Тенденция развития современного спорта в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Изучить основные тенденции развития олимпийских игровых видов спорта.
Задачи данной работы.
1. Изучить литературные источники по рассматриваемым вопросам;
2. Выявить современное состояние и тенденции развития олимпийских видов спорта;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТА 5
1.1. Характеристика современного спорта 5
1.2. Тенденции изменений в соревновательной практике 8
ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 20
2.1. Тенденции развития футбола 20
2.2. Тенденция развития волейбола. 24
2.3. Тенденция развития баскетбола 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Современные тенденции развития спорта в России.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Иная картина результативного блокирования выявлена в зоне 3. В 80-е гг. удельный вес одиночного и двойного блокирования был примерно одинаковым (38-42%), значительно меньшей была доля тройного блокирования (20-22%). Данные наших исследований показали, что в современном волейболе увеличилась доля двойного блокирования и сократилась доля одиночного. При блокировании атак первым темпом центральному игроку часто помогают игроки зон 2 и 4, что раньше происходило значительно реже. Это стало возможным благодаря тому, что в настоящее время игроки передней линии при подготовке к блокированию группируются достаточно близко к зоне 3.

Результативное блокирование в зоне 2 так же, как и в зоне 4, характеризуется преобладанием двойного блокирования над остальными. Наши исследования показали, что в настоящее время увеличилась доля результативного тройного блокирования в зоне 2. Это связано с усложнением подач в современном волейболе и как следствие - с увеличением частоты выполнения приема, после которого мяч не доведен точно до связующего игрока. В этих случаях нападающие удары выполняются, как правило, из зоны 4 с высоких передач при противодействии группового блокирования.[17]

Рис. 2. Характеристика результативного блокирования нападающих ударов из зон 2, 3 и 4

В современном волейболе усиливаются различия в структуре и содержании соревновательной деятельности волейболистов разного амплуа. На основании результатов нашего исследования целесообразно выделять следующие игровые амплуа: игрок атаки второго темпа(доигровщик ), игрок атаки второго темпа (диагональный ), игрок атаки первого темпа,связующий игрок, либеро (защитник) .

Нами проанализированы видеозаписи 18 игр ведущих сборных команд мира и 24 игр чемпионата России. Фиксировались ТТД и время их выполнения. В зависимости от интенсивности в ТТД были выделены две основные группы. В первую группу - с высокой интенсивностью - были включены силовая подача в прыжке, нападающий удар, блок и игра в защите. Во вторую группу - со средней интенсивностью - вошли прием мяча с подачи, страховка, различные перемещения. Все остальные ТТД были определены как малоинтенсивные.[20]

Установлено, что общее количество ТТД (35-40) за партию у доигровщиков , диагональных исвязующих игроков примерно одинаково (рис. 3). Различается соотношение ТТД средней и высокой интенсивности. У связующих игроков и доигровщиков отмечено преобладание действий средней интенсивности. У диагональных игроков удельный вес ТТД высокой интенсивности значительно больше - 20-22 за партию.[16]

Иное соотношение ТТД у игроков первого темпа. Анализ соревновательной деятельности представителей данного амплуа выявил преобладание действий высокой интенсивности над действиями средней интенсивности более чем в 2 раза. Это связано с тем, что игроки первого темпа большую часть игрового времени проводят на передней линии, а на задней их меняет либеро. У либеро явно преобладают ТТД средней интенсивности. Различное содержание соревновательной деятельности у представителей различных игровых амплуа должно учитываться в тренировочном процессе высококвалифицированных волейболистов.

Рис. 3. Количество ТТД высокой и средней интенсивности за партию у волейболистов различных амплуа

Заключение . Для классического волейбола на современном этапе характерны следующие тенденции, которые необходимо учитывать при планировании и проведении соревновательно-тренировочной деятельности высококвалифицированных волейболистов:

1) усложнение подачи, которая из технического элемента, обеспечивающего введение мяча в игру, превратилась в эффективное атакующее средство. Ведущие игроки мира имеют в своем арсенале 2-3 вида подач, которыми владеют в совершенстве. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды подач: силовая подача в прыжке, планирующая силовая подача в прыжке, планирующая укороченная подача в прыжке, "накат" (укороченная подача);

2) ведущие команды мира используют диагонального игрока для приема силовой подачи (при максимальной степени риска) и игроков первого темпа для приема укороченной подачи. Сочетание различных видов подач предъявляет повышенные требования к физической и технической подготовленности игроков, участвующих в приеме;

3) усложнение подачи привело к увеличению доли атак в противодействии групповому блоку после плохого приема. Игроки, атакующие из зоны 2, из глубины площадки и особенно из зоны 4, вынуждены атаковать с высоких (не всегда удобных) вторых передач. ТТД ведущих команд мира в нападении после идеального и хорошего приема характеризуются равномерным использованием всех зон. Современный волейбол отличает увеличение доли атак из глубины площадки (зона 1 и зона 6);

