Физическая культура, её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [3].

Содержание

ВведениЕ -----------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Обзор литературных источников------------------------5
Физическая культура как социальное явление-------------------------------5
Физическая культура как вид деятельности ----------------------------------8
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ-----12
2.1 Функции физической культуры -----------------------------------------------12
Формы физической культуры --------------------------------------------------16
Заключение -----------------------------------------------------------------------------22
Литература ------------------------------------------------------------------------------24

Вложенные файлы: 1 файл

курсов резюм.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Благодаря реализации в  процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых  и новых физических кондиций, мобилизация  и развертывание все новых  и новых внутренних ресурсов организма.

Важным элементом природной  основы содержания двигательной деятельности является генетическая детерминация значительного  числа морфологических элементов аппарата, движений человека и связанных с этим функциональных проявлений при выполнении физических упражнений.

Для понимания особенностей социальной организации физической деятельности, правильной расстановки  акцентов в процессе многолетней  индивидуальной физической подготовки, рационального подбора её средств, важное значение имеет знание и учет степени влияния физической тренировки на формирование морфофункциональных систем человека.

Современной наукой накоплен значительный материал по характеру  и результатам воздействия занятий  физическими упражнениями на организм человека, его морфофункциональный статус G [8].

Так интересные данные о  воздействии физической деятельности на организм пожилых были получены В. Saltib и G. Grimby, которые сравнили три группы испытуемых в возрасте 50–59 лет. Первая группа состояла из бывших спортсменов, прекративших занятия 20 лет назад. Вторая – из бывших спортсменов тех же специализаций, продолжавших в этот период регулярно заниматься физическими упражнениями. Третья группа состояла из не занимающихся спортом вообще. Максимальное потребление кислорода составляет 30 мл/мин на килограмм веса тела у не спортсмена, 38 мл/мин/кг – в группе бывших спортсменов, прекративших заниматься физическими упражнениями и 53 мл/мин/кг – в группе бывших спортсменов, осуществляемых регулярную двигательную деятельность в течение всей жизни. Как было показано P. Schnorr, бывшие спортсмены, продолжавшие регулярные физические тренировки, после уходя из спорта, меньше болеют сердечно -сосудистыми заболеваниями и реже умирают от этих недугов.

Как видим, регулярная физическая активность оказывает заметное влияние  на функциональный статус в состоянии  здоровья занимающихся.

В процессе физической деятельности происходят существенные изменения  морфологического и функционального  порядка; при этом характер влияния  неоднозначен для разных систем организма  и не одинаков в разные периоды  онтогенеза.

Выделяются консервативные (ритм развития, линейные размерные  признаки, гистологические характеристики) и мобильные (функциональные системы, вес), компоненты морфологии и функции  организма человека по возможности  их изменения с помощью физических упражнений становится очевидной роль физической деятельности как регулятора и стимулятора морфологического и функционального развития в  онтогенезе человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ

2.1 Функции физической культуры

Специфические функции. Под  специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны  в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона  культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости  от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые  реализуются при условии сочетания  всех или большинства её видов (её системно-интегративные функции), и  функции, свойственные преимущественно  некоторым её разделам, видам и  разновидностям.

Специфические функции  физической культуры в целом заключаются  прежде всего в её свойствах, позволяющих  удовлетворять естественные потребности  человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма  соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические  функции находят свое выражение  в целенаправленном использовании  физической культуры, в качестве фактора  достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности.

Жизненно важное значение этих функций физической культуры обусловлено  тем, что человек формировался многие тысячелетия как практически  деятельное существо. Двигательная активность была и остается совершенно необходимым  условием развития, нормального функционирования и самого существования человеческого  организма. Если исключить двигательную активность или надолго свести её к минимуму, это неизбежно обернется  для человеческого организма  самыми неблагоприятными последствиями. «Ничто так не истощает и не разрушает  организм человека, как продолжительное  физическое бездействие» – говорил  Аристотель. Не случайно в наше время, когда в результате прогрессирующей механизации, автоматизации и кибернизации производственных процессов резко сохраняется объем двигательной активности в основной сфере жизнедеятельности человека, всё тревожнее говорят об опасностях гиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневный образ жизни, что предусматривается в подлинно гуманном обществе, является одним из решающих условий, позволяющих не только исключить отрицательное влияние производственной гиподинамии на физические качества человека, но и направлять их развитие по руслу всестороннего совершенствования [15].

