Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 16:54, реферат
В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразиях вопросов и проблем - от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий - таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Выражаясь профессиональным языком, руководителям и персоналу всех спортивных организаций приходится заниматься менеджментом.
Введение
1. Теория спортивного менеджмента
1.1 Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений
1.2 Миссия и цели спортивной организации
1.3 Система функций менеджмента спортивной организаций
1.4 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации
1.5 Основные элементы процесса менеджмента
1.6 Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту
1.7 Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему
1.8 Технология выработки управленческого решения по физической культуре и спорту
2. Спортивный оздоровительный центр как организационное звено управления физической культурой и спортом
2.1 Типология современных спортивных клубов России
2.2 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общества с ограниченной ответственностью
2.3 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общественного объединения
3. Основы менеджмента зарубежных спортивно-оздоровительных центров
Список используемой литературы
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал чисто оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее, большое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнениями, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивного клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
Основные различия между общественными и частными клубами спортивно-оздоровительной направленности
Общественные (муниципальные)
Содержатся на средства налогоплательщиков
Обслуживают разнообразный контингент посетителей
Цены ниже
Качество услуг ниже
Принадлежат госучреждениям (школам, больницам и пр)
Некоммерческие
Строительство оплачивается из налогов населения
На маркетинг расходуется не более 3% бюджета
Не боятся неудач, так как содержатся государством
Частные
Содержатся на взносы клиентов
Обслуживают целевые рынки
Цены выше
Качество услуг выше
Принадлежат частным владельцам
Ориентированы на прибыль (как правило, 10-20%)
Строительство оплачивается владельцем или при помощи займа
На маркетинг расходуется 10% бюджета и более
Должны приносить прибыль или владелец прекратит данный бизнес
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал igto оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее. Особое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнения, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивно клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
По мнению немецкого специалиста Г.Г. Кеммерера, оптимальная структура организации спортивных клубов в Германии характеризуется следующими параметрами:
- целесообразен 1 клуб на 1 тыс. жителей (в среднем);
- каждый клуб должен предусматривать программы для всех возрастных групп обоих полов;
- для каждого клуба
обязательны программы
- членство в клубах - платное
(взносы вносятся из расчета
оплаты в среднем одного часа
работы квалифицированного
- в каждом из обществ культивируются 10 и более основных национальных видов спорта;
- все другие виды, не соответствующие климатическим или географическим условиям, должны быть предусмотрены в соседнем клубе в радиусе одного часа езды.
Клубы не только ежегодно организуют около 10 млн. спортивных мероприятий, но и проводят 8,2 тыс. различных курсов. Одна из составных частей деятельности клубов - подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе. В стране насчитывается 1,4 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, членами президиумов, судьями, казначеями и т.д. Их труд ежегодно оценивается более чем в 3,6 млрд. западногерманских марок, или 2 млрд. долларов. Ежегодно они проводят па спортивных площадках или за рабочим столом 185 млн. часов. Какое правительство, компания или другая система в состоянии позволить себе содержать их?
Безусловно, есть и штатные специалисты-профессионалы, работающие в большом спорте, но их число (10 тыс.) слишком мало в сравнении с 1,7 млн. энтузиастов.
Экономическая значимость системы спортивных клубов просто замечательна: 3,6 млрд марок государство экономит за счет неоплачиваемого труда. Дополнительные 3,5 млрд марок составляют ежегодный финансовый бюджет клубов. Денежных средств клубов на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литературу расходуется 20 млрд марок.
Миллионами участников создан настоящий рынок спорта, в котором члены являются лучшими потребителями по сравнению со спортсменами высокого класса, период выступления которых в большом спорте значительно короче.
Немецкие специалисты по менеджменту спортивных клубов считают, что клуб как форма организации спортивно-оздоровительной работы с населением наиболее эффективен по следующим причинам:
- ориентирован на интересы населения, предоставляет возможность широкого выбора видов спорта;
- ориентирован на соревновательную деятельность: хорошо стимулирует для участия в соревнованиях регионального и местного уровней;
- ориентирован на здоровый
образ жизни: представляет более
удобную форму для участия
людей в соревновательной
- ориентирован на добровольную
работу в области спорта: отмечается
высокий процент людей, работающих
здесь в качестве
- экономически выгоден: стоимость занятий немного ниже в связи с добровольной работой руководителей.
В Германии многие спортивно-оздоровительные клубы в своей деятельности исходят из следующих принципов:
- не существует нежелающих заниматься спортом, существует плохая организация;
начинающим следует предлагать занятия спортом в самой упрощенной форме, чтобы уже первые шаги в спорте принесли успех;
- должен быть кто-то (инструктор, друг, родственник и т.д.), кто пригласит и проводит начинающего;
- путь в спорт - это почти всегда путь двоих.
Помимо чисто философских и организационных установок немецкие общественные клубы придерживаются и следующих практических принципов.
1. Доступность клуба: услуги предоставляются по доступным ценам.
2. Помимо предложений заняться
определенным видом спорта
3. Инструкторы по физической
подготовке и спорту уделяют
внимание каждому
4. Молодые люди могут
самостоятельно организовать
5. Спорт в коллективе - самый лучший спорт.
В отличие от общественных клубов частные клубы в ФРГ называются фитнес-студиями. Их насчитывается более 5000, в т. ч.550 - женских.