4) изменения в правилах соревнований дают возможность командам более активно противостоять нападению соперника. Активизация защитных ТТД в современном волейболе сопровождается более частым использованием двойного и тройного блокирований. Введение игрового амплуа "либеро" также способствует более эффективной игре команд в защите;

5) классический волейбол на современном этапе своего развития характеризуется усилением различий в направленности соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа;

6) анализ соревновательной деятельности ведущих команд мира свидетельствует о возникновении потребности в универсально подготовленных высококвалифицированных волейболистах. Это особенно важно при подготовке резерва, когда принцип универсализации является ведущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2.3. Тенденция развития баскетбола

 

 На III Олимпиаде в Сент-Луисе и на IX Олимпийских играх в Амстердаме были проведены показательные матчи по баскетболу с участием американских спортсменов. Олимпийский дебют мужского баскетбола состоялся в 1936 на Играх в Берлине, почетным гостем которых стал доктор Нейсмит. Баскетбольный турнир привлек огромное внимание. В нем участвовали сборные команды 21 страны. Победу одержала американская команда. Сборная США выигрывала все без исключения олимпийские турниры вплоть до 1972, при этом одержав победу в 63 матчах и не проиграв ни одного. В драматичном финале мюнхенской Олимпиады непобедимые прежде американцы уступили сборной СССР. В 1976 и 1984 американцы вновь были первыми. На олимпийском турнире в Москве первенствовала сборная Югославии. В 1988 первыми вновь стали баскетболисты СССР. Начиная с Олимпиады-92 официально разрешено выступление на Играх профессиональных баскетболистов. Олимпийскую сборную США, составленную из «звезд» НБА, еще до оглашения ее состава окрестили «Дрим-тим» (англ. «dream-team» – букв. команда-мечта). Она полностью оправдала надежды своих поклонников и одержала убедительную победу на Играх-92. Свой успех «команда-мечта» повторила и на двух последующих Играх.[18]

Женский баскетбол впервые  был включен в олимпийскую  программу в 1976 на Играх в Монреале. Первой тогда, как затем и на Играх 1980 и 1992, была сборная СССР. Все остальные  олимпийские турниры выигрывала сборная США.

Первой международной организацией, взявшей на себя руководство развитием баскетбола, была Международная любительская легкоатлетическая федерация /ИААФ/. В августе 1926 года на VIII конгрессе ИААФ в Гааге в рамках этой федерации создали специальную комиссию для контроля за всеми ручными игроками с мячом. Интерес к таким играм возник в ИААФ потому, что во многих странах ручные игры с мячом стали обычным элементом тренировки легкоатлетов в зимние месяцы.

В августе 1928 года на IX Олимпийских  игр в Амстердаме создали самостоятельную международную любительскую федерацию игр с ручным мячом /ИАГФ/. В её состав вошли три технические комиссии по видам спорта /в том числе и по баскетболу/. Председателем комиссии по баскетболу избрали француза К. Бюпона, а секретарем - его соотечественника М. Барилля. Эта комиссия стала первой всемирной организацией, созданной для руководства развитием баскетбола. Но, просуществовав шесть лет, она практически так и не выполнила задуманную программу. Поэтому в сентябре 1934 года ИАГФ была вынуждена признать в качестве единственной, призванной руководить мировым баскетболом, - ФИБА.

В конце 20-х годов во многих странах уже действовали  национальные баскетбольные организации, однако им не удавалось установить необходимый контакт с ИАГФ. К  примеру, руководство ИАГФ не признавало Швейцарскую баскетбольную ассоциацию, которая отвела роль руководящего органа, несмотря на то что эта организация не провела не одного баскетбольного матча.[22]

Неурядицы типа описанной  привели к тому, что представители  баскетбольных ассоциаций нескольких стран решили собраться с целью создания «своей» отдельной международной федерации.

18 июля 1932 года в Женеву  съехались представители 11 стран.  Под председательством Елмери  Берн /США/ было принято решение  утвердить устав новой федерации и основные принципы работы: выработать единые международные правила, курировать и оказывать поддержку официальным международным первенствам, турнирам, встречам любительских команд, помогать национальным федерациям в развитии баскетбола.

Первым крупным соревнованиям под эгидой ФИБА считается первый чемпионат Европы /Женева, 1935/.

Полная независимость  ФИБА и даже признание этой федерации  со стороны МОК еще не означали введение баскетбола в программу XI Олимпийских игр. По решению МОК, последовавшему после соответствующего требования федерации баскетбола Аргентины, баскетбол в течение нескольких лет входил в список олимпийских видов спорта. Однако полагать, что одного этого достаточно для возможного автоматического включения баскетбола в программу ближайшей Олимпиады, было бы преждевременным. Этот вопрос должен был решать оргкомитет по проведению Игр в Берлине.[13]

Препятствием к благоприятному для баскетбола решению вопроса  могло стать одно обстоятельство о баскетболе практически не имели  представления в стране XI Олимпиады - Германии, где была распространена похожая на баскетбол, но совершенно иная игра - карбол.

