Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:56, реферат

Краткое описание

Цель работы охарактеризовать существующую систему воспитания, выявить ее достоинства и недостатки, как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Задачи исследования: выявление особенностей системы воспитания на различных исторических этапах; выявление места и роли детских учреждений в системе воспитания; определение роли социально-культурных институтов в системе внешкольного воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
Глава 1 Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней………………………………………….…………………….

4
1.1. Система воспитания как совокупность идей и учреждений…………….
4
1.2. История становления организаций для детей и подростков……………
6
1.3. Особенности работы учреждений для детей и подростков…………….
9
1.4 Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков..
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

Особняком стоят средства массовой информации: детские журналы и газеты, книги, детские радио - и телепередачи.

Помимо детских учреждений и организаций следует отметить также сеть общественных организаций и учреждений, которые ведут большую работу среди детей и подростков. К ним относятся советы содействия семье и школе, советы по внешкольной работе с детьми, работе по месту жительства, депутатские комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефские комиссии, советы детских секторов, фонды спонсоров, специализированные фирмы по культурному обслуживанию детей и подростков. Жизнь подсказывает новые организационные формы работы с детьми и подростками. Основные направления их деятельности довольно многогранны. Сюда входят и помощь школе в осуществлении всеобуча, организация работы с детьми и под ростками по месту жительства, организация летнего отдыха детей и подростков, преодоление негативных явлений среди них, нравственное и эстетическое воспитание. Здесь особенно хорошо зарекомендовали себя музыкальные студии и школы искусств, центры эстетического воспитания и творчества детей. Не стоит в стороне от культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками и научная общественность, деятели культуры и искусства. Культурно-воспитательная деятельность ведется в научных обществах школьников. Над детскими техническими кружками шефствуют предприятия. При творческих организациях создаются филармонии для детей и юношества, университеты искусств, лектории.

В стране функционируют пионерские, скаутские, патриотические, казацкие организации. Поле их деятельности составляют экология, помощь больным и престарелым, охрана памятников и захоронений, благоустройство дворов, шефство над приютами. В России вводится институт уполномоченных по правам ребенка. Ослабление пионерского движения в стране остро поставило задачу создания новых детских общественных организаций.

Таким образом, в нашем обществе создается внешкольная педагогическая среда, которая включает в себя общественно-политическую, производственно-экономическую, социально-бытовую, культурную и природно-экологическую сферы. Она оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Удовлетворять культурные потребности призваны прежде всего учреждения культуры. При этом надо иметь в виду, что каждое учреждение культуры имеет свою специфику и свое функциональное назначение, детская библиотека является учреждением, организующим хранение и общественное пользование произведениями печати в целях культурного развития и саморазвития личности ребенка. Свои задачи она решает через комплектование и организацию библиотечного фонда, а также через обслуживание читателей. Своеобразие детской библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории читателей, т.е. детей, подростков и юношей. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности и эмоциональности форм пропаганды книги (организация детских утренников, сказок, увлекательных путешествий в мир книг, ярких театрализованных представлений). Расширяя коммерческие начала по обслуживанию читателей-родителей, детские библиотеки должны создавать все условия для бесплатного пользования книгой детьми.

Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет музей, по образному выражению А.В. Луначарского - "памятная книга человечества Музеи - это собиратели, хранители и пропагандисты памятников истории и культуры. Первый краеведческий музей в России появился в Весьегонске. В годы Великой Отечественной войны создаются музеи боевой славы, народные музеи, в организации которых большое участие принимают учащиеся. Особенно велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и развитию творчества детей.

Таким образом, музеи выполняют образовательную и воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией музея, изучая историю и культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях, учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению, рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой нет и самого народа.

Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не только отдыха, но и экологического воспитания. Общение с природой дает детям не только заряд бодрости, но и воспитывает благородное чувство любви к ней, заботы об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и сокращение государственной дотации привело к тому, что многие парки, городки и площадки пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они функционировали фактически на общественных началах.

Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или иным видом искусства. Они приобщают детей и подростков к искусству и воспитывают их эстетически. К ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры эстетического воспитания и творчества детей. Их число также резко сократилось. Без поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут функционировать.

Комплексными полифункциональными учреждениями культуры являются детские клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом современного клуба в первобытном обществе являлся так называемый "мужской дом", который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он являлся, по выражению А.А. Петрова, "лабораторией социального духа и школой общественных навыков" Фактически это был центр воспитания взрослых и детей. В связи с этим в современных условиях идет процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции - специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.

М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость групп, разнообразие организационных форм занятий. В ее основе лежит добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены занятия и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по интересам.

Следующие особенности в организации деятельности детских учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:

во-первых, они функционируют в сфере свободного времени, где дети и подростки более раскованы и предоставлены в значительной мере самим себе. Это накладывает свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;

во-вторых, она строится всецело на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;

в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические особенности детей и подростков;

в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских учреждениях культуры сочетается с отдыхом и раз влечениями, рациональным и эмоциональным воздействием на сознание детей и подростков;

в-пятых, требуется больше разнообразия форм культурно-воспитательной деятельности;

в-шестых, здесь нет строгой регламентации процесса культурно-воспитательной деятельности. Программа подвижна и многогранна, она определяется воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков.

