Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 18:10, статья
Новый Уголовно-процессуальный кодекс оставляет без ответа ряд принципиальных вопросов, имеющих существенное значение для успешного расследования уголовных дел по налоговым преступлениям. Анализ отдельных положений современной теории сквозь призму одиннадцатилетней практики работы федеральных органов налоговой полиции позволяет автору как бывшему сотруднику этого упраздненного с 1 июля 2003 г. правоохранительного органа обозначить наиболее важные проблемы, стоящие сегодня уже перед МВД России.
Согласно данным ведомственной статистики в 2003 г. в целом по стране было выявлено лишь 2509 налоговых преступлений, что на 85% ниже показателей предыдущего года. Снижение масштабов уклонения от уплаты налогов отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию как положительный момент проводимых преобразований в налоговой сфере. Однако, как представляется, действительное положение в этой области несколько иное, и дело тут в некоторых проблемах правового характера.
Вопросы повышения эффективности расследования преступлений в сфере налогообложения
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
С.Н. ГЛАДКИХ
С.Н. Гладких, консультант Федерального управления Минюста России по Северо-Западному федеральному округу.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс оставляет без ответа ряд принципиальных вопросов, имеющих существенное значение для успешного расследования уголовных дел по налоговым преступлениям. Анализ отдельных положений современной теории сквозь призму одиннадцатилетней практики работы федеральных органов налоговой полиции позволяет автору как бывшему сотруднику этого упраздненного с 1 июля 2003 г. правоохранительного органа обозначить наиболее важные проблемы, стоящие сегодня уже перед МВД России.
Согласно данным ведомственной статистики в 2003 г. в целом по стране было выявлено лишь 2509 налоговых преступлений, что на 85% ниже показателей предыдущего года. Снижение масштабов уклонения от уплаты налогов отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию как положительный момент проводимых преобразований в налоговой сфере. Однако, как представляется, действительное положение в этой области несколько иное, и дело тут в некоторых проблемах правового характера.
Оставляя специалистам в области государственного управления право делать выводы по поводу проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти и, в частности, передачи функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений органам внутренних дел, обратим внимание на те уголовно-процессуальные вопросы, которые имеют существенное значение для работы органов предварительного расследования при проверке сообщения о налоговом преступлении, расследовании уголовного дела и прекращении уголовного преследования:
1) если судопроизводство в России осуществляется на основе равноправия сторон, то как отражен этот принцип в УПК РФ по отношению к государству как одной из сторон налоговых правоотношений;
2) должен
ли следователь, проверяя сообщение
о совершенном налоговом
3) могут
ли служить законным
4) возможно
ли построить обвинение в
5) если акт налоговой проверки содержит сведения о времени, месте и механизме совершения налогового правонарушения, суммах неуплаченных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, то может ли он допускаться в качестве доказательства по уголовному делу;
6) какое место в уголовном судопроизводстве занимает государственный налоговый инспектор, составивший акт проверки и являющийся участником налоговых правоотношений, основанных на властном подчинении налогоплательщика государству;
7) может ли предъявляться по уголовному делу публично-правовое требование о взыскании с обвиняемого недоимки по налогам и сборам в форме гражданского иска, сутью которого являются частно-правовые правоотношения, основанные на равенстве сторон;
8) может ли следователь отказаться от применения своих публично-правовых правомочий на прекращение уголовного преследования в отношении лица, имеющего право быть освобожденным от уголовной ответственности по основанию деятельного раскаяния?
Решение обозначенных вопросов зависит не только от профессионализма правоприменителей, но и от скорейшего устранения законодателем имеющихся пробелов в Уголовно-процессуальном кодексе.
1. Конституционный
принцип осуществления
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством не только конституционного, гражданского и административного, но и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции). Однако согласно ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовным судопроизводством обеспечивается защита только одной стороны налоговых правоотношений - налогоплательщиков и налоговых агентов, что фактически ущемляет государственные интересы и недопустимо для важнейшего из принципов судопроизводства.
2. Налоговое правонарушение, имеющее признаки уголовно-наказуемого деяния, может быть выявлено как налоговым, так и правоохранительным органом. Отметим, что следователь согласно ч. 1 ст. 38 УПК РФ выполняет функцию осуществления предварительного следствия по уголовному делу, куда правомочия по выявлению преступлений не входят. При этом следователь уполномочен давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных и иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Выявление, пресечение и раскрытие преступлений - это задача оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"), правом осуществления которой наделены органы дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Законом РФ "О милиции" регламентируется деятельность криминальной милиции и милиции общественной безопасности как органов дознания. Согласно п. 33 и 35 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции" органы внутренних дел вправе не только участвовать в совместных с налоговыми органами налоговых проверках, но и самостоятельно проводить проверки налогоплательщиков и налоговых агентов.