Однако счастливая звезда баскетбола, по-видимому, уже восходила. На пути из Стокгольма в Рим В. Джонс  встретился с генеральным секретарем комитета по проведению Игр XI Олимпиады в Берлине Карлом Диемом, которого он знал и одним из учителей которого был в прошлом. Во время переправы через Балтийское море на пароме «стороны» достигли предварительного соглашения, а 19 октября 1934 года комитет на пленарном заседании одобрил /причем ещё до признания ФИБА со стороны МОК/ предложение о включении баскетбола в программу Олимпийских игр. Официальное же признание баскетбола олимпийским видом спорта произошло на сессии МОК в Осло 28 февраля 1935 года. Менее, чем за три года после создания, ФИБА добилась полной независимости и признания со стороны МОК, заняла достойное место в семье федераций, представляющих олимпийские виды спорта.[22]

Устав ФИБА был принят в 1932 году в Риме. Изменения в него вносятся раз в четыре года на конгрессах Федерации.

Уже в 1947 году членами  ФИБА являлись 50 стран. В день 50-летия /1985/ ФИБА объединяла 157 стран пяти континентов.

Главный орган ФИБА - конгресс, который проводится раз в четыре года. В промежутке между конгрессами руководящим органом является центральное бюро, обладающее полномочиями конгресса, которое собирается раз в два года. Между сессиями центрального бюро его функции выполняет исполнительная комиссия в составе семи человек.

Олимпийские игры под  эгидой ФИБА проводятся по високосным годам. В промежутках между ними - чемпионаты мира /четные года/ и чемпионаты континентов /нечетные года/.

На европейском континенте широкой популярностью пользуются розыгрыши кубка европейских чемпионов, участвуют чемпионы национальных первенств, кубка обладателей кубков, вторые команды чемпионов стран или обладатели кубка, и многие другие соревнования.

  
                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Олимпийские игры с каждым годом становятся зрелищнее. Виды спорта в программе олимпийских игр увеличиваются. Всё это происходит благодаря тенденции развития каждого вида спорта в отдельности и в целом. Каждый вид спорта требует определённые программы для его развития. Футбол – это тот вид спорта, который развит во всём мире больше чем остальные виды спорта, но и сейчас его развитие не стоит на месте. С каждым годом появляются новые программы по развитию этого вида спорта, строятся стадионы, детские футбольные школы, проводятся благотворительные акции по сбору средств. В футболе самые высокие зарплаты в отличие от других видов спорта, это связано с тем, что в футбол многие идут ради прибыли. Многие президенты футбольных команд не тратят колоссальные деньги на покупку игроков, так как, это не прибыльно, а некоторые президенты вкладываются в трансферную политику по полной.

     Современное  состояние волейбола очень хорошее,  но по сравнению с футболом  все же немного отстаёт.  Это  связано с тем, что спонсорство  меньше, так как прибыль от  футбола значительно больше. Что  касается баскетбола, то его состояние стоит на высоком уровне. Сейчас каждый баскетболист  стремится попасть в национальную баскетбольную ассоциацию. Это мотивация, которая развивает баскетбол в странах, в которых особого развития нет.

     На олимпийские  игры по футболу едут страны из каждых групп. В Африке уровень футбола намного ниже, чем в Европе, но благодаря регламенту FIFA Африка представляет на олимпиаде 2 команды. Это правило дает слабым странам из Африки поднять свой уровень футбола, а в Европе увеличить конкуренцию.

      В книгах  по состоянию олимпийских игровых  видов спорта описано все по  разному.  Каждый вид спорта  отличается в развития, но их  связывает зрелищность, конкуренция,  мотивация. Виды спорта, которые  составляют программу олимпийских  игр, никогда не утратят своих приоритетов в развитии, так как есть в каждом виде спорта международные организации, которые поддерживают и продвигают свой вид спорта, тесно сотрудничая с параллельными видами спорта. 
                                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Евсеев С. Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации // Олимпийское движение и социальные процессы: Х Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция, Материалы. – М.: Сов. спорт, 2001. – С. 40-42.

2.Евсеев С.П. Проблемы классификации в адаптивном спорте. СПб, 2006.

3.Евсеев С.П., ред. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2-х томах. Том 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. Серия : Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 2007 г.

4.Еркомайшвили И.В.Тенденции развития специальной олимпиады России Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург. Вып.2, С.193-204, 2003.

5.Жукова О.Л., Еркомайшвили И.В., Сазонов А. История развития адаптивного спорта высших достижений слепых в свердловской области Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Вып.3 С.232-239, 2004.

Информация о работе Тенденция развития современного спорта в мире