Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:04, реферат
Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно - сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры……………….5
2.Физическая культура в структуре профессионального образования…….. 7
3. Профессиональная направленность физического воспитания…………….14
4. Ценностные ориентации и отношение к физической культуре……………18
Заключение ………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
При активно-положительном отношении
ярко выражены физкультурно-спортивная
заинтересованность и целеустремленность,
глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость
интересов, регулярность занятий, участие
в соревнованиях, активность и инициативность
в организации и проведении физкультурно-спортивных
мероприятий.
Пассивно-положительное отношение
отличается расплывчатыми мотивами, неясностью
и неконкретностью целей, аморфностью
и неустойчивостью интересов, эпизодическим
участием в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Индифферентное отношение — это безразличие
и безучастность, мотивация в этом случае
противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной
деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное
отношение связано со скрытым негативизмом
части людей к физической культуре и спорту,
они для таких лиц не имеют никакого значения.
Активно отрицательное отношение проявляется
в открытой неприязни, откровенном сопротивлении
занятиям физическими упражнениями, которые
для таких лиц не имеют никакой ценности.
Эмоции — важнейший компонент
ценностных ориентации, наиболее глубоко
характеризующий их содержание и сущность.
С помощью эмоций выражаются: удовольствие,
удовлетворение, величина потребности,
оценка личной значимости, удовлетворенность
физическим Я. В связи с тем, что эмоции
имеют различную степень выраженности,
длительность протекания и осознанность
причины их проявления, можно выделить:
настроения (слабо выраженные устойчивые
эмоциональные состояния); страсть (быстро
возникающее, стойкое и сильное чувство,
например к спорту); аффект (быстро возникающее
кратковременное эмоциональное состояние,
вызванное особо значимым раздражителем
и всегда бурно проявляемое, например
при победе). Эмоции обладают свойством
заразительности, что очень важно при
занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Волевые усилия регулируют поведение
и деятельность личности в соответствии
с поставленными целями, принятыми решениями.
Волевая активность определяется силой
мотива: если я очень хочу достичь цели.
то буду проявлять и более интенсивное,
и более длительное волевое усилие. Волевое
усилие направляется разумом, моральным
чувством, нравственными убеждениями.
Физкультурно-спортивная деятельность
развивает волевые качества: упорство
в достижении цели, которое проявляется
через терпеливость и настойчивость, т.е.
стремление достичь отдаленную во времени
цель, несмотря на возникающие препятствия
и трудности: самообладание, под которым
понимают смелость, как способность выполнить
задание, несмотря на возникающее чувство
боязни, страха; сдержанность (выдержка)
как способность подавлять импульсивные,
малообдуманные, эмоциональные реакции:
собранность (сосредоточенность) как способность
концентрировать внимание на выполняемом
задании, несмотря на возникающие помехи.
К волевым качествам относятся решительность,
характеризуемая минимальным временем
принятия решения в значимой для человека
ситуации, и инициативность, которая определяется
взятием на себя ответственности за принимаемое
решение.Ценностные ориентации выражают
совокупность отношений личности к физической
культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
3.Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.
Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:
Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней. Баранов В.А., Цедилин Ю.В., Якушев В.А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. - М.: РГТЭУ, 2005 (стр. 23-27)
В соответствии с критериями можно выделить
ряд уровней проявления физической культуры
личности.
Предноминальный уровень складывается
стихийно. Причины его лежат в сфере сознания
в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью
предлагаемой педагогами программой,
содержанием занятий и внеучебной деятельности,
ее смысловым и общекультурным потенциалом;
осложненными межличностными отношениями
с педагогом. У студентов отсутствует
потребность в познавательной активности,
а знания проявляются на уровне знакомства
с учебным материалом. Отрицается связь
физической культуры со становлением
личности будущего специалиста и процессом
его профессиональной подготовки. В мотивационной
сфере доминирует негативная или индифферентная
установка. На учебных занятиях такие
студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности
отвергают. Уровень их физических возможностей
может быть различным.
Номинальный уровень характеризуется
индифферентным отношением студентов
к физической культуре и спонтанным использованием
ее отдельных средств и методов под влиянием
товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального
впечатления от спортивного зрелища, теле-
или киноинформации. Знания ограничены,
бессистемны: смысл занятий видится лишь
в укреплении здоровья, частично в физическом
развитии. Практические умения ограничены
простейшими элементами — утренняя зарядка
(эпизодически), отдельные виды закаливания,
активный отдых; направленность — личная.
Иногда студенты этого уровня могут принимать
участие в некоторых видах физкультурно-спортивной
деятельности репродуктивного характера
по просьбе педагога. Уровень здоровья
и физической подготовленности таких
студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском
периоде они не проявляют инициативы в
заботе о своем здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня — положительно
осознанное отношение студентов к физической
культуре в целях самосовершенствования
и профессиональной деятельности. Они
имеют необходимые знания, убеждения,
практические умения и навыки, позволяющие
грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную
деятельность под контролем и при консультативной
помощи педагогов и опытных товарищей.
