Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:35, реферат
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
1.Структура и построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью.
2.Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на занятии.
3. Применение лекарственных растений для восстановления работоспособности и снятия утомляемости.
Содержание
заминки обычно составляют упражнения
невысокой интенсивности, а также дыхательные,
маховые, растягивающие и релаксационные
упражнения, в восточных единоборствах
- плавное и медленное выполнение комплексов
формальных упражнений (ката, пумсе, тао
и т. п.). В наиболее простом варианте это
может быть просто медленный бег трусцой
на 400-800 м с последующим выполнением упражнений
на расслабление. В число этих упражнений
можно включить встряхивание мышц, самомассаж
наиболее нагруженных мышечных массивов
и психорегулирующие воздействия (аутотренинг).
Продолжительность заминки обычно составляет
10-15 минут.
После окончания
занятия обязательным является
выполнение гигиеническо-
Имеет смысл
после окончания тренировки и
проведения гигиеническо-
САМОКОНТРОЛЬ
В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Благодаря
учету и анализу нагрузок, а также
самонаблюдению, можно контролировать
свой тренировочный процесс и принимать
решение о построении последующих занятий.
Самоконтроль приучает к активному наблюдению
и оценке своего состояния. При всей важности
такого самоконтроля, он, тем не менее,
не может заменить контроля врачебного.
Поэтому обязательно, не менее двух раз
в году, нужно проходить осмотр и консультации
у врача и строго выполнять его рекомендации.
Все свои
наблюдения необходимо заносить в дневник
тренировок. Показатели самоконтроля
делятся на объективные и субъективные.
Из объективных признаков регистрируют
частоту сердечных сокращений (ЧСС), вес
тела, потоотделение, кистевую динамометрию
и др.
Подсчет ЧСС проводят
утром, лежа в постели. В процессе развития
тренированности происходит закономерное
урежение ЧСС с 65-75 до 48-56 уд/мин. Если возникнут
значительные (более 8-10) и устойчивые отклонения,
или если показатели изо дня в день будут
резко изменяться, то необходимо проконсультироваться
с врачом. Необходимо также контролировать
ЧСС в процессе занятий. У хорошо тренированных
людей даже после предельных скоростно-силовых
нагрузок ЧСС обычно не превышает 180-200
уд/мин. Повторение серий упражнений скоростно-силовой
направленности (кроме работы на силовую
выносливость «до отказа») обычно производится
при снижении ЧСС до 120-130 уд/мин, а длительность
восстановления пульса служит важным
показателем функционального состояния
организма.
Определение
веса достаточно проводить один раз
в неделю рано утром натощак, иногда можно
проверить потери веса после тяжелого
и изнурительного занятия.
Потоотделение также
может служить косвенным
К субъективным
показателям относят
Самочувствие
является интегральным
наличия каких-либо
необычных ощущений, болей;
ощущения бодрости
или вялости, усталости;
Самочувствие
может быть хорошим, удовлетворительным
или плохим.
При появлении
необычных ощущений отметьте
их характер, локализацию, возможную
причину возникновения.
Работоспособность
зависит от общего состояния Вашего
организма, а также от настроения,
степени восстановления от предшествующей
работы и оценивается как высокая,
средняя и низкая. Длительное отсутствие
желания тренироваться может
быть признаком перетренированности.
Сон должен
быть не менее 7-8 часов, а
при очень больших нагрузках
- 9-10 часов в сутки. Необходимо
регистрировать как количество
сна, так и его качество - хороший,
крепкий, плохое засыпание,
Аппетит отмечается
как нормальный, пониженный или повышенный.
Его ухудшение или отсутствие указывают
на чрезмерное утомление или болезненное
состояние.
Систематические
наблюдения за своим
2.Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на занятии.
При занятиях
оздоровительными физическими упражнениями
решаются воспитательные, образовательные
и оздоровительные задачи. Последние
включают в себя, в свою очередь,
несколько частных задач: развитие
и поддержание двигательных качеств
на уровне возрастных и половых нормативов;
подготовка к переходу на новый уровень
функционирования с повышением умственной
и физической работоспособности; восстановление
нормального уровня функционирования
организма, его отдельных систем и органов
при утомлении или пребывании в условиях,
затрудняющих нормальную функцию.
