
к физической культуре и спонтанным использованием 
ее отдельных средств и методов под влиянием 
товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального 
впечатления от спортивного зрелища, теле- 
или киноинформации. Знания ограничены, 
бессистемны: смысл занятий видится лишь 
в укреплении здоровья, частично в физическом 
развитии. Практические умения ограничены 
простейшими элементами — утренняя зарядка 
(эпизодически), отдельные виды закаливания, 
активный отдых; направленность — личная. 
Иногда студенты этого уровня могут принимать 
участие в некоторых видах физкультурно-спортивной 
деятельности репродуктивного характера 
по просьбе педагога. Уровень здоровья 
и физической подготовленности таких 
студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском 
периоде они не проявляют инициативы в 
заботе о своем здоровье, физическом состоянии. 
В основе потенциального уровня — положительно 
осознанное отношение студентов к физической 
культуре в целях самосовершенствования 
и профессиональной деятельности. Они 
имеют необходимые знания, убеждения, 
практические умения и навыки, позволяющие 
грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную 
деятельность под контролем и при консультативной 
помощи педагогов и опытных товарищей. 
Познавательная активность проявляется 
как в сфере спортивных зрелищ, так и в 
освоении научно-популярной литературы. 
Направленность «на себя». Большое 
значение придают эмоциональному общению 
и самовыражению в процессе занятий. Используют 
частичное физическое самовоспитание, 
руководствуясь личными мотивами. Проявляют 
активность в общественной физкультурной 
деятельности лишь при побуждении извне 
(педагоги, общественность, деканат). После 
окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную 
активность, лишь попадая в благоприятную 
среду. 
Творческий уровень характерен 
для студентов, убежденных в ценностной 
значимости и необходимости использовать 
физическую культуру для развития и реализации 
возможностей личности. Этим студентам 
присуща основательность знаний по физической 
культуре, они владеют умениями и навыками 
физического самосовершенствования, организации 
здорового образа жизни, использования 
средств физической культуры для реабилитации 
при высоких нервно-эмоциональных нагрузках 
и после перенесенных заболеваний: они 
творчески внедряют физическую культуру 
в профессиональную деятельность, в семейную 
жизнь. После окончания вуза проявляют 
инициативу самодеятельности во многих 
сферах жизнедеятельности. 
Границы выделенных уровней подвижны. 
Они свидетельствуют о наличии противоречий, 
основным из которых является несоответствие 
между современными требованиями к профессионально-личностному 
развитию будущего специалиста и его реальным 
уровнем. А это является движущей силой 
развития его физической культуры. 
4.Ценностные ориентации и 
отношение к физической культуре. 
Под ценностями понимаются предметы, явления 
и их свойства, необходимые обществу и 
личности в качестве средств удовлетворения 
потребностей. Они формируются в процессе 
усвоения личностью социального опыта 
и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, 
интересах. В них отражены представления 
студентов, о желаемом. В формировании 
определенных ценностей, способных удовлетворить 
потребности студентов, проявляется единство 
физического, психического и социального 
развития личности. 
В сфере физической культуры ценности 
по качественному критерию могут быть 
представлены как: 
♦ материальные (условия занятий, качество 
спортивной экипировки, льготы со стороны 
общества); 
♦ физические (здоровье, телосложение, 
двигательные умения и навыки, физические 
качества, физическая подготовленность); 
♦ социально-психологические (отдых, развлечение, 
удовольствие, трудолюбие, навыки поведения 
в коллективе, чувства долга, чести, совести, 
благородства, средства воспитания и социализации, 
рекорды, победы, традиции); 
♦ психические (эмоциональные переживания. 
Черты характера, свойства и качества 
личности, творческие задатки); 
♦ культурные (познание, самоутверждение, 
самоуважение, чувство собственного достоинства, 
эстетические и нравственные качества, 
общение, авторитет). 
Ценностные ориентации студентов рассматриваются 
как способы, с помощью которых дифференцируют 
объекты физической культуры по их значимости. 
В структуре физкультурно-спортивной 
деятельности ценностные ориентации тесно 
связаны с эмоциональными, познавательными 
и волевыми ее сторонами, образующими 
содержательную направленность личности. 
Характер же направленности в самой деятельности 
чаще зависит от того, какой личностный 
смысл имеет система тех или иных ценностей, 
определяющая действенность отношений 
индивида к тем объектам, ради которых 
эта деятельность осуществляется. Одни 
объекты могут вызывать эмоциональную 
(чувственную), другие — познавательную, 
третьи — поведенческую активность.  
Результатом деятельности в 
физической культуре является физическая 
подготовленность и степень совершенства 
двигательных умений и навыков, высокий 
уровень развития жизненных сил, спортивные 
достижения, нравственное, эстетическое, 
интеллектуальное развитие. 
Заключение
Итак, физическую культуру следует 
рассматривать как особый род культурной 
деятельности, результаты которой полезны 
для общества и личности. В социальной 
жизни в системе образования, воспитания, 
в сфере организации труда, повседневного 
быта, здорового отдыха физическая культура 
проявляет свое воспитательное, образовательное, 
оздоровительное, экономическое и общекультурное 
значение, способствует возникновению 
такого социального течения, как физкультурное 
движение, т.е. совместная деятельность 
людей по использованию, распространению 
и приумножению ценностей физической 
культуры. 
  Физическая культура выступает 
как интегральное качество личности, как 
условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной 
деятельности, как обобщенный показатель 
профессиональной культуры будущего специалиста 
и как цель саморазвития и самосовершенствования. 
Она характеризует свободное, сознательное 
самоопределение личности, которая на 
разных этапах жизненного развития из 
множества ценностей избирает, осваивает 
те, которые для нее наиболее значимы. 
 
Литература 
1. Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая 
активность человека. – Киев, 1987.  – 210 с. 
2.Баранов В.А., Венглинский Г.П., Столяр 
К.Э. Теория и практика физической культуры 
в вузе: учебное пособие. - М.: РГТЭУ, 2004.
3. Баранов В.А., Цедилин Ю.В., Якушев В.А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. - М.: РГТЭУ, 2005.
4. Вопросы физического воспитания / под ред. Борилкевича В.Е. Ленинград: издательство ленинградского университета, 1991.
5. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания 
и спорта: Учебное пособие для студентов 
высш. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стер., 
2005.  
6. Голащапов Б. Р. История физической культуры 
и спорта: учебное пособие для студентов 
высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – 
7.Загрядский В. П. , Сулимо-Самойло З. К. Физические нагрузки современного человека. – Л., 1982 4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.
8. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. - М.: Гардарики, 2008.
9. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия». 2007.
10. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009.
11. http://www.rusmedserver.
12. http://www.zdobr.ru/.
Информация о работе Роль физической культуры в структуре профессионального образования