Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:52, контрольная работа
Индивидуальный предприниматель, как известно, действует на свой страх и риск. Естественно, он осознает как потенциальную, так и реальную опасность для своего дела. Он не всегда может предвидеть, добьется ли успеха и получит ли прибыль. Законодатели установили порядок возбуждения дела о несостоятельности в рамках института банкротства на случай, если предприниматель станет неплатежеспособным.
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный предприниматель, как известно, действует на свой страх и риск. Естественно, он осознает как потенциальную, так и реальную опасность для своего дела. Он не всегда может предвидеть, добьется ли успеха и получит ли прибыль. Законодатели установили порядок возбуждения дела о несостоятельности в рамках института банкротства на случай, если предприниматель станет неплатежеспособным.
Чтобы инициировать такое дело, должник, конкурсные кредиторы или уполномоченные органы должны обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Но нельзя начинать процесс по желанию. Для этого должны появиться признаки и юридические основания банкротства индивидуального предпринимателя, основания для возникновения у должника, а также заинтересованных лиц прав и обязанностей на обращение с заявлением. Кроме того, нужно соблюсти форму, содержание и процессуальный порядок предъявления заявления в арбитражный суд.
1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства)
Институт несостоятельности (банкротства) - относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность - явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующих субъектов, хотя и несовпадающие полностью по своему содержанию.
Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств.
Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных уровней. В нее входят нормативные акты только федеральных органов государственной власти. Нормы права, относящиеся к несостоятельности (банкротству), имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Особые место среди федеральных законов занимает Федеральный закон РФ Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявление должника о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Признаки несостоятельности (банкротство) предпринимателей
Когда гражданин или юридическое лицо не способны удовлетворить требования кредиторов, в том числе исполнить свою временную обязанность по уплате обязательных платежей.
Основанием для обращения в арбитражный суд по поводу признания должника банкротом являются следующие обстоятельства:
1. гражданин неспособен удовлетворить требование кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления даты их истечения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3);
2. юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3);
3. требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляет не менее пятисот, а к должнику - гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда (п. 2 ст. 5).
Банкротство юридического лица и граждан вправе установить арбитражный суд. При отсутствии возражений представителя должника - юридическое лицо самостоятельно может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
Правомочие индивидуального
с заявлением о своем банкротстве
Индивидуальный предприниматель, прежде чем подавать заявление (независимо от того, имеет ли он объективные причины для обращения с заявлением о своем банкротстве), должен обратить внимание на отсутствие запрета, установленного ст. 213 Закона N 127-ФЗ. Согласно данному запрету дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно в течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению. Если же такого препятствия нет, то индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о своем банкротстве.
Бизнесмен вправе подать заявление, только если он может предвидеть собственное банкротство (ст. 8 Закона N 127-ФЗ). При этом четко выраженные признаки банкротства, как правило, отсутствуют. Однако предприниматель может спрогнозировать банкротство, если у него неустойчивое финансовое положение. Но при этом он должен быть уверен, что не только сейчас, но и в недалеком будущем ему не хватит средств, чтобы рассчитаться с долгами. Если у индивидуального предпринимателя есть на счете определенная сумма, позволяющая ему расплатиться с кредиторами, то она должна быть достаточной для того, чтобы оставаться полноценным участником хозяйственного коммерческого оборота и своевременно выполнять договорные обязанности как перед своими контрагентами, так и по платежам обязательного характера (налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды).
Заявление предпринимателя должно быть обоснованным и подкрепляться надлежащими доказательствами. Данное обстоятельство нужно учесть и до подачи заявления позаботиться о проведении комплексного анализа финансово-экономической деятельности. Ведь при возбуждении по заявлению должника производства по делу о банкротстве арбитражный управляющий составляет заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Если в таком заключении будет установлен факт причинения крупного ущерба кредиторам, то оно будет направлено в органы предварительного расследования (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"). В этом случае действия индивидуального предпринимателя подпадают под ст. 197 Уголовного кодекса РФ "Фиктивное банкротство". По этой статье предпринимателю грозит штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до двух лет. Кроме того, бизнесмен может лишиться свободы на срок до 6 лет с обязанностью уплатить штраф. Если же крупного ущерба нет, то индивидуальный предприниматель несет административную ответственность (ст. 14.12 КоАП РФ). По этой статье за фиктивное и преднамеренное банкротство предпринимателю грозит штраф до 100 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет.
