Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

Цели нашей работы:
Изучить значение финансового контроля
Рассмотреть виды финансового контроля
Изучить понятие валюты
Изучить понятие валютных ценностей.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………3
Значение и виды финансового контроля…………………………………4
Понятие финансового контроля как основной формы государственного контроля…………………………………………..4
Формы, методы и организация финансового контроля…………….8
Понятие валюты и валютных ценностей………………………………..14
Заключение……………………………………………………………..…….18
Список использованной литературы………………………………….……20
Решение задачи

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение….……………………………………………………………………3

  1. Значение и виды финансового контроля…………………………………4
    1. Понятие финансового контроля как основной формы государственного контроля…………………………………………..4
    2. Формы, методы и организация финансового контроля…………….8
  2. Понятие валюты и валютных ценностей………………………………..14

Заключение……………………………………………………………..…….18

Список использованной литературы………………………………….……20

Решение задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и  достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно  с другими отделами, которые участвуют  в выполнении финансовых заданий, ведут  учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством финансов для решения  своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Отсюда и тема нашей работы: значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей.

Цели нашей работы:

  1. Изучить значение финансового контроля
  2. Рассмотреть виды финансового контроля
  3. Изучить понятие валюты
  4. Изучить понятие валютных ценностей.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в  применении полученных знаний на практике.

Основные выводы:

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОО КОНТРОЛЯ

 

Система финансового контроля в  РБ включает общегосударственный или  вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и  государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей  деятельности анализируют и проверяют  финансовую информацию. До представления  на рассмотрение Парламентом проекта  республиканского бюджета они рассматривают  указанный проект на предмет его  соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые  органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно  проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях  в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности. [3, c. 15-20]

Независимый финансовый контроль –  это новый вид финансового  контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские  организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми  контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается  соответствующий контроль.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Всеобъемлющий характер финансового  контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в той  или иной области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции  в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для  осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для  которых контроль за выполнением  национальных и региональных программ по экономическому и социальному  развитию является одним из направлений  их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О  Кабинете Министров Республики Беларусь»  от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием  валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

В Республике Беларусь придается большое  значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые  органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации  Президента, а в 1997г. – КГК. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров, Контрольные  функции в области финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции. [5, c. 18-44]

Таким образом, к органам, осуществляющим финансовый контроль относятся следующие:

  1. Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
  2. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные  функции, Министерство финансов применяет  предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции  и административные штрафы к нарушителям  государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном  уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские  финансовые отделы.

  1. В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.
  2. К специализированным органам государственного финансового контроля относится Государственный налоговый комитет преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.
  3. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового  контроля, при проведении ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так  же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются  едиными требованиями, изложенными в Указе президента «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» [10, c. 33-40]

Итак, современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит.

Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей  комиссией лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Формы финансового контроля - это  способы конкретного выражения  и организаций контрольных действий.

Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в  процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель, прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль производится после  совершения операции, т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

Информация о работе Значение и виды финансового контроля. Понятие валюты и валютных ценностей