Банковское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение
Основные нормативно-правовые акты в действующей сфере деятельности финансовых институтов.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское законодательство.docx

— 33.40 Кб (Скачать файл)

С целью либерализации  валютного законодательства закон  устанавливает запрет на требования о получении индивидуальных разрешений. В соответствии с Федеральным  законом, в отношении валютных операций могут быть установлены ограничения  только в целях предотвращения существенного  сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания  устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность  установления требования о резервировании определенных объемов денежных средств при проведении валютных операций. При этом предполагается резервирование только на определенный срок, а также установлены предельные размеры резервирования.

Установлено, что купля-продажа  иностранной валюты и чеков (в  том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через  уполномоченные банки.  Особое значение для налаживания кредитных отношений  и построения современной экономики  в целом имеет принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О  кредитных историях". Целью данного  Федерального закона является создание системы раскрытия информации о  добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.

В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского  сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, которым предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для нормального функционирования финансовой системы государства  необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно  направить и израсходовать собранные  деньги. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. К нему относятся  бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как  институт расходов в государстве

Поскольку финансовая деятельность – это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то система финансового права  представлена институтом (группа правовых норм) «деньги и денежное обращение» и валютным регулированием.

 Для банковской деятельности  очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве,  поэтому нормы, регулирующие расчеты,  также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Таким образом, в системе  финансового права нашла отражение  объективно существующая финансовая система  государства. Единство финансовой системы  выражается в общем построении системы  финансового права, где в общей  части закрепляются основы понятий  финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений  и финансово-правовых институтов, рассматривается  финансовый контроль и дается сравнительная  характеристика основных фи­нансово-правовых институтов других государств.

В особенной части финансового  права логически последовательно  располагаются и характеризуются  финансово-правовые институты и  подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Под источниками финансового  права понимается способ внешнего выражения  правовых норм. Источниками финансового  права являются законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат  правотворчества органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативным правовым актам  как источникам финансового права относятся:

1. Конституция Российской Федерации . Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность: норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ст. 75 ч. 3, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; нормы ст. 71 пп. «ж» и «з», закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ст. 75 ч. 4, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; норма ст. 101 ч. 5, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; норма ст. 104 ч. 3, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; норма ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; норма п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

2. Финансово-правовые нормы, содержащиеся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах, в числе которых Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

3. Налоговый кодекс РФ, регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения, и бюджетный кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

4. К законодательным актам  Российской Федерации относятся  и федеральные законы, содержащие  финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции данного субъекта в области финансов. Например, Закон Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».

5. Среди нормативных правовых  актов как источников финансового  права выделяются указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента  РФ в сфере финансово-правового  регулирования весьма разнообразны. Указы Президента РФ в сфере  финансов носят преимущественно  организационный характер, т.е. содержат  поручения органам государственной  власти по разработке тех или  иных нормативных актов, определяют  порядок их разработки или  основные направления деятельности  этих органов в сфере финансов. Например, Указ Президента РФ  «О мерах по обеспечению государственного  финансового контроля» от 25 июля 1996 г.

6. Постановления Правительства  РФ являются источниками финансового  права в случаях, когда содержат  финансово-правовые нормы. Число  постановлений Правительства РФ  по вопросам государственных  финансов велико. В частности,  это постановления, регулирующие  основные условия выпуска и  обращения государственных ценных  бумаг и т.п. Источниками финансового  права, аналогично федеральному  уровню, являются акты органов  исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

7. Ведомственные нормативные  правовые акты, основное место  среди которых занимают инструкции  и письма Министерства финансов  РФ, а также Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов. 

В качестве источника финансового  права, помимо нормативного правового  акта, можно выделить нормативный  договор. В данном случае в качестве источника финансового права  выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации  с другими странами в сфере  налогообложения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 79-ФЗ и др.

Признание международно-правового  договора в качестве источника российского  права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». В связи  с этим в юридической науке  международные договоры РФ рассматриваются  как часть ее национальной правовой системы. Неслучайно ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно к налогообложению.

В качестве нормативного договора, как источника финансового права, помимо международных договоров, выступают  договоры между органами государственной  власти РФ и ее субъектами, а также  между самими субъектами РФ по бюджетным  и налоговым вопросам.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Консультант плюс
  2. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. 07.02.2011) // Консультант плюс
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86–ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. 30.09.2010) // Консультант плюс
  4. Алексеев М.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 367 с.
  5. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. Учебник. – М.: Юрайт–Издат, 2009. – 620 с.
  6. Юдина И. Банки и банковская система. – М.: Юнити. - 2009. – 241 с.

 


Информация о работе Банковское законодательство