Социальное значение физической культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи.

Содержание

1)Введение

2)Социальное значение физической культуры

3)Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта

4)Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения

5)Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физкультуре Социальное значение физ. культуры в России Дубовцев И.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

     Создание  условий для развития физической культуры и спорта среди  различных категорий населения 

     На  протяжении последних десятилетий  вместо коренной модернизации системы  повышения человеческого потенциала в соответствии с требованиями современной  жизни осуществлялись лишь косметические  преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

     В этой связи назрела острая необходимость безотлагательного принятия на правительственном уровне разработанной Госкомспортом России совместно с Минобразованием России и Минздравом России государственной «Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», которая в сочетании с уже принятыми концепциями «Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Государственной политики в области здорового питания до 2005 года» и «Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» может стать основой для формирования общероссийской модели здорового образа жизни людей.

     В стране должна быть создана эффективная  система мониторинга физической подготовленности и развития, физического  здоровья различных категорий и  групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан.

     Проблему  формирования здорового образа жизни  надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.

     В сложных экономических условиях также целесообразен перенос  центра тяжести усилий на программы первичной профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни.

     Необходимо  сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской кампании «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом», а также проведение:

  1. всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания» (по федеральным округам);
  2. всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта «Наследие»;
  3. всероссийских соревнований по спортивно-военному многоборью учащихся «Защитники отечества»;
  4. всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот «Жить со спортом»;
  5. всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи «Победа»;
  6. всероссийских спартакиад учащейся молодежи и трудящихся;
  7. всероссийской сельской спартакиады;
  8. всероссийской акции «"Динамо" - детям России» и т.д.

     Необходимо  стимулировать поиск и внедрение  новых эффективных форм спортивного  досуга, каковыми являются: фитнесс-центры, клубы аэробики и шейпинга, конноспортивного выезда, а также клубы по иным оздоровительным направлениям.

     Особое  внимание должно быть привлечено к  анализу и решению проблем  развития физкультурно-спортивного  движения среди различных категорий российских граждан.

     Дети, подростки и молодежь.

     Приоритет во всей работе, связанной с развитием  физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных  школ и ПТУ, студенческой молодежи.

     Недостатки  физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и  молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая  материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

     Вместе  с тем фундамент здоровья и  положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

  1. повышение ответственности родителей за здоровье детей;
  2. поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
  3. совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
  4. внедрение новых эффективных форм организации занятий;
  5. создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
  6. массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
  7. создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.

     Важно исправить допущенные перекосы и  включить физическую культуру и спорт  в базисный учебный план образовательных  учреждений как федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

     В решении проблем вовлечения в  активные занятия физической культурой  детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция  семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан.

     В России такая программа формирования зон отдыха может приобрести статус Президентской.

     К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

     Практика  показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным  средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В  этой связи важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2002 г. комплекс неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.

     Необходимо  также ускорить принятие разработанной  Госкомспортом России и Минобразованием  России федеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)». Это даст еще один мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, позволит вовлекать в движение миллионы детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.

     Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно, как минимум, 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами.

     Средства  физической культуры и спорта могут  быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже  совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

     По  экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить  заболеваемость детей, подростков и  молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а  сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.

     В условиях чрезвычайной демографической  ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

     Для решения этих проблем необходимо:

     проведение  мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического  развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;

  1. включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
  2. обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры;
  3. принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
  4. создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры;
  5. формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни.

     Развитие  физической культуры и спорта для  трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.

     Допризывная молодежь и военнослужащие.

     В условиях реформирования Вооруженных  сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки личного состава, который должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер. После 13-летнего перерыва приказом Министра обороны РФ введено в действие «Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации», в 2001 г. утверждена новая структура управления физической подготовки, проведены организационно-штатные мероприятия, что позволило активизировать физкультурно-спортивную работу в воинских частях и соединениях.

Информация о работе Социальное значение физической культуры в России