Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:55, реферат
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция развития физической культуры и спорта в российской федерации………………………………………………………………………….6
1.1 Цели и задачи концепции…………………………………………………..7
1.2 Основные принципы реализации концепции………………………….10
2. Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………12
3. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта……………………………………………………………………………22
4. Современное состояние физической культуры и спорта в российской федерации……………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………….……..45
- формирование правовой,
материально-технической,
4. Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации
Физическая культура и
спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся
за последние десятилетия отраслей
социальной сферы во всем мире. Данная
отрасль имеет свою специфику, которая
проявляется в двойственной природе
услуг ФКС: потребительском начале,
с одной стороны и
Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.
По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.
В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.
Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.
В 1991-1992 годах в соответствии
с межгосударственными
В середине 90-х годов критическое
положение наблюдалось в
Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных
сооружений сократилась примерно на
20% . По данным федеральной службы государственной
статистики, сегодня эта сеть составляет
225 тыс. единиц, которые могут единовременно
принять около 5 млн. человек, что
соответствует всего лишь 17% действующего
норматива единовременной пропускной
способности спортивных сооружений.
Сложившаяся в Российской Федерации
сеть физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений характеризуется
не только недостаточным количеством:
в ряде случаев многие объекты
не отвечают техническим и санитарно-
По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.
ФКС России испытывает дефицит
и в отношении научно-
Существует еще одна значимая
кадровая проблема: кадры для работы
на современных физкультурно-
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-
- рост затрат на 1 человека,
занимающегося ФКС, рост
- рост средств, выделенных
из федерального бюджета на
проведение всероссийских и
- увеличение объема
- рост численности кадров
ФКС, количества присвоенных
При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта.. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): "обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения", а также "содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите".
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Заключение
В заключении можно сказать,
что в настоящее время в
России имеются все предпосылки
и возможности для дальнейшего
развития физической культуры и спорта,
в том числе материально-
Необходимо добиваться того,
чтобы гармонично соединенные воедино
все элементы системы физкультурно-
Специалистам всех отраслей
народного хозяйства, представителям
из других сфер деятельности (архитектура,
градостроение, культура, образование,
здравоохранение и т.д.) необходимы
знания по физической культуре и спорту,
формированию здорового образа жизни.
Обучение населения здоровому образу
жизни, физкультурной грамотности
должно осуществляться с помощью
информационных программ, специально
адаптированных к различным социально-
Список использованной литературы
1. Сайт http://moy-bereg.ru/
2. О.Г. Лёшин, Т.М. Соколова. Методическое указание по прохождению курса "Физическая культура"
3. Федеральная целевая
программа "Развитие
4. Постановление Правительства
РФ "О Министерстве спорта, туризма
и молодежной политики
5. Закон РФ № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. //"Российская Газета" Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г. Ст.3
Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта