Этапы обучения двигательным умениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели и решение заданий обуславливают методику обучения. В связи с этим необходимо подчеркнуть исключительное значение речевой деятельности, в процессе которой ученики словесно отображают воспринятое органами чувств движение либо двигательное действие. Перед началом практического разучивания упражнения каждый ученик должен научиться рассказывать о действиях, которые необходимо усвоить, поэтому на первом этапе для успешного формирования двигательного умения большое значение имеют методы слова и демонстрации.
В данной курсовой работе я ставлю перед собой цель исследовать особенности обучения в физическом воспитании, двигательные умения и навыки, раскрыть особенности этапов обучения. Этапы обучения я покажу на примере техники выполнения движений художественной гимнастики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
I.Методика обучения двигательным действиям…………………………...…...4
Принципы обучения………………………………………………….4
Взаимосвязь методических принципов……………………………17
II. Двигательные знания, умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании…………………………………………………………19
III.Этапы обучения двигательным умениям…………………………………....25
3.1 Этап начального разучивания………………………………………….26
3.2 Этап углубленного разучивания……………………………………….30
3.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования………………33
3.4. Закономерности формирования двигательных навыков……………36
Вывод……………………………………………………………………………..38
Cписок использованной литературы……………………………...……………..40

Вложенные файлы: 1 файл

№11.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 


 


План.

Введение……………………………………………………………………….….2

I.Методика обучения двигательным действиям…………………………...…...4

    1. Принципы обучения………………………………………………….4
    2. Взаимосвязь методических принципов……………………………17

II. Двигательные знания, умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании…………………………………………………………19

III.Этапы обучения двигательным умениям…………………………………....25

3.1 Этап начального разучивания………………………………………….26

3.2 Этап углубленного разучивания……………………………………….30

3.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования………………33

3.4. Закономерности формирования  двигательных навыков……………36

Вывод……………………………………………………………………………..38

Cписок использованной литературы……………………………...……………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Учебный процесс в физическом  воспитании обозначается как организованный процесс передачи и усвоения системы специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека. Результатом этого стало общее физкультурное образование.

Приобретение, уточнение и закрепление знаний идет параллельно с усвоением техники физических упражнений и усовершенствованием физических качеств. Особенно это касается знаний, которые становятся актуальными только при условии, когда ученик делает попытку выполнить физическое упражнение либо совершить определенную двигательную деятельность.

Изучение физических упражнений на уроках и во внеурочное время представляет собой последовательное формирование умений и навыков выполнять определенные двигательные действия. При этом учитель должен знать, что именно необходимо сформировать в каждом конкретном случае и  если такое  формирование не случилось, процесс обучения нельзя назвать завершенным.

Формирование двигательных умений и навыков имеет определенные психологические, функциональные и дидактические особенности. В соответствии с природными психофизиологическими процессами, которые происходят в организме под влиянием многоразового повторения физических упражнений, которые изучаются, строится педагогический процесс управление формированием двигательных умений и навыков.

Достижение поставленной цели и решение заданий обуславливают методику обучения. В связи с этим необходимо подчеркнуть исключительное значение речевой деятельности, в процессе которой ученики словесно отображают воспринятое органами чувств движение либо двигательное действие. Перед началом практического разучивания упражнения каждый ученик должен научиться рассказывать о действиях, которые необходимо усвоить, поэтому на первом этапе для успешного формирования двигательного умения  большое значение имеют методы слова и демонстрации.

В данной курсовой работе я ставлю перед собой цель исследовать особенности обучения в физическом воспитании, двигательные умения и навыки, раскрыть особенности этапов обучения. Этапы обучения я покажу на примере техники выполнения движений художественной гимнастики.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика обучения двигательным действиям

 

1.1. Принципы обучения.

 

Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований. Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.

 Принцип сознательности и активности. Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности. Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях: Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели и добиться осмысления закономерностей и условий, определяющих его выполнение. Задания в процессе физического воспитания реализуются в виде определенных физических упражнений. Вполне очевидно, что осмысления цели и заданий зависит от возрастных возможностей и уровня подготовленности занимающихся. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность. Даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями.                  

Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений. Практическое познание, начинается с чувственной ступени «живого созерцания».

Живой образ изучаемых движений формируется с участием как внешних, так и внутренних рецепторов, воспринимающих органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц и т. д. Существенно при этом, что показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических и волевых качеств. Создавая чувственные предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известную методическую трудность. А именно: чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается в основном двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, идеомоторным упражнением, а также имитационными и другими подводящими упражнениями. Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями. Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного искусственного выключения некоторых анализаторов, например зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций. Такого рода метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этапе ознакомления). Следует, кроме того, учитывать специфику изучаемых действий, а также индивидуальные особенности занимающихся. Существует и ряд других методов избирательного воздействия на функции анализаторов. Это, в частности, использование светолидеров и звуколидеров, позволяющих направленно упражнять различные воспринимающие системы. В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.

Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей школьников и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей. Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей. Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей, обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с возможностями данного занимающегося. Сведения о возможностях занимающихся получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные, преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути достижения их.

 Доступность означает не  отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья. Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.

Методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей. Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия. Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими путями. При оценке трудности физических упражнений следует различать их координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным. Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование специальных средств и методов, направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной преемственности между разделами программного материала. Особое значение при этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения. Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к учащимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Информация о работе Этапы обучения двигательным умениям