Эти задачи решаются путем использования различных по структуре и интенсивности физических упражнений. Наиболее распространенными
формами оздоровительных В зависимости от основных гигиенических задач все формы оздоровительных физических упражнений можно разделить на три группы: развивающие (урок физкультуры, тренировка в группе здоровья, самостоятельная тренировка); подготовительно-стимулирующие (утренняя зарядка, зарядка после дневного сна, упражнения перед началом работы); восстановительные (активный отдых — прогулки, туристские походы на небольшие расстояния, ниже туристских спортивных нормативов, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки). Гигиенические требования к структуре, содержанию и величине нагрузок в развивающих формах оздоровительных физических упражнений. К развивающим формам занятий оздоровительными физическими упражнениями относятся урок физкультуры в школе, занятие физкультурой в детском саду, в вузах, тренировка в группе здоровья, самостоятельная тренировка. Здесь решается одна гигиеническая задача — развитие и поддержание двигательных качеств на уровне возрастных и половых нормативов. Поэтому и гигиенические требования к их структуре, содержанию и нормированию нагрузок в принципе одинаковы. На каждом занятии должны быть получены срочный и отставленный тренировочные эффекты, достаточные для развития кумулятивного тренировочного эффекта, обеспечивающего развитие и поддержание основных двигательных качеств на уровне возрастных и половых нормативов; структура, содержание, объем и интенсивность физических нагрузок каждого занятия должны предотвратить возможное отрицательное действие физических упражнений на здоровье занимающихся. Для выполнения указанных требований структура занятий должна содержать три части: подготовительную, основную и заключительную. Гигиеническая характеристика подготовительной части занятий. В подготовительной части занятий выполняются упражнения, повышающие работоспособность, функциональный уровень адаптивных физиологических систем, что позволяет, с одной стороны, выполнять более интенсивные нагрузки, с другой — уменьшить риск их возможного повреждающего действия на организм занимающихся. Для правильного выполнения разминки важно понимание ее физиологических механизмов. Простые движения без большой амплитуды и отягощении вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреждения. Не рекомендуется начинать тренировку с бега, так как в коленных, тазобедренных, голеностопных суставах, в суставах позвоночника еще нет достаточного количества синовиальной жидкости, а при беге после полетной фазы в каждом шаге происходит приземление с довольно сильной ударной нагрузкой на суставы ног и позвоночника. Поэтому перед тренировкой необходимо выполнить некоторые простые движения для суставов ног и позвоночника (приседания, маховые движения ног, подъемы на носки, наклоны и повороты туловища и шеи в исходном положении стоя или во время ходьбы). В этих же движениях с направленностью на растягивание увеличивается эластичность сухожилий и связок, что предохраняет их от разрывов при более мощных усилиях в основной части занятия. Оптимальные условия для эффективной работы мышц создаются, когда их температура достигает примерно 38 ° С. При этом уменьшается их вязкость, сокращаются потери энергии на внутреннее трение, мышцы обретают способность выполнять движения быстрее и мощнее, снижается возможность их разрывов и повреждений. Для подготовки организма к выполнению интенсивных нагрузок необходимо повысить функцию аэробной системы. Период ее врабатывания составляет около 3 мин, и поэтому для стимуляции ее функции необходимо не менее 3 мин, а лучше 5—6 мин нагрузки на уровне, соответствующем примерно 50 % от МПК при ЧСС 130-150 уд/мин. За это время аппарат внешнего дыхания постепенно достигает более высокого уровня деятельности, увеличивается количество функционирующих единиц бронхоальвеолярной системы и обеспечивается координация их функций с системой легочного кровообращения; возрастает число действующих сосудов (артериол, капилляров, венул, лимфатических протоков) в скелетных мышцах; постепенно повышаются ударный и минутный объемы сердца, увеличивается способность систем крово - и лимфообращения удалять продукты обмена из работающих мышц. Последний фактор важен для профилактики локальных мышечных переутомлений. Поэтому аэробная разминка необходима перед интенсивными анаэробными нагрузками (силовыми, скоростными). Увеличение кровотока в коже способствует повышению теплоотдачи и предупреждению перегревания. В процессе разминки повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается вероятность травм и повреждений при выполнении технически сложных упражнений. В качестве аэробной разминки лучше всего использовать бег умеренной интенсивности при ЧСС 130—150 уд/мин в течение 5—6 мин. Таким образом, разминка в любом развивающем занятии оздоровительными