Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:42, курсовая работа
Задачи исследования
В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:
1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
Учитывая специфику возраста,
оздоровительные задачи определяются
в более конкретной форме: помогать
формированию изгиба позвоночника, развитию
сводов стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата; способствовать развитию всех
групп мышц, в особенности мышц-
Кроме того, важно повышать
общую работоспособность у
Образовательные задачи предусматривают
формирование у детей двигательных
умений и навыков, развитие физических
качеств; роли физических упражнений в
его жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья. Благодаря пластичности
нервной системы у детей
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).
Первые семь лет жизни
ребенка характеризуются
Физическое воспитание благоприятствует
осуществлению эстетического
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность
воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. Например, занятие
физическими упражнениями лучше
содействует развитию костной и
мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, игрушек, одежды,
обуви служат профилактикой заболеваний.
Гигиенические факторы имеют
и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, регулярное
и доброкачественное питание
положительно влияет на деятельность
органов пищеварения и
Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия
На тело человека. Воздух
с лесов, садов, парков, содержащий особые
вещества финтоциды, способствуют уничтожению
микробов, обогащает кровь кислородом,
благотворно влияет на организм человека.
Солнечные лучи способствуют отложению
витамина Д под кожей, убивает
различные микробы и охраняет
человека от заболевания РАХИТ. Для
разностороннего влияния на организм
следует принимать все
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях (8).
Движения, физические упражнения
считаются специфическим
Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами
и способностями мы понимаем такие
качества и способности, которые
характеризуют его физическое состояние,
это - прежде всего состояние его
морфофункционального развития: конституция
его организма и
Эта тема рассматривается
в тесной связи со следующей, а
именно с периодизацией воспитания
физических качеств. Обсуждение имен должно
сопровождаться рассматриванием и
анализом иллюстрируемого материала
(графиков, диаграмм), отражающего особенности
развития координационных способностей,
умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень
развитости общей выносливости, скоростно-силовых
качеств у детей разного
Нервная система детей
дошкольного возраста отличается большой
пластичностью, на основе чего у ребенка
легко образуются новые условные
связи. Это свойство необходимо использовать
для формирования в раннем возрасте
различных двигательных навыков, а
также навыков
Теория физического воспитания
учитывает психофизиологические особенности
детей дошкольного возраста: возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).
На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы
более сложные упражнения по координации
и условиям проведения : применение
необычных исходных положений (бег
и исходное положение стоя на коленях,
сидя, лежа); прыжок из исходного положения
стоя спиной к направлению движения;
быстрая смена различных
Упражнения для развития
силовых способностей делятся на
2 группы: с сопротивлением, которое
вызывает вес бросаемых предметов
и выполнение которых затрудняет
вес собственного тела (прыжки, лазания,
приседания). Большое значение имеет
количество повторений : небольшое
не содействует развитию силы, а
чрезмерно большое может
Необходимо также учитывать
темп выполнения упражнений: чем он
выше, тем меньшее количество раз
должно выполняться. В силовых упражнениях
предпочтение следует отдавать горизонтальным
и наклонным положениям туловища.
Они разгружают сердечно-сосудистую
систему и позвоночник, уменьшают
кровяное давление в момент выполнения
упражнения. Упражнения с мышечным
напряжением целесообразно
Для развития выносливости больше
всего подходят упражнения циклического
характера(ходьба, бег, прыжки, плавание
и др.). В выполнении этих упражнений
принимает участие большое
В раннем и дошкольном возрасте
важно решать задачи воспитания практически
всех физических качеств. В первую очередь
следует обращать внимание на воспитание
координационных способностей, в
частности на такие компоненты, как
чувство равновесия, точность, ритмичность,
согласованность отдельных
2.2. Формирование
личности дошкольника в
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.