Физкультура для специальной медицинской группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более. Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную.

Содержание

I. Специальная медицинская группа. Что это значит?
II. Формы и средства проведения занятий со специальными группами.
III. Методические рекомендации
IX. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура для специальной медицинской группы.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Вологодский педагогический университет

 

 

 

 

Физкультура 
для специальной медицинской группы

 

        

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка 

                                                                         физика – математического 

                                                                        факультета: Клишина Екатерина

 

 

 

 

Вологда

2013 год 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Специальная медицинская группа. Что это значит?

3

  1. Формы и средства проведения занятий со специальными группами.

8

  1. Методические рекомендации

16

IX.    Список использованной литературы

20


 

СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА.  
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Физическая культура – единственный предмет в программе, который напрямую связан со здоровьем студентов. Это вовсе не означает, что от занятий по физической культуре надо освобождать тех, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, людям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а чаще всего даже более, чем здоровым. Но при этом физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям человека, в том числе особенностям состояния их здоровья. Студенты со сходным состоянием могут быть отнесены к нескольким группам здоровья:

Группа здоровья I –здоровые люди, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и студенты, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

Группа здоровья II –здоровые люди, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3 – 5 лет, с врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;

Группа здоровья III – люди с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

Группа здоровья IV – люди, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

Группа здоровья V – люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более.

Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно–двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по следующим заболеваниям:.

  1. с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем;
  2. студенты с травмами (заболеваниями) опорно–двигательного аппарата;
  3. с заболеваниями периферической нервной системы;
  4. имеющие отклонения со стороны слуха или зрения ;
  5. имеющие отклонения со стороны центральной нервной системы (неврозы);
  6. Прочие заболевания.

Студенты в таких  группах обычно характеризуются  слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных  медицинских групп студентов  стоят следующие задачи: улучшение  функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

На основании данных о сущности патологических изменений  при том, или ином заболевании  определяются доступные формы проведения занятий и набор применяемых  упражнений. Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания 
(физические нагрузки запрещены):

  1. недостаточность кровообращения II—III степени;
  2. острый инфаркт миокарда;
  3. активная фаза ревматизма,
  4. миокардит;
  5. стенокардия покоя;
  6. эмболия легочной артерии;
  7. инфаркт трансмуральный;
  8. аневризма аорты;
  9. острое инфекционное заболевание;
  10. тромбофлебит и сердечная недостаточность;
  11. тахикардия покоя,
  12. экстрасистолия и другие нарушения ритма;
  13. стеноз аорты и почечной артерии;
  14. миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

 

Относительные противопоказания  
(строго дозированные нагрузки под наблюдением врача):

  1. суправентрикулярные нарушения ритма сердца;
  2. миопия (близорукость) более -5;
  3. системная или легочная гипертензия;
  4. умеренно выраженный стеноз аорты;
  5. неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.);
  6. выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца;
  7. токсикоз беременных;
  8. гипертония II—III степени;
  9. ретинопатия III степени;
  10. пороки сердца с выраженным цианозом;
  11. резко выраженная анемия;
  12. значительно выраженное ожирение (III степени), протекающее с одышкой;
  13. почечная и печеночная недостаточность;
  14. заболевания опорнодвигательного аппарата, ограничивающие двигательную активность;
  15. заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах рекомендуются при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

В рамках спецмедгруппы  выделяют подгруппу А – с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

Подгруппа Б – имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

При прогрессирующем  улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования.

Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания. Большое количество исследований, посвященных проблемам физического воспитания в специальном медицинском отделении вузов, указывают на неудовлетворительность существующей системы физического воспитания для людей с ослабленным здоровьем.

Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный  уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к  проведению занятий со студентами специальных  медицинских групп, предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями, поскольку в специальных медицинских группах объединены лица с различными заболеваниями, различным уровнем физической подготовленности и работоспособностью. В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальной нагрузок и направленности упражнений в занятиях с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма студентов. Индивидуальный подход к студентам специального медицинского отделения способствует подъему эмоционального фона и заинтересованности в занятиях физкультурой.

Индивидуальный подход выражается в необходимости индивидуального  подбора упражнений и их дозировки  для развития двигательных качеств, индивидуальной дозе нагрузки в уроке в зависимости от физических возможностей студентов, в индивидуальном подборе упражнений лечебно-профилактической направленности в зависимости от диагноза.

Установлено, что качественные изменения физической подготовленности студентов можно получить при соблюдении таких условий, как:

1.  Перестройка учебного процесса на основе ценностных ориентаций;

2.  Объективной самооценки состояния и улучшения здоровья средствами физической культуры;

3.  Определение у студентов мотивации к приоритетным физическим нагрузкам на основе постоянной информации об эффективности влияния занятий на состояние организма в целом и конкретные органы и функциональные системы;

4.  Ориентация на качественные изменения в физическом состоянии и использование для этого методического инструментария и оценочной градации;

5.  Стимулирование за достижения соответствующей индексацией.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ.

Пагубно сказывается  на студентах специальных медицинских  групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3–5 раз в неделю по 35–45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние, способствовать выздоровлению или вызывать длительную ремиссию. Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

Информация о работе Физкультура для специальной медицинской группы