Познавательная активность проявляется
как в сфере спортивных зрелищ, так и в
освоении научно-популярной литературы.
Направленность «на себя». Большое
значение придают эмоциональному общению
и самовыражению в процессе занятий. Используют
частичное физическое самовоспитание,
руководствуясь личными мотивами. Проявляют
активность в общественной физкультурной
деятельности лишь при побуждении извне
(педагоги, общественность, деканат). После
окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную
активность, лишь попадая в благоприятную
среду.
Творческий уровень характерен
для студентов, убежденных в ценностной
значимости и необходимости использовать
физическую культуру для развития и реализации
возможностей личности. Этим студентам
присуща основательность знаний по физической
культуре, они владеют умениями и навыками
физического самосовершенствования, организации
здорового образа жизни, использования
средств физической культуры для реабилитации
при высоких нервно-эмоциональных нагрузках
и после перенесенных заболеваний: они
творчески внедряют физическую культуру
в профессиональную деятельность, в семейную
жизнь. После окончания вуза проявляют
инициативу самодеятельности во многих
сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны.
Они свидетельствуют о наличии противоречий,
основным из которых является несоответствие
между современными требованиями к профессионально-личностному
развитию будущего специалиста и его реальным
уровнем. А это является движущей силой
развития его физической культуры.
4.Ценностные ориентации и
отношение к физической культуре.
Под ценностями понимаются предметы, явления
и их свойства, необходимые обществу и
личности в качестве средств удовлетворения
потребностей. Они формируются в процессе
усвоения личностью социального опыта
и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах,
интересах. В них отражены представления
студентов, о желаемом. В формировании
определенных ценностей, способных удовлетворить
потребности студентов, проявляется единство
физического, психического и социального
развития личности.
В сфере физической культуры ценности
по качественному критерию могут быть
представлены как:
♦ материальные (условия занятий, качество
спортивной экипировки, льготы со стороны
общества);
♦ физические (здоровье, телосложение,
двигательные умения и навыки, физические
качества, физическая подготовленность);
♦ социально-психологические (отдых, развлечение,
удовольствие, трудолюбие, навыки поведения
в коллективе, чувства долга, чести, совести,
благородства, средства воспитания и социализации,
рекорды, победы, традиции);
♦ психические (эмоциональные переживания.
Черты характера, свойства и качества
личности, творческие задатки);
♦ культурные (познание, самоутверждение,
самоуважение, чувство собственного достоинства,
эстетические и нравственные качества,
общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются
как способы, с помощью которых дифференцируют
объекты физической культуры по их значимости.
В структуре физкультурно-спортивной
деятельности ценностные ориентации тесно
связаны с эмоциональными, познавательными
и волевыми ее сторонами, образующими
содержательную направленность личности.
Характер же направленности в самой деятельности
чаще зависит от того, какой личностный
смысл имеет система тех или иных ценностей,
определяющая действенность отношений
индивида к тем объектам, ради которых
эта деятельность осуществляется. Одни
объекты могут вызывать эмоциональную
(чувственную), другие — познавательную,
третьи — поведенческую активность.
Результатом деятельности в
физической культуре является физическая
подготовленность и степень совершенства
двигательных умений и навыков, высокий
уровень развития жизненных сил, спортивные
достижения, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие.
Заключение
Итак, физическую культуру следует
рассматривать как особый род культурной
деятельности, результаты которой полезны
для общества и личности. В социальной
жизни в системе образования, воспитания,
в сфере организации труда, повседневного
быта, здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
Физическая культура выступает
как интегральное качество личности, как
условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее значимы.
Литература
1. Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая
активность человека. – Киев, 1987. – 210 с.
2.Баранов В.А., Венглинский Г.П., Столяр
К.Э. Теория и практика физической культуры
в вузе: учебное пособие. - М.: РГТЭУ, 2004.
3. Баранов В.А., Цедилин Ю.В., Якушев В.А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. - М.: РГТЭУ, 2005.
4. Вопросы физического воспитания / под ред. Борилкевича В.Е. Ленинград: издательство ленинградского университета, 1991.
5. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания
и спорта: Учебное пособие для студентов
высш. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стер.,
2005.
6. Голащапов Б. Р. История физической культуры
и спорта: учебное пособие для студентов
высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. –
7.Загрядский В. П. , Сулимо-Самойло З. К. Физические нагрузки современного человека. – Л., 1982 4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.
8. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. - М.: Гардарики, 2008.
9. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия». 2007.
10. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009.
11. http://www.rusmedserver.
12. http://www.zdobr.ru/.
Информация о работе Роль физической культуры в структуре профессионального образования