физическими упражнениями должна включать гимнастические упражнения для всех суставов с умеренными усилиями на растяжение с целью подготовки мышц и суставов к интенсивным нагрузкам, циклические упражнения (бег), стимулирующие функцию аэробной системы, способствующие подготовке организма к основной части занятия и особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Первая часть разминки имеет в основном подготовительную функцию, вторая оказывает и развивающий эффект. Гигиеническая характеристика основной части занятий. Основная часть занятий варьируется в зависимости от формы (урок, тренировка в группе здоровья и т. п.), условий и места занятий (зал, стадион, парк), возрастных и половых функциональных возможностей занимающихся. Общим гигиеническим требованием к структуре, содержанию и нормированию нагрузок основной части развивающих занятий оздоровительными физическими упражнениями является то, что они должны обеспечить должный тренирующий эффект для достижения и сохранения соответствия уровня двигательных качеств возрастно-половому нормативу. Для решения этой задачи должен быть выполнен определенный объем целенаправленных упражнений в течение недели. Поэтому каждое занятие должно строиться с учетом общенедельного комплекса оздоровительных физических упражнений. Вместе с тем независимо от количества и содержания занятий в течение недели на каждом занятии (в основной части) должны соблюдаться некоторые общие положения: - на одном занятии
целесообразно развивать - объем нагрузки,
направленной на развитие - нагрузки необходимо
чередовать по интенсивности
воздействия на сердечно- Выполнение первого положения необходимо для комплексного развития двигательных качеств, так как только всесторонность, гармоничность физической подготовленности отвечают задаче максимального укрепления здоровья. Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает эффективность тренировки каждого из них, так как упражнения преимущественно однонаправленного действия обладают дополнительным, но более слабым действием на другие двигательные качества. Например, в скоростном беге (на коротких отрезках) развиваются в основном скоростные качества. Но если использовать с этой целью только скоростной бег, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные образования. Прыжковые упражнения, имеющие преимущественную направленность на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), не только разнообразят занятие и позволяют переносить акцент на другие структурно-функциональные образования, но и служат эффективным средством совершенствования скоростных качеств, развития их силового компонента. Таким образом, соблюдение указанных положений позволяет эффективно выполнять как первое гигиеническое требование к занятиям оздоровительными физическими упражнениями — достижение тренировочного эффекта, достаточного для выхода на уровень возрастно-половых нормативов по комплексу основных двигательных качеств, так и второе — профилактику переутомления и перенапряжений. Гигиеническое значение заключительной части занятия очень велико. Так, необходимо постепенное восстановление минутного объема сердца. После прекращения интенсивной нагрузки еще некоторое время, особенно первые 3—5 мин, он остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца. Мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров (кровоток вперед), а правому желудочку (присасывающее действие), более слабому, труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу (кровоток назад). Во время работы этому помогает «мышечный насос» — «периферическое сердце», выжимая кровь по венам к правому желудочку (правильному току крови способствуют клапаны вен). Однако если после интенсивной нагрузки (например, бега) человек останавливается, «мышечный насос» выключается, и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность (так как венозная кровь не возвращается полностью в правый желудочек, а скапливается на периферии). Кроме того, постепенное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия для переключения на другую деятельность, например на умственную работу. В заключительной части могут использоваться специальные упражнения, усиливающие восстановительный эффект (на расслабление, дыхательные). Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных физических упражнений. Утренняя гигиеническая гимнастика — это наиболее массовая форма подготовительно-стимулирующих оздоровительных упражнений. Ее задача — активизация физиологических функций организма, перевод их из состояния покоя после ночного сна в оптимальное состояние для более быстрого перехода к новому уровню активности. Структура, содержание