Должник обязан обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве, если (ст. 9 Закона N 127-ФЗ):
- удовлетворение
требований одного кредитора
или нескольких кредиторов
- обращение
взыскания на имущество
Индивидуальный предприниматель должен направить заявление о признании себя банкротом в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения указанных обстоятельств. В случае невыполнения данной обязанности он подлежит административной ответственности (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ). За это предприниматель либо заплатит штраф до 100 МРОТ, либо будет дисквалифицирован на срок до 2 лет. Иногда должник - индивидуальный предприниматель не сразу не подает заявление о своем банкротстве. Он "тянет время", например, чтобы "вывести" из-под своего владения и контроля кредиторов имущество, которое включается в конкурсную массу для его дальнейшей продажи в целях погашения долгов. Но нужно иметь в виду, что если он "выводит" это имущество путем отчуждения или передачи заинтересованным лицам (супругу, сестре и брату супруга, родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии, сестре, брату и их родственникам по нисходящей линии, родителям), то такие сделки за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве являются ничтожными (ст. 206 Закона N 127-ФЗ).
3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах
Наблюдение
1. Особенности Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состоит в том, что в нем значительно широко представлены процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение дел о банкротстве арбитражными судами.
Вместе с тем изменились приоритеты в соотношении процессуальных норм Федерального закона и норм Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ранее рассмотрение дел о банкротстве производилось арбитражными судами в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве), а по вопросам, не урегулированным Законом - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Теперь - напротив: дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются Арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом. Дела рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина. Дело о банкротстве не может быть принято на рассмотрение третейского суда.
2. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом официально вводится самая первая процедура банкротства - наблюдение. Наблюдение не применяется, если это прямо предусмотрено Федеральным законом. Подобные случаи крайне редки. Наблюдение, например, не допускается и гражданам - должникам.
Юридический факт ведения наблюдения вызывает важные правовые последствия. С этого момента арбитражный суд, с одной стороны, и причастные к банкротству лица - с другой, начинают действовать параллельно, но скоординировано и взаимосвязано в направлении общей цели, с достижением которой прямое наблюдение оканчивается. Конечная цель одна - создание всех предпосылок для вынесения арбитражным судом законного и обоснованного акта по проектному заявлению. А завершая наблюдение, как бы подводя его итоги, арбитражный суд вправе принять один из следующих четырех актов; совершенно по разному определяющих судьбу должника:
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
решение об отказе в признании должника банкротом;
определение о введении внешнего управления;
определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Период наблюдения в общей сложности может продолжаться около пяти месяцев.
На весь период наблюдения назначается арбитражный управляющий, который именуется временным управляющим. О его назначении обязательно указывается в определении арбитражного суда о принятии заявления и, соответственно, о введении периода наблюдения.
Права и обязанности временных управляющих закреплены в ст. 60-61 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
4. Внешнее управление имуществом должника
Внешнее управление по своей сути есть важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие возможности восстановить платежеспособность предпринимателя - должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства. Внешнее управление вводится на срок до двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Серьезные последствия введения внешнего управления - установление моратория, т.е. приостановление исполняемых должником денежных обязательств и платежей.
В процедуру внешнего управления, как и при наблюдении первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.
С самого момента введения внешнего управления: руководитель должника отстраняется от должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника.
Некоторые полномочия внешнего управления могут быть сведены в две группы.
Первая связана с ревизией, проверкой действий совершенных хозяйствующим субъектом - должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому.
Вторая группа - составленная инициативная компетентная деятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния.
5. Конкурсное производство
Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Суд принимает такое решение, когда:
а) при осуществлении процедуры наблюдения будут установлены признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;