Шпаргалка по "Физкультура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:53, шпаргалка

Краткое описание

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. целью физической культуре является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья, развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

43. Физические упражнения  и оздоровительные силы природы.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам. Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процес с многократного повторения.Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием (это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.)).Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные ванны  и водные процедуры).При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

44. Физическая культура  в режиме учебно-трудовой деятельности студента вуза ( физич. упражнения в режиме дня, спортивно-массовая работа, активный отдых)

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. С учетом особенностей динамики работоспособности студентов в учебном дне физкультурная пауза продолжительностью 10 мин вводится после 4 ч занятий и продолжительностью 5 мин после каждых двух часов самоподготовки, когда появляются первые признаки утомления. Проводятся физкультпаузы в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Исследония показывают, что эффективность проявляется в повышении отдельных показателей работоспособности на 5-9 %.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища .

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности помогает активный отдых. Активный, связанный с двигательной деятельностью. Например:15-20мин.зарядка на воздухе, закаливающие процедуры, прогулки пешие на лыжах, общей продолжительностью 2-3 часа , игры на воздухе. Массовая физкультурно-спортивная  работа является важным разделом физического воспитания студентов.  В высших учебных заведениях постоянно рождаются и совершенствуются новые формы организации физкультурно-оздоровительной работы, организации и проведения самостоятельных занятий, создаются любительские спортивные объединения. Получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные самостоятельные занятия и тп.

 

45. История развития физической культуры в России (основные этапы)

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

1)Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Основными источниками о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины и т.д. Первый письменный источник - "Повесть временных лет" (начало XII в). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 годом. Спортивная история России, официальная зафиксированная в протоколах начинается с воскресного дня 19 февраля 1889 года, когда на льду “Петровки" состоялся первый в истории России чемпионат по конькобежному спорту. Зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым проводятся национальные первенства, создаются Всероссийские спортивные организации. Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям.  В 1911 и 1913 годах создаются два крупных государственных органа управления физическим воспитанием и спортом. Первый из них - Российский олимпийский комитет - был создан в связи с началом участия России в Международном олимпийском движении, а создание второго - Канцелярии главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи - было обусловлено плохой физической подготовкой молодежи. К 1910 году были созданы московские футбольная, конькобежная, лыжная, и другие лиги. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране. Впервые русские спортсмены приехали на Олимпийские игры 1908 года в Лондон. 2)После Великой Октябрьской социалистической революции положение в корне изменилось. Народная власть сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию. Уже в 1920 году был открыт институт физической культуры. Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч, Составной частью которого явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение - с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. В 1923 году основано первое в стране добровольное спортивное общество – «Динамо».17 августа 1928 года парадом на Красной площади открылась первая всесоюзная Спартакиада Процесс развития научно-методических основ физического воспитания и спорта тормозили их чрезмерная идеологизация и политизация. В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО - "Готов к труду и обороне СССР". Еще в 20-х годах вышел на международную арену советский футбол. В 1934 году сборная Москвы выиграла Кубок мира. В 1937 году в Москве впервые начали проводиться водно-моторные соревнования, массовыми становился автомобильный и мотоциклетный спорт.В 1936 году ВЦСПС принял решение о создании добровольных спортивных обществ. В 1934 году было установлено почетное звание - заслуженный мастер спорта СССР. В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры. Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. С 1930 года в СССР работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах проводили коллективы физической культуры (КФК) или спортивные клубы (СК). В конце 1940-х - начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, так как советские спортсмены начинают выступать на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Советский Союз вступил во многие международные спортивные федерации. 23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет  избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады (1980). С 1970-х гг. началась меняться направленность и школьной физической культуры. 3)После распада СССР и образования Р.Ф как самостоятельного государства принимается новая, отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.


Информация о работе Шпаргалка по "Физкультура"