и физиолого-гигиеническое Упражнения можно начинать, еще лежа в постели (особенно это касается пожилых людей): упражнения на растяжение, например потягивание, динамические сокращения мелких мышечных групп. Утреннюю зарядку можно совмещать и с самостоятельной развивающей тренировкой. В этом случае она должна выполняться в соответствии с общими гигиеническими требованиями к развивающим формам оздоровительных физических упражнений. В первой части разминки целесообразно несколько увеличить объем гимнастических упражнений. Подготовительные физические упражнения перед началом работы или занятий в школе проводятся с целью повышения эффективности предстоящей профессиональной или учебной деятельности, для более быстрого достижения оптимума работоспособности. Комплекс подготовительных упражнений строится с учетом особенностей профессиональной или учебной деятельности (характер психофизиологических профессиональных требований к организму человека, особенности организации труда или учебы). В комплекс упражнений утренней гигиенической зарядки рекомендуется включать ходьбу, потягивания, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, приседания, подскоки, упражнения на точность движений и концентрацию внимания. Включаются упражнения, имитирующие в определенной мере предстоящие профессиональные операции. Продолжительность вводной гимнастики —4—10 мин. Физкультурные паузы. Они выполняются через 3 ч после начала работы или учебы, в течение 10 мин. Если в воздухе производственного помещения имеются различные загрязняющие примеси, физические упражнения необходимо делать или на свежем воздухе, или в помещении с хорошей вентиляцией. Физкультминутки. Они организуются во время работы или учебы, через 1—1,5 ч после начала работы или учебы и состоят из 2— 3 упражнений, например потягивания, приседания, наклоны, разгибания туловища, вращения головы. Их длительность — не менее 1—2 мин. Подвижные перемены. Основное их содержание — произвольная двигательная активность в течение 20 мин. На удлиненной перемене, как правило, на свежем воздухе это подвижные игры. Основная цель подвижных перемен — активный отдых учащихся, восстановление их умственной и физической работоспособности, профилактика гиподинамии, связанной с учебной деятельностью. Физическая нагрузка во время упражнений или игр должна быть умеренной интенсивности, но с высокой моторной плотностью. Организовать подвижную перемену следует таким образом, чтобы для каждого класса была определена своя территория. Динамическая пауза. Ее проводят организованно, под руководством воспитателя или учителя в середине учебного дня в течение 60 мин. Вначале выполняется медленный бег (5—10 мин), затем общеразвивающие упражнения (8—10 мин) и организованная заключительная часть (3—5 мин). В основной части динамической паузы могут быть катание на лыжах, коньках, подвижные игры. Чтобы сочетать движение и закаливание, рекомендуется использовать спортивные костюмы в зависимости от погоды. Подготовительные и восстановительные занятия физическими упражнениями не только повышают на 5 — 7 % производительность труда и успеваемость, но и способствуют решению ряда важных оздоровительно-гигиенических задач, снижая травматизм и укрепляя здоровье занимающихся. Известно, что значительное число травм на производстве связано с утомлением, поэтому чаще всего они происходят во второй половине рабочего дня. На производствах, где введены занятия физическими упражнениями, снижается и уровень заболеваемости работников с временной утратой трудоспособности. Это связано не столько с развитием двигательных качеств, сколько с предупреждением неблагоприятного влияния утомления и переутомления, сказывающихся особенно отрицательно на лицах с хроническими заболеваниями. Повторяясь через
непродолжительные интервалы Туризм выходного дня. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки он может иметь спортивные цели — как средство, развивающее различные физические качества, и оздоровительные задачи — как средство оздоровительной физической культуры в процессе активного отдыха. В зависимости от способа передвижения туризм бывает пешеходный, водный, велосипедный, конный, лыжный. Для спортивного туризма используются сложные трассы, требующие больших физических напряжений. Массовый туризм выходного дня преимущественно пешеходный. Физическая нагрузка здесь регламентируется по следующим показателям: количеству дней (используется главным образом 1—2-дневный); по расстоянию, преодолеваемому за день; объему нагрузки и ее интенсивности — скорости движения (средняя скорость движения, скорость на переходах, длительность интервалов отдыха); массе переносимого груза (табл. 61). Нормирование нагрузок в массовом пешеходном туризме для школьников 11-18 лет