Уже говорилось, что функции  физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности  человека, в которые включены те или иные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций  физической культуры надо, в частности, различать:

  • специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования).
  • специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально прикладной физической подготовки.
  • «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека.
  • Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, восстановления временно утраченных функциональных возможностей человека.

Существенно, что реализация любой из этих функций физической культуры объективно связана с воздействием не только на физические качества человека, но и на его психические и личностные качества. Специфические функции  физической культуры поэтому практически  неотделимы от её общекультурных функций.

Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с  использованием физической культуры в  обществе, в принципе, все общие  функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или иначе и  в области физической культуры. К  ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.

Эстетические функции  физической культуры непосредственно  связаны с её свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей  в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Нормативные функции физической культуры состоят в том, что в  её содержании в связи с практикой  использования её в обществе вырабатываются определенные нормы, которые имеют  регламентирующее значение и оценочное  значение, – нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического  совершенства, правила формирования физических нагрузок и т.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами  для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами  на пути дальнейшего совершенствования. Получая широкое распространение  и общее признание, они оказывают  существенное влияние на отношение  людей к физической культуре, стимулируют  и упорядочивают её использование  в интересах общества и личности [16].

Говоря об информационных функциях физической культуры, имеют  в виду её немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Духовные и материальные ценности, создаваемые в области  физической культуры, являются носителями существенной информации, прежде всего, о достижениях человека в совершенствовании  своих собственных природных  качеств. Но не только это, в непосредственной связи с физической культурой  создаются эстетические и другие духовные ценности, развиваются различные  отрасли знания, воплощающие важную научную информацию [17].

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые  физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый  посредством использования её в  собственно воспитательных целях, зависит  не только и не столько от её специфических  свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы физической культуры

Физическую культуру можно  подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют  различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности  физической культуры определенного  типа. Наиболее крупными из них являются:

  • базовая физическая культура;
  • спорт (в той части, в какой  относится к физической культуре);
  • профессионально прикладная физическая культура;
  • оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура.

Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определённые различия, как по функциям, так и по структуре.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь  та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему  образования и воспитания подрастающего  поколения в качестве фактора  основного физического образования  и обеспечения базового уровня общей  физической подготовленности. Целевой  результат, достигаемый на основе использования  физической культуры в этом направлении, заключается таким образом в  базовой физической подготовленности. Она называется базовой в том  смысле, что во-первых, характеризуется  приобретением основного фонда  жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым  в жизни уровнем общего разностороннего  развития физических способностей. Во-вторых, является общей фундаментальной  предпосылкой («базой») для специализации  в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.). Обеспечить такой результат позволяет  базовая физическая культура, в этом выражается её специфическая функция.

Основную форму или  вид базовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний; обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психологических качеств, оптимизировать состояние здоровья – словом, гарантировать уровень физической и общей дееспособности.

Важными элементами школьной физической культуры являются, в частности: аналитическая «школа движения», система  упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования  своих сил для перемещения  в пространстве, преодоление препятствий  и оперирование с предметами [10].

Педагогический организованный многолетний процесс использования  базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс  основного (базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются  дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные  условия для его педагогически  оправданной организации.

Базовая физическая культура не ограничивается лишь школьной формой. Её конкретная направленность, содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного  развития человека и условий его  жизни. В связи с этим надо различать  пролонгирующие разновидности базовой  физической культуры (пролонгировать – продлевать действие). В образе жизни взрослого населения они  играют основную роль в дальнейшем повышении уровня базовой физической подготовленности и возможно длительном сохранении достигнутой общей физической дееспособности, в том числе тогда, когда начинает сказываться влияние  возрастной эволюции организма. Такие  компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке и общекондиционной тренировке различных континентов населения.

Спорт как компонент  физической культуры. Большинство современных  видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с  другими её компонентами спорт предоставляет  наибольшие возможности для поступательного  развития физических качеств и непосредственно  связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации [7].

Информация о работе Физическая культура, её формы и функции