Физические качества человека и методы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………3стр.

1. Психологическая характеристика физических качеств……………………...4- 8стр.

2. Средства и методы развития физических качеств…………………………..

2.1 Средства и методы развития силы………………………………………

2.2 Средства и методы развития быстроты движений……………………..

2.3 Средства и методы развития выносливости……………………….

2.4 Средства и методы развития гибкости……………………………….

2.5 Средства и методы развития ловкости………………………………..

3. Заключение………………………………………………………………..

4. Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физра.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Управление  культуры белгородской области

Государственное бюджетное образование учреждения высшего профессионального образования

Белгородский  государственный институт искусств и культуры 
 
 
 

Факультет режиссуры, актерского искусства и  хореографии

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 

Долгова Елена Николаевна 
 

Физические  качества человека и методы их развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Научный руководитель

                  к.п.н., доцент: Кудряшев М.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Белгород 2012г. 

Содержание: 

  

1. Введение……………………………………………………………………………3стр. 

1.  Психологическая  характеристика физических качеств……………………...4- 8стр. 

2. Средства и  методы развития физических качеств………………………….. 

    2.1 Средства и методы развития силы……………………………………… 

    2.2 Средства и методы развития быстроты движений…………………….. 

    2.3 Средства и методы развития выносливости………………………. 

    2.4 Средства и методы развития гибкости………………………………. 

    2.5 Средства и методы развития ловкости……………………………….. 

3. Заключение……………………………………………………………….. 

4. Список литературы………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение  оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

     Применительно к динамике изменения показателей  физических качеств употребляются  термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

     В современной литературе используют термины «физические качества»  и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

     Основу  двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

     У каждого человека двигательные способности  развиты по-своему. В основе разного  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

     - анатомо-морфологические особенности  мозга и нервной системы (свойства  нервных процессов — сила, подвижность,  уравновешенность, индивидуальные  варианты строения коры, степень  функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

     - физиологические (особенности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем — максимальное  потребление кислорода, показатели  периферического кровообращения  и др.);

     - биологические (особенности биологического  окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

     - телесные (длина тела и конечностей,  масса тела, масса мышечной и  жировой ткани и др.);

     - хромосомные (генные).

     О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

     Способности проявляются и развиваются в  процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

     Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия  деятельности, используя соответствующие  физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. 

1.  Психологическая  характеристика физических качеств 

       Спортивные возможности определяются  физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

     Подвижность нервных процессов: только при очень  быстрой смене возбуждения и  торможения и соответствующей регуляции  нервно-мышечного аппарата можно  достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.

     Напряжение  воли — достижение максимально возможной  скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

     Координационные центрально-нервные факторы в  определенной мере влияют на частоту  движений. Но не менее зависимой  от них является быстрота отдельного движения. С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

     Скорость  отдельного движения характеризуется  психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

     Сила  — это способность человека совершать  действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из этих видов к силе предъявляют различные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры физических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость — наиболее типичные силовые характеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии.

     Максимальная  сила — это наивысшая сила, которую  способна развить нервно-мышечная система  при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительные сопротивления (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, разнообразные виды борьбы). Большая доля максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений или выносливостью необходима также в метании молота, толкании ядра, гребле на каноэ и т.д. Значение максимальной силы для спортивного достижения тем меньше, чем меньше преодолеваемые сопротивления и чем больше доминирует быстрота мышечных сокращений или выносливость. Так, максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.

     Скоростная  сила — это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивления  с высокой скоростью мышечного  сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для достижений во многих движениях ациклического и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, прыжки с трамплина, спортивные игры), в таких видах спорта, где результаты зависят от быстроты выталкивания, выбрасывания снаряда или отталкивания для выполнения прыжка. Скоростная сила оказывает значительное влияние и на достижения в определенных движениях циклического характера. Она составляет основу быстроты спринтера-легкоатлета, спринтера-велогонщика, способности к ускорениям хоккеистов и футболистов и т.д.

     Силовая выносливость — это способность  организма сопротивляться утомлению  при длительной силовой работе. Силовая  выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в первую очередь при необходимости преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени. Эти качества ярко выражены в таких видах спорта, как академическая гребля, лыжные гонки и плавание.

     Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Доказано, что максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

     Для того чтобы спортсмен мог развивать  значительную мышечную силу во время  выполнения соревновательного упражнения, ему необходимо на тренировках совершенствовать произвольное управление мышцами и, в частности, механизмы внутримышечной координации и определять наиболее оптимальные методы и средства психологического воздействия для организации эмоциональных состояний, способствующих максимальному проявлению силы. Это может быть достигнуто систематическим использованием в учебно-тренировочном процессе упражнений, которые требуют проявления большой мышечной силы (не менее 70% от максимальной произвольной силы спортсмена) с одновременным решением тактических задач (достижением определенной цели).

     Чаще всего сила проявляется в движении (динамическая сила). Усилия спортсмена не всегда сопровождаются движением, в этом случае следует говорить о статическом режиме работы (о статической силе).

     Сила  характеризуется предельными, распределенными  и дозированными мышечными усилиями:

     Предельные  мышечные усилия встречаются в тех  случаях, когда спортсмен проявляет  свои силовые возможности полностью. Сознательное управление затруднено, так как предельное проявление мышечных усилий ограничено функциональными возможностями спортсмена.

     Распределенные  мышечные усилия - это усилия в 1/2 или 1/4 или 2/4 максимальной силы, подчиненные  сознательному контролю.

     Дозированные  мышечные усилия - это усилия, требующие строгого дифференцирования в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий (в баскетболе - это бросок мяча в корзину, в боксе - удар и т.п.) и подчинены полному сознательному контролю.

     Выносливость  — это способность человека к  длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.

     В обыденной речи понятие выносливость употребляется в очень широком  смысле. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности. Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. Она составляет определенный вид деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Информация о работе Физические качества человека и методы их развития