Для школьников 11-12 лет гигиенически оптимальными считаются расстояние однодневного похода примерно 12 км (туда и обратно по 6 км) со скоростью движения 3 км/ч; длительность непрерывного движения 45 мин с интервалами 15 мин; масса переносимого груза - 3 кг. В конечном пункте маршрута перед возвращением из похода обязательно устраивается привал не менее чем на 45-60 мин с обязательным приемом пищи. В зависимости от конкретных погодных условий и особенности маршрута (рельеф, характер местности и т. д.) привал может быть более длительным. Как видно из таблицы , с увеличением возраста учащихся возрастают протяженность похода и скорость движения (24 км и 4,5 км/ч), масса переносимого груза (больше у юношей и меньше у девушек), время непрерывного движения (до 50 мин), сокращается длительность коротких интервалов. В походе движение группы организуют таким образом, чтобы большую часть она проходила до большого привала, а заканчивала движение не менее чем за 1 ч до наступления темноты, чтобы успеть оборудовать привал на ночь. Туристский поход, выполненный в соответствии с указанными гигиеническими требованиями к нормированию нагрузок, оказывает выраженное общеразвивающее действие на многие двигательные качества, преимущественно на общую (аэробную функцию) и на силовую выносливость, а также восстановительное действие (активный отдых) на профессиональную, а у школьников — на умственную работоспособность. Развивающий эффект туризма может быть усилен, если сочетать его со спортивными и подвижными играми (во время больших привалов), элементами ориентирования. Умеренная интенсивность физической нагрузки при туризме делает его доступным и эффективным средством тренировки физически слабо подготовленных людей. В лыжном массовом туризме в отличие от пешеходного несколько увеличивается скорость передвижения и уменьшается время коротких интервалов. Расстояние однодневного похода при пешеходном и лыжном туризме примерно одинаково (табл. 62). Водный (на байдарках) и велосипедный туризм требуют от участников специальных навыков и умений, определенного снаряжения и экипировки. Поэтому они менее доступны для массового распространения, чем пешеходный и лыжный. Многодневные походы оказывают значительное воздействие на организм участников, поэтому к ним необходимы постепенная специальная физическая подготовка, предварительный врачебный осмотр участников, особенно людей среднего и пожилого возраста. Физическая нагрузка при многодневных походах регламентируется в зависимости от состояния здоровья участников (медицинская группа). Те, кто отнесен к основной медицинской группе, допускаются к походам I—IV категории сложности с учетом технических навыков и наличия спортивного разряда; имеющие подготовительную медицинскую группу — к походам I — II категории только после предварительной тренировки; лица, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, к участию в многодневных походах не допускаются. Физическая нагрузка во время многодневных походов регламентируется таким образом, чтобы дни похода с большими объемами и интенсивностью нагрузки через 1—2 дня чередовались с днями похода с умеренными или малыми нагрузками. Нагрузка во время многодневного похода может регулироваться за счет изменения скорости ходьбы, частоты и длительности остановок, перераспределения переносимого груза между туристами. Желательно, чтобы вес переносимого одним участником груза не превышал 25 кг. Функциональное состояние контролируется по субъективным ощущениям туристов, наличию или отсутствию внешних признаков утомления, ЧСС. Поскольку туризм связан с длительным пребыванием участников похода на свежем воздухе, он оказывает и значительное закаливающее воздействие. Этому способствуют правильный подбор одежды участников, соответствующей погоде; прием воздушных ванн во время движения (до пояса или в трусах, шортах), водные процедуры (обтирания, душ, купания). Длительность приема воздушных ванн определяется температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью ветра, закаленностью туриста. В походе необходимо соблюдать общие гигиенические принципы закаливания - постепенность и последовательность процедур. Наиболее доступны, даже в холодную погоду, частичные воздушные ванны, когда обнажается небольшой участок тела - предплечья, голени. Воздушные ванны в походе рекомендуется принимать от привала до привала, с тем чтобы не переодеваться во время движения (следует учитывать и охлаждающее действие ветра). Гигиеническое обеспечение туризма: 1. Тщательная подготовка
к походу туристической обуви
(кеды, кроссовки, специальные 2. Использование только чистых шерстяных или хлопчатобумажных носков. 3. Строгое соблюдение питьевого режима. Вода для питья и приготовления пищи, которую берут из рек, прудов, колодцев, должна быть предварительно обеззаражена кипячением или специальными таблетками. Ее не следует принимать в больших количествах за один прием; повышенную жажду утоляют полосканием горла или питьем небольших объемов воды маленькими медленными глотками. При большом потоотделении, сопровождающемся потерей солей, хорошо пить минеральную воду. 4. Выбор одежды,
соответствующей погодным 5. В холодную
погоду под теплый туристский
костюм можно надеть |
3. Применение лекарственных растений для восстановления работоспособности и снятия утомляемости.