Следователь на стадии возбуждения уголовного дела, проверяя сообщение о преступлении, не вправе, исходя из формулировки ч. 1 ст. 144 УПК РФ, выносить постановление о проведении проверки налогоплательщика, он должен требовать ее проведения от органа дознания. Это подтверждается и Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177, которым утвержден Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. В указанный Перечень сотрудники органов предварительного следствия не входят.
Если следователь своим постановлением все же назначит проверку налогоплательщика и сам выявит налоговое преступление, то расследовать его он уже не вправе, поскольку в силу ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению предварительного расследования на то лицо, которое проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскное мероприятие.
3. Факт налогового
правонарушения в соответствии
с требованиями Налогового
4. Проверкой
исполнения налогового
5. В ч. 2 ст. 69 УПК РСФСР указывалось, что доказательства по уголовному делу устанавливаются наряду с иными документами также и актами документальных проверок. В отличие от этого в УПК РФ прямого ответа, допускаются ли такие акты в качестве доказательств, не находим.
Согласно п. 1.1, 1.10 и 1.11 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов" акт налоговой проверки в обязательном порядке должен содержать:
- изложение
документально подтвержденных
- сведения
о проверяемом
Изложение в акте проверки обстоятельств, характеризующих признаки события преступления, размер причиненного государству ущерба, и других указанных в ст. 73 УПК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию, придает таким актам именно ту процессуальную форму, которая соответствует описанию так называемых "иных документов", допускаемых в качестве доказательств по уголовному делу (ч. 1 ст. 84 УПК РФ).
Непризнание акта налоговой проверки доказательством по уголовному делу ведет к обязательному проведению судебно-экономической экспертизы, что в ряде случаев является нецелесообразным ввиду повторения выводов налоговой проверки и приводит к неоправданному увеличению сроков предварительного следствия.
6. Налоговым
кодексом определено, что от имени
государства в налоговых
Уголовно-процессуальный кодекс аналогичного места государственному налоговому инспектору не предоставляет. Гражданским истцом налоговые органы не являются, так сказать, по определению, закрепленному в ст. 44 УПК РФ, поскольку непосредственно им имущественного вреда налоговым преступлением не причиняется. Свидетель, в качестве которого привлекается сегодня составивший акт проверки инспектор, прав на предъявление каких-либо требований о взыскании с виновного недоимки по налогам не имеет (ч. 4 ст. 56 УПК РФ). Будучи непосредственно заинтересованным в уголовном деле лицом, госналогинспектор занимает в настоящее время в уголовном судопроизводстве место "иного участника" (глава 8 УПК РФ), что в значительной степени ущемляет законные интересы государства. Поэтому целесообразно обеспечить как прокурору, так и представителю налоговых органов место участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения путем введения в процесс фигуры взыскателя, для чего необходимо внести соответствующие дополнения в УПК РФ (ст. 44 и др.).
7. Гражданский
иск возникает из гражданско-
8. Норма о прекращении уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием введена в Уголовно-процессуальный кодекс законодателем, по сути, исходя из так называемого принципа процессуальной экономии. Однако нечеткость формулировки ст. 28 УПК РФ создает предпосылки не только для дискуссии, но и для злоупотреблений со стороны органов предварительного следствия, против чего, в частности, направлена наша точка зрения по вопросу обязательности в конкретных случаях принятия решения следователем о прекращении уголовного преследования лица в связи с деятельным его раскаянием.
Первое, на что здесь необходимо обратить внимание, это то, что правомочие правоприменителя на прекращение уголовного преследования по данному основанию (ч. 1 и 2 ст. 28 УПК РФ) коррелируется с правом подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления возражать против данного решения (ч. 4 ст. 28 УПК РФ). Не будь такого права у подозреваемого или обвиняемого, конструкция ч. 1 ст. 28 УПК РФ была бы однозначной: "уголовное преследование прекращается". Второе: следователь не может проигнорировать применение своего права ввиду публичности уголовно-процессуальных правоотношений. Наконец, третье: в пользу этой точки зрения свидетельствует недвусмысленность формулировки ч. 1 ст. 212 УПК РФ - при наличии оснований, предусмотренных ст. 28 УПК РФ, уголовное преследование прекращается, т.е. должно быть прекращено, если подозреваемый или обвиняемый против этого не возражает.
Статья 75 УК РФ, по сути, предоставляет преступнику право на освобождение от уголовной ответственности при условии совершения им определенных послепреступных действий. Это право должно соотноситься с обязанностью правоприменителя при наступлении соответствующих предпосылок прекратить уголовное преследование.
Одно из условий прекращения уголовного преследования по данному основанию - возмещение ущерба, причиненного преступлением. Поскольку объективной стороной налогового преступления не охватывается уклонение от уплаты пени и штрафов, то при определении ущерба, причиненного этим преступлением, могут учитываться только суммы неуплаченных налогов и сборов.