Исходя из выше обозначенного, можно сделать следующий вывод: система внешкольного воспитание, несмотря на переживаемый ею кризис, остается одним из важных институтов в развитии ребенка уже потому, что позволяет делать выбор, руководствуясь интересами и запросами ребенка. Специфика работы и методов внешкольных организаций позволяет расширять более узкие темы, и работать с определенными запросами. 

 

1.4 Проблемы и тенденции  развития учреждений для детей  и подростков

 

Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе.

Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются семья и школа. Именно в них закладываются основы гражданского воспитания. А между тем идет болезненный процесс трансформации семьи. Падает рождаемость и растет смертность. В России смертность уже превысила рождаемость.40% семей после 5 лет совместной жизни распадаются. Большая загруженность матери на работе и дома, материальная необеспеченность семьи также отрицательно сказываются на воспитании детей. Семья практически самоустранилась от воспитания детей, хотя потребность у родителей заниматься воспитанием детей, общаться с ними есть.

Одновременно наблюдается и кризис школы. Учителя мужчины уходят из школ, школы оторваны от жизни и до сих пор придерживаются авторитарной педагогики. Налицо кризис педагогического образования и науки. Болезненные процессы происходят в системе дошкольных учреждений. Идет процесс сокращения их количества. В связи с этим резко сократилось число детей в детских садах. Насущной проблемой с момента рождения ребенка становится его будущее устройство в детский сад.

Есть различие и в характере педагогической среды города и деревни. Городская среда шире, чем сельская. У нее лучше материально-техническая база и более профессиональные кадры, разнообразнее сеть детских учреждений. Здесь больше возможностей для общения и формирования ценностной ориентации, влияния на весь образ жизни. Однако урбанизация ведет к тому, что семьи мало связаны друг с другом, дети не чувствуют постоянного контроля взрослых, мало участвуют в семейно-бытовом труде. В городе дети больше сталкиваются с аморальными явления ми, больше подвергаются соблазнам, а школа слабо использует возможности вне педагогической среды. В процессе реформирования нашего общества и перехода к рыночным отношениям ухудшилось положение детских внешкольных учреждений.

Таким образом, сложившаяся внешкольная и школьная педагогическая среда мало благоприятствует формированию целостной личности. Политический, экономический и духовный кризис общества отрицательно сказывается, прежде всего, на детях. Они больше всего страдают и в материальном, и в моральном плане. Но в то же время эти трудные обстоятельства жизни закаляют подрастающее поколение, учат преодолевать трудности.

Таким образом, из-за наметившихся трудностей в системе школьного и семейного воспитания, перед внешкольными учреждениями и организациями для детей встала задача восполнить эти пробелы, максимально заинтересовать детей и подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы подведем основные итоги:

Система воспитания детей и подростков начинает складываться еще в начале ХХ века, но в связи с историческими событиями, на разных этапах преследует разные цели. Так приоритетным для царской России было воспитание элиты общества, для советской - воспитание и образование широких народных масс, причем в основе любой системы воспитания лежат политические, нравственные и культурные требования государства к своему гражданину.

Система воспитания представляет собой несколько социальных институтов, которые на протяжении жизни ребенка играют большее или меньшее значение: семья, школа, внешкольные учреждения, к которым относятся клубы, библиотеки, музеи, детские объединения, общественные движения, парки, автогородки и т.д.

Система воспитания подрастающего поколения в России переживает кризис, это связано прежде всего с исчезновением такой организации, как пионерия. Несмотря на ее явные недостатки, нечего подобного, способного полностью заменить ее, еще не создано.

Если говорить о функционировании детских организаций и учреждений в Пермской области, то нельзя не отметить их существенную роль в системе воспитания детей и подростков. Здесь тоже есть определе6нные проблемы. Главная из которых состоит в том, что наиболее развита сеть социально-культурных институтов только в Перми, в области, как правило, гораздо слабее. Этому есть множество причин: материальных - тут и вопросы финансирования, и возможности родителей; кадровые - как правило, кадры со специальным образованием в области хоть и не редкость, но большинство все же дилетанты; вопрос возможностей и т.д.

Если говорить о развивающихся направлениях, то нужно отметить, что растет детское самодеятельное творчество, выходят на новый уровень библиотеки, что в основном связано с компьютеризацией, которая не только упрощает многие процессы, но и дает новые возможности даже в работе с наглядными и дидактическими материалами, не говоря уже об упрощении и эффективности поиска информации.

Школы, как правило, дают общее образование, детские учреждения и организации расширяют его, таким образом, мы можем говорить об их существенной роли в воспитании подрастающего поколения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1  Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004.

2   Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995.

3   Коваль, М.Б. Внешкольные учреждения в системе общего воспитания / М.Б. Коваль // Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания; отв. ред.М.Б. Коваль. - М., 1986.

4   Музеи образовательных учреждений Пермской области: каталог / Обл. центр дет. и юнош. туризма. - Пермь: ЦДЮТуризма, 2000

5.   Музеи Пермской области: информационный спр. - Пермь, 2000.

6. Фролов С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994

 

ДАТА         

ПОДПИСЬ

 


Информация о работе Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в ней