Эффективность
применения лекарственных
Преимуществом лекарственных
растений является их малая токсичность
и возможность длительного
К основным принципам
использования фитотерапии в сп
Многосторонность действия лекарственных растений предполагает их влияние на многие симптомы заболеваний. Так, шалфей лекарственный действует более чем на 30 симптомов со стороны разных систем, а душица и ромашка еще более полисимптомны. Селективность (избирательность) фитотерапии определяет выбор главных звеньев патогенеза нарушений, на которых должно быть сосредоточено основное внимание npи подборе растений.
Под органотропностью подразумевается, что многие растения как бы родственны определенному органу (системе) и оказывают на него наибольшее действие (например, бессмертник - на печень и желчный пузырь, наперстянка - на сердце). Совпадение органотропности с селективностью не всегда возможно. Это связано со спецификой химического состава растений и закономерностями их метаболизма и фармакокинетики которые еще не изучены до конца. Органотропность не исключает, а дополняет полисистемность действия растений.
Фитохронотерапия - это раздел биоритмологии (хроно¬биологии в широком смысле). Лекарственные препараты должны назначаться с учетом биологических ритмов человека, времени наибольшей чувствительности и резистентности организма к ним, динамики их накопления, обезвреживания и выведения. Фитотерапия в спорте - новый раздел спортивной медицины, имеющий ряд преимуществ перед традиционными методами лечения. Это подтверждается успешной деятельностью болгарской клиники фитотерапии, фитотерапевтических школ и обществ гербалистов Польши, Югославии, Франции, Индии и других стран.
Адаптогены и препараты, влияющие на энергетические процессы в организме
В спортивной практике
пользуются двумя методами применения
адаптогенов:
1. «Ударный». Незадолго до игры принимают
пеихоэргизатры для снятия нервного напряжения,
симуляции астенических реакций, выявления
скрытых резервов организма, «текущего»
восстановления работоспособности и поддержания
и омеоритмокинеза. Эти адаптогены используются
в заранее подобранной дозировке с учетом
индивидуальной реакции на них и продолжительности
действия.
2. Курсовой. Направлен на срочное и отставленное
восстановление работоспособности, достижение
фазы суперкомпенсации с максимальной
положительной амплитудой биоритмологических
показателей внутренней среды. По мере
привыкания доза постепенно увеличивается,
но обычно не более чем в 3-4 раза. Во всех
случаях рекомендуется периодическая
смена препаратов с целью предупреждения
явлений кумуляции и адаптации функциональных
систем организма, гак как, хотя эти растения
обладают близкими физиологическими эффектами,
конкретные биохимические точки приложения
их действия, по-видимому, различны.
Жень-шень. Препараты жень-шеня оказывают тонизирующее и адаптогенное действие, стимулируют обмен веществ. Препятствуют развитию общей слабости, усталости, истощения, повышают работоспособность при неврастении,вегетоневрозах, астенических и депрессивных состояниях,явлениях перетренированности. Спиртовую настойку корня жень-шеня (10%) принимают по 20-25 капель 2 раза в день до еды (в первой половине дня), порошок и таблетки по 0,15 г до еды 2 раза в день (курс 10-15 дней).
Аралия маньчжурская. Препараты из корней аралии используют как тонизирующее средство для повышения физической и умственной работоспособности, особенно в фазе суперкомпенсации. После тренировок, а также для профилактики переутомления, при астенических состояниях. При явлениях вегетодистании с повышением АД. Настойку корней аралии (1:5) на 70-процентном спирте употребляют по 30-40 капель 2 раза в день, обычно в первой половине дня; таблетки сапарал, содержащие аралозиды, - пос¬ле еды по 0,05 г 2 раза в день (утром и днем). Курс 2-3 недели Обычно проводится 2-3 курса с 1-2-недельным перерывом.
Заманиха высокая. Препараты из корня и корневищ заманихи по психоэргизирующему действию уступают родиоле розовой, жень-шеню, аралии, однако более эффективны при так называемых периферических формах мышечной усталости, астении с адинамическим компонентом. Учитывая низкую тою сичность заманихи, можно рекомендовать курсовые приемы ее после межсезонья (в состоянии детренированности), npи врабатываемости в длительные физические нагрузки. Противопоказания те же, что и для других адаптогенов. Принимают по 30-40 капель настойки заманихи 2 раза 1 день за 15-30 минут до еды. j