Другим способом
конкретизации задач является перспективное,
этапное и оперативно-текущее планирование
нужных (с позиций намечаемых задач) изменений
состояния организма по отдельным показателям,
выражающим степень дееспособности его
систем (мышечной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и др.).Это можно продемонстрировать
на постановке задач по воспитанию выносливости.
Намечают конкретные показатели, которых
должен достичь занимающийся. Эти показатели
отражают легочную вентиляцию, потребление
кислорода и другие показатели вегетатики
человека.
Каждый такой показатель в отдельности,
конечно, совсем неравнозначен целостным
показателям результатов, на достижение
которых направлено физическое воспитание.
Но взятые в совокупности эти «парциальные»
показатели, если известны их взаимосвязи
и закономерности изменения в процессе
физического воспитания, весьма важны
для конкретизации решаемых в нем специфических
задач, а также для объективного контроля
за их реализацией.
Общие
социально-педагогические
принципы системы
физического воспитания
Под термином
принципы в педагогике понимают
наиболее важные, наиболее существенные
положения, которые отражают закономерности
воспитания. Они направляют деятельность
педагога и занимающегося к намеченной
цели с меньшими затратами сил и времени.
Общими принципами реализации задач, вытекающих
из цели физического воспитания, являются:
1) принцип содействия всестороннему и
гармоническому развитию личности; 2) принцип
связи физического воспитания с практикой
(прикладности); 3) принцип оздоровительной
направленности.
Общими они называются потому, что их действие
распространяется на всех работников
в сфере физической культуры и спорта,
на все звенья системы физического воспитания
(дошкольные учреждения, школа, средние
специальные и высшие учебные заведения
и т.п.), на государственные и общественные
формы организации (массовая физическая
культура и спорт высших достижений и
т.д.).
В общих принципах заложено требование
общества, государства как к самому процессу
физического воспитания, так и к его результату
(каким должен стать человек, занимающийся
физической культурой).
Принцип содействия всестороннему и гармоничному
развитию личности.
Данный принцип раскрывается в двух основных
положениях.
1. Обеспечить единство всех сторон воспитания,
формирующих гармонически развитую личность.
В процессе физического воспитания и смежных
формах использования физической культуры
необходим комплексный подход в решении
задач нравственного, эстетического, физического,
умственного и трудового воспитания.
2. Комплексное использование различных
факторов физической культуры для полного
общего развития свойственных человеку
жизненно важных физических качеств и
основанных на них двигательных способностей
наряду с формированием широкого фонда
двигательных умений и навыков, необходимых
в жизни. В соответствии с этим в специализированных
формах физического воспитания необходимо
обеспечивать единство общей и специальной
физической подготовки.
Принцип связи физического воспитания
с практикой жизни (принцип прикладности).
Этот принцип в наибольшей мере отражает
целевое назначение физической культуры:
готовить человека к трудовой, а также
в силу необходимости к военной деятельности.
Принцип прикладности конкретизируется
в следующих положениях.
1. Решая конкретные задачи физической
подготовки, следует при прочих равных
условиях отдавать предпочтение тем средствам
(физическим упражнениям), которые формируют
жизненно важные двигательные умения
и навыки непосредственно прикладного
характера.
2. В любых формах физкультурной деятельности
необходимо стремиться обеспечить приобретение
возможно более широкого фонда разнообразных
двигательных умений и навыков, а также
разностороннее развитие физических способностей.
3. Постоянно и целенаправленно связывать
культурную деятельность с формированием
активной жизненной позиции личности
на основе воспитания трудолюбия, патриотизма
и нравственных качеств.
Принцип оздоровительной направленности.
Смысл принципа заключается в обязательном
достижении эффекта укрепления и совершенствования
здоровья человека. Этот принцип обязывает:
— определяя конкретное содержание средства
и метода физического воспитания, непременно
исходить из их оздоровительной ценности,
как обязательного критерия;
— планировать и регулировать тренировочные
нагрузки в зависимости от пола, возраста,
уровня подготовленности занимающихся;
— обеспечивать регулярность и единство
врачебного и педагогического контроля
в процессе занятий и соревнований;
— широко использовать оздоровительные
силы природы и гигиенические факторы.
Таким образом, как следует из вышеизложенного,
основное назначение общих принципов
системы физического воспитания сводится
к следующему:
во-первых, к созданию наиболее благоприятных
условий и возможностей для достижения
цели и решения задач физического воспитания;
во-вторых, к обозначению общей направленности
процесса физического воспитания (всесторонности,
прикладности, оздоровления);
в-третьих, к определению основных путей,
гарантирующих достижение положительных
результатов физического воспитания (пути
реализации их на практике).
Принципы системы физического воспитания
представляют собой органическое единство.
Нарушение одного из них отражается на
осуществлении остальных.
Список
использованной литературы:
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.
Теория и методика физического воспитания
и спорта: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. -
М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 480 с. Глава 2. Система физического воспитания
в Российской Федерации. - С. 10-19.