Фитнес-студия - это, как правило, хорошо оборудованное помещение, в котором кроме специальных тренажеров предлагаются и другие виды услуг - индивидуальные тренажеры, оборудование, приспособленное к разному уровню подготовки занимающегося, целевые программы для совершенствования различных частей тела, персональные занятия, документально оформленные индивидуальные планы тренировок и т.д. Они привлекают клиентов тем, что стараются удовлетворить индивидуальные запросы и предлагают услуги, соответствующие уровню подготовки клиента. В своей работе они зачастую отходят от общепринятых в спортивной педагогике методик и установок.
Какие еще преимущества видят занимающиеся в таких частных "фитнес-студиях"? Прежде всего подобная студия облетает начинающему его первые шаги в спорте. Вы посещаете ее, когда у вас есть свободное время. Занятия в ней дополняют обычные спортивные тренировки на выносливость целенаправленными занятиями на развитие мускулатуры, обилие специализированных тренажеров позволяет сэкономить время и т.д. Благодаря индивидуальному плану тренировок, рассчитанному на вашу подготовку и физическое состояние, вы избегаете, в отличие от групповых тренировок, перегрузок, уменьшается монотонность занятий.
Источники финансирования зарубежных спортивно-оздоровительных клубов. С начала 80-х годов в развитых западных странах стала преобладать новая философия досуга, так называемая гедонистическая концепция. Она предусматривала замену постановки перед занимающимися в спортивных клубах и центрах конкретных задач на возможность неформального, свободного человеческого общения, ухода от повседневных жизненных проблем и в конечном счете улучшения и сохранения здоровья. Такая философия, но мнению западных специалистов досуга, более соответствует современным, обновившимся жизненным представлениям населения нашего времени. Это привело к существенным модификациям в сфере спортивно-оздоровительных услуг. В ведущих зарубежных странах стало все больше и больше появляться прекрасных спортивно-оздоровительных клубов и центров.
Современные зарубежные спортивно-оздоровительные клубы и центры - это великолепные комплексы не только спортивно-оздоровительных, но и развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг. Спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа - это, как правило, частные, коммерческие организации, которые соседствуют с традиционными мелкими и средними клубами. Забота об удовлетворении многообразных запросов клиентов и высококачественное обслуживание их - главное условие коммерческого успеха и выживания клуба. Как показывает зарубежная практика, спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа взимают плату с клиентов на 9-10% больше и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб, и соответственно быстрее расширяют свой бизнес.
Анализ данных зарубежных исследований показывает, что около 70% коммерческих спортивно-оздоровительных клубов относятся к малому бизнесу, так как численность работающих в них составляй менее 100 чел., а размер годового дохода - до 3,5 млн долл. Бывают и более мощные клубы. Более одного процента клубов имеют доход более 3,5 млн долл. в год. Однако доход примерно 70% всех имеющихся в США спортивно-оздоровительных клубов составляет менее 1 млн долл.
В начале раздела отмечалось, что в зарубежных странах действуют различные виды клубов - общественные (муниципальные) и частные, коммерческие и некоммерческие. В разных видах клубов различны и источники финансирования.
Для муниципальных (общественных) спортивно-оздоровительных клубов и некоммерческих организаций основным источником финансирования являются дотации государственных органов разного уровня, и прежде всею местных муниципальных властей. Размеры этих дотаций и процент в общей смете различны в разных клубах и странах. Далее идут членские взносы, предоставление дополнительных платных услуг, поступления от спонсоров, лицензионной деятельности, общественных фондов и т.д.
Основными источниками финансирования частных и коммерческих спортивно-оздоровительных клубов в зарубежных странах являются:
- членские и вступительные взносы, составляющие до 70% всех поступлений;
- поступления от оплаты за тренировочные программы и консультации;
-доход от оплаты
- доходы за счет новых членов клуба (большинство зарубежных клубов работают па 70-80% своих потенциальных возможностей и поэтому планируют роет числа членов клуба и соответствующий финансовый доход);
- доход от лицензионной
деятельности и другой
- поступления от спонсоров
и благотворительных фондов. Следует
подчеркнуть, что специалисты зарубежных
клубов применяют очень гибкие
системы оплаты членских
Наряду с дифференцированной системой членских взносов применяется еще и система скидок. Так, в анализируемом клубе при месячной оплате членских взносов предоставляется 6% -ная скидка для тех членов клуба, которые платят за целый год вперед.
Экономический анализ деятельности клубов. Зарубежные специалисты уделяют экономическому анализу деятельности спортивно-оздоровительных клубов очень большое внимание. В этом можно убедиться, ознакомившись с рекомендациями американских специалистов по финансовому менеджменту, предназначенными руководителям спортивно-оздоровительных клубов.
1. Необходим личный контроль над всеми статьями расходной части сметы.
2. Результативными являются сравнение доходов своею клуба со средними показателями в отрасли и отказ от деятельности, требующей расходов, не укладывающихся в диапазон общепринятой нормы.
3. Необходим подробный
анализ наиболее крупных
4. Для осуществления контроля за расходами эффективно использование компьютера, проведение его в течение всего года и сравнение финансовых доходов с прогнозами.
5. Договора с поставщиками
сопутствующих услуг лучше
6. В целях сокращения расходов лучше всего покупать оборудован и совместно с другими клубами или организациями.
7. Необходимо собирать
информацию о вероятности
8. Персонал должен быть в курсе финансовой политики клуби области расходов.
Критерии оценки эффективности работы клубов. Среднестатистический спортивно-оздоровительный клуб в США насчитывает от 1500 до 2000 членов. Клубы открыты, как правило, по 17 часов в день. Наиболее популярные часы работы с 16.00 до 20.30 ч.