Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:33, реферат
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Определение культуры здоровья 3
Как формируется культура здоровья 4
Определение понятия оздоровления 5
Отличия оздоровления от лечения 6
Историческая эволюция оздоровления 6
Период становления 6
1. Античность
2. В восточных философских системах
3. Оздоровление в современном обществе
Оздоровление как образ жизни 7
Итоги 9 Список литературы 10
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Радиотехнический факультет
Кафедра
социально-гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
по теме
«Что такое культура здоровья и как её
формировать у населения»
Выполнил
Масловский
Л.Л.
Руководитель
Яковлева
А.В.
Новополоцк 2012
Введение
Определение культуры
здоровья
Как формируется культура здоровья
Определение понятия оздоровления
Отличия оздоровления от лечения
Историческая эволюция оздоровления
Период становления
Оздоровление как
образ жизни
Итоги
Определение культуры здоровья
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности. Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Как формируется культура здоровья
Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующиефакторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:
Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).
Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).
Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.
В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.
К медико-физиологическим
факторам, оказывающим влияние на
формирование культуры здоровья, относятся
уже существующие у человека режим
двигательной активности, режим дня,
оздоровительные мероприятия, организацию
физического воспитания, средства и
методы воспитания, то есть, опыт человека
в области культуры здоровья и его привычки.
Важно еще раз подчеркнуть, что культуру
здоровья необходимо формировать в детском
возрасте, а затем укреплять в течение
всей жизни. Кроме того, человек должен
систематические воплощать теоретические
знания в повседневной жизни с целью стабилизации
своего здоровья, то есть оздоровления.
Проблема
культуры здоровья стала подниматься
современным обществом
Под оздоровлением
в этом случае понимается повышение
функциональных резервов и адаптивных
возможностей человека для предупреждения
заболеваний и улучшения
Именно на таком фундаменте возникла концепция
«Сохранения здоровья здоровых» в ее основе
лежит не просто пофилактика болезней,
сколько охрана и восстановление здоровья
человека, особенно здорового. Возникновение
этой концепции обусловило даже развитие
новой отрасли здравоохранения – восстановительной
медицины.
В настоящее
время под восстановительной медициной
понимается система научных знаний и практической
деятельности, направленных на восстановление
функциональных резервов человека, сниженных
в результате неблагоприятного воздействия
факторов среды и деятельности или в результате
болезни на этапах ремиссии (Разумов А.Н.,
Ромашин О.В., 2002).
Таким образом, приоритет отдается сохранению
и восстановлению здоровья здоровых или
практически здоровых людей и реабилитации
больных и инвалидов, то есть оздоровлению
человека. В восстановительной медицине
используются как современные методики
оздоровления, так и традиционные, которые
применялись человечеством на протяжении
тысячелетий.
Отличия оздоровления от лечения
Важно подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на предотвращение заболеваний, тогда как современная медицина все еще ориентирована на терапевтическую тактику. Лечение (терапия) – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление уже утерянного здоровья. Если лечение (исцеление) есть «восстановление утраченной целостности», то оздоровление следует рассматривать как систематическое обеспечение этой целостности. Человек нуждается в лечении, в случае, когда произошел «срыв адаптации». Оздоровительные же методики направлены на увеличение адаптационных резервов организма и, тем самым, отменяют необходимость в лечебных мероприятиях, либо снижают вероятность потребности в них.
Историческая эволюция оздоровления
Период становления. Понятие об оздоровлении не является статическим, напротив, оно постоянно изменяется и развивается. На заре человеческого развития понятия об оздоровлении, как таковом, не было. Это объясняется тем, что человек жил в тесной взаимосвязи с природой и подвергался ее воздействию. На человека воздействовали факторы окружающей среды, что постоянно поддерживало адаптационные механизмы. Кроме того, первобытный человек из поколения в поколение вырабатывал способы, формирующие и поддерживающие адаптационные механизмы. Эти способы не являлись специальными мероприятиями, а были неотъемлемой частью образа жизни. Они были закреплены на уровне родовых обычаев, религиозных обрядов и ритуалов. Например, уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. Важно отметить, что в таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. В этот период понятия здоровья и болезни также не выделялись. Но наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Например, эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием; у древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.
Информация о работе Что такое культура здоровья и как её формировать у населения