Физическое воспитание как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.
Социальная обусловленность физического воспитания заключается в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Физическое.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических  функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному  формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков  телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая  тем самым работоспособность  людей. В обществе труд является жизненной  необходимостью человека, источником его духовного и социального  благополучия.

К специальным  образовательным задачам относят:

  • формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально  использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям  формируются двигательные умения и  навыки. К жизненно важным умениям  и навыкам относится возможность  осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании  на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную  прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым  специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания.

К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для  личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение  спортсмена, воспитанного тренером и  коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими  упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в  жизнь, в производственную, военную  и бытовую обстановку.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому  позволяют в ходе физического  воспитания эффективно решать и эти  задачи.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии  решения всех его задач. Только в  единстве они становятся действительными  гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Цель и задачи физического воспитания

Физическое  воспитание - Теория

Целью физического  воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;

обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена  общества к плодотворной трудовой и  другим видам деятельности (Л.П. Матвеев, 1989). Под целью понимают конечный итог деятельности, к которому стремится  человек или общество.

Для того чтобы цель сделать  реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам  физического воспитания относятся  две группы задач: задачи по оптимизации  физического развития человека и  образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

  • оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность  их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных  условиях среды.

Здоровье населения в  стране рассматривается как самая  большая ценность, как отправное  условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических  функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая  тем самым работоспособность  людей.

К специальным образовательным задачам относят:

—  формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

—  формирование спортивных двигательных умений и навыков.

— приобретение базовых  знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально  использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям  формируются двигательные умения и  навыки. К жизненно важным умениям  и навыкам относится возможность  осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании  на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность.

Формирование умений и  навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые  формы движений.

Передача обучаемым специальных  физкультурных знаний, их систематическое  пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания: сущности физической культуры, ее значения для  личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков; техники  физических упражнений, ее значения и  основ применения; укрепления и поддержания  хорошего здоровья на многие годы.

Повышение физкультурной  грамотности людей позволяет  широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев  населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет  одно из первостепенных значений.

К общепедагогическим задачам относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение  спортсмена, воспитанного тренером и  коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими  упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в  жизнь, в производственную, военную  и бытовую обстановку.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому  позволяют в ходе физического  воспитания эффективно решать и эти  задачи.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии  решения всех его задач. Только в  единстве они становятся действительными  гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Основные аспекты конкретизации  задач. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю  спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной физической подготовки (рис. 2). Причем можно отметить два направления  конкретизации задач (Л. П. Матвеев, 1989).

Рис. 2. Основные аспекты конкретизации задач в физическом воспитании

В первом случае осуществляется конкретизация решаемых задач в  соответствии с индивидуальными  возможностями и особенностями  занимающихся. Индивидуализированная  конкретизация задач в физическом воспитании — дело сложное, так как  занятия физическими упражнениями осуществляются в формах групповой  организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастные и  половые особенности, а также  физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся.

Во втором случае конкретизация  задач осуществляется во временном  аспекте, что означает соотнесение  их со временем, необходимым и благоприятным  для их решения.

Исходя из целевых установок  в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи — на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).

При постановке задач и  определении сроков для их решения  учитываются закономерности возрастного  развития организма человека, а также  закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма  создает благоприятные предпосылки  для направленного воздействия  на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора  у подростков заканчивается в 13—14 лет, пубертатный период у девочек  осуществляется в эти же сроки.

В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.

Вышеуказанное позволяет  говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить  лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).

Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение  не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы  как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.

В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы  физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).

Информация о работе Физическое воспитание как социальная система