Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:30, курсовая работа
Целью данной работы является всесторонний анализ бюджетных правоотношений. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть понятие и структуру бюджетных правоотношений;
изучить особенности бюджетных правоотношений;
исследовать видовую характеристику бюджетных правонарушений в Российской Федерации;
охарактеризовать бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности.
Введение
1. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений
1.1 Понятие и структура бюджетных правоотношений
1.2 Особенности бюджетных правоотношений
2. Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации
2.1 Характеристика видов бюджетных правоотношений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
2.2 Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности
Заключение
Список использованной литературы
Рассматривая бюджетные
а) элементом правоотношения является субъект, субъектный состав правоотношений может формировать круг субъектов юридической ответственности;
б) в правоотношениях на субъектов возлагаются определенные обязанности, нарушение которых может образовывать объективную сторону правонарушения, а правонарушение, в свою очередь, является основанием для юридической ответственности.
Следует учитывать, что рассмотрение тех или иных правоотношений не может не касаться такой важной темы, как предмет отрасли права. Вопросы о предмете финансового права и бюджетного права как его подотрасли были освещены в учебной литературе и в отдельных научных публикациях11 Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С. 29-49..
Общепринятой является точка зрения, согласно которой предметом отрасли финансового права признаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач22 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2002. С. 33..
Далее обозначим круг бюджетных правоотношений, которые определяют границы бюджетно-правовой ответственности.
Правоотношения, возникающие в процессе (в рамках бюджетного процесса): составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы; утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществления контроля за исполнением бюджетов.
Некоторые из правоотношений, возникающих
в связи с формированием
отношения, возникающие в связи с формированием доходов: отношения по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; отношения по продаже имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (при этом не должны затрагиваться гражданско-правовые отношения);
отношения, возникающие в связи с осуществлением расходов бюджетов: отношения по предоставлению бюджетных кредитов; отношения по предоставлению субсидий, в том числе грантов физическим лицам (ст.78 БК РФ); по бюджетному инвестированию (ст.79, 80); отношения по использованию резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ (ст.81, 82) и др.
В связи с осуществлением бюджетных
расходов, требуется четкое разграничение
бюджетных и гражданско-
между государством в лице государственных органов (или бюджетного учреждения) и юридическими лицами (продавцами) по заключению соответствующего договора (купля-продажа), эти отношения являются исключительно гражданско-правовыми, и поэтому установление в них бюджетно-правовой ответственности недопустимо;
между бюджетными учреждениями и органами власти по поводу: определения необходимости и условий заключения государственных или муниципальных контрактов; принятия решения о необходимости заключения соответствующих контрактов; ведения реестра закупок (ст.73 БК РФ).
При "узкой" трактовке бюджетно-правовой ответственности данный вид юридической ответственности не должен затрагивать отношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными заимствованиями, формированием и обслуживанием государственного и муниципального долга, поскольку, как было указано ранее, в научной литературе, государственный кредит рассматривается в качестве самостоятельного института финансового права. В данном случае требуется установление специальной уголовной и финансово-правовой ответственности.
Если "широко" трактовать бюджетные правоотношения и бюджетно-правовую ответственность, то следует признать, что бюджетно-правовую ответственность можно устанавливать и в отношениях по формированию и обслуживанию государственного и муниципального долга, причем не затрагивая гражданско-правовых отношений, возникающих в связи со сделками с ценными бумагами.
Таким образом, перечисленные бюджетные
правоотношения в дальнейшем необходимо
использовать для конкретизации
субъектов соответствующих
Заключение
Итак, определение категории "бюджетные правоотношения" вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениям относятся три группы:
1) отношения, возникающие в
3) отношения по поводу
Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса:
система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения, государственные
и муниципальные унитарные
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Установление правового
В отношении порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня.
В силу прямого указания, содержащегося
в пункте 3 статьи 2 части первой ГК
РФ, к бюджетным правоотношениям
как к имущественным
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
2. Федеральный конституционный
закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред.
от 03.11 2004)"О Правительстве
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28.
4. Часть первая Гражданского
кодекса Российской Федерации
// Собрание законодательства
5. Часть первая Налогового
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004)"О Министерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. - 2004. - № 31, ст.3258.
7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" // СЗ РФ. - 2004. - № 49, ст.4908.
Учебная и научная литература:
8. Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. - 2004. - № 3. С.3.
9. Баранова С.В.
10. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М., 2007. - 98 с.
11. Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. - М.: Издательство: Эксмо, 2005. - 384 с.
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М., 1999. - 135 с.
13. Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. - 1971. - № 3. С.126-130.
14. Денис Ллойд. Идея права. - М., 2002. - 267 с.
15. Другова Ю.В. Бюджетный
16. Иловайский С.И. Учебник
17. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005. - 547 с.
18. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред.А.Н. Борисова - М.: Юстицинформ, 2006. - 678 с.
19. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.
20. Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. - М., 2002. - 98 с.
21. Маркелов В.В. Правовая форма
бюджетной деятельности
22. Маркелов Ф.В. Вопросы теории
бюджетного права: бюджетные
23. Мурзабеков М.Р. Бюджетная
деятельность муниципальных
24. Налоговое право России / Под ред. А.В. Демина. - М.: Экмос, 2006- 424 с.
25. Налоговое право России / Под
ред. И.Д. Еналеевой, Л.В.
26. Поветкина Н.А. Российская
Федерация как субъект
27. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.33.
28. Разгильдиева М.Б. Основные
тенденции реформирования
29. Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С.29-49.
30. Ровинский Е.А.
31. Саттарова Н.А. Некоторые
32. Современная концепция
33. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001. - 325 с.
34. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002. - 349 с.
35. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004 - 576 с.
36. Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова - М.: Юристъ, 2004 - 300с.
37. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. - 422 с.
38. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.8-11.
39. Химичева Н.И. Бюджетные правоотношения и их особенности // Хозяйство, право, управление. Выпуск 4. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - С.105-113.
40. Химичева Н.И., Покачалова
Е.В. Финансовое право. Учебно-
41. Ходский Л.В. Основы
государственного хозяйства:
42. Янжул И.И. Основные
начала финансовой науки:
Материалы судебной практики:
43. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. - 2001. - №7. С.35.;
Информация о работе Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации