Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
- Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
- Описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
- Проанализировать динамику инфляционных процессов в РФ;
- Дать характеристику антиинфляционной политике в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
6
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение
6
1.2 Причины и формы проявления инфляции
9
2 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
13
2.1 Влияние инфляции на уровень жизни
14
2.2 Влияние инфляции на объем производства
19
2.3 Современные методы регулирования инфляции
21
3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
25
3.1 Анализ динамики инфляции в РФ
25
3.2 Антиинфляционная политика на современном этапе развития
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
Список использованной литературы
Таблица 1 - Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг в 2010 году
|
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров представлены ниже[21]:
В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[21].
В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.
Таблица 2 - Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах
|
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградное крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.
Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров представлены ниже:
Таблица 3. - Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров в процентах
|
В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаров опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%.
Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.
В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.
Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже[21]:
Таблица 4.- Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах
|
В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%) (см. Приложение 1).
Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.
Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.
3.2. Антиинфляционная политика в РФ на современном этапе развития
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, механизм регулирования