Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - активно развивающаяся отрасль в системе российского права. Очевидно, что название отрасли - финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? Итак, что же такое финансы?1 Дадим ему определение.
Финансы - одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.1
Финансы (фр.finance от лат. financia — наличность, доход) — это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования.2
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических

Содержание

1. ФИНАНСЫ
1.1 Понятие и функции финансов
1.2 Финансовая деятельность государства
2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
2.1 Понятие и предмет финансового права
2.2 Система финансового права
2.3 Связь финансового права с другими отраслями права
3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
3.1 Сфера деятельности финансового права
3.2 Система источников финансового права
3.3 Нормативный правовой акт – основной источник финансового права
3.4 Нормативный договор как источник финансового права
3.5 Судебный прецедент как источник финансового права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Источники финансового права.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

К нормативно-правовым актам  как источникам финансового права  относятся:

1) Конституция Российской  Федерации.

Главный источник финансового  права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции  и уставы субъектов Федерации, а  также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным  ее направлениям.131

Многие ее нормы имеют  прямую финансово-правовую направленность:

- ч.1 ст.8 гласит о гарантии единства экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и экономической деятельности;

- норма ст. 57, устанавливает  обязанность каждого платить  законно установленные налоги  и сборы;

- норма п. «з» ст. 71, закрепляет в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

- норма ч. 3 ст. 75, определяет, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

- норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;

- ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета;

- ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;

- ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов;

- ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.146

2) Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и  субъектов РФ, прежде всего в  некоторых федеральных конституционных  законах (т.е. тех, которые приняты  по вопросам, предусмотренным Конституцией  РФ).

В числу таких источников относятся:

- ФЗ «О Счетной палате  Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии  со ст. 101 Конституции РФ и определяющий  компетенцию и порядок деятельности  органа государственного финансового  контроля;

- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября  2003 г.;

- ФЗ «О банках и банковской  деятельности» от 2 декабря 1990 г.;

- Федеральный закон "О  рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г.;

- Закон «О налоговых  органах Российской Федерации»  от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября  2003 г.;

- ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации» от 23 декабря  2003 г.;

- ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации» от 17 декабря  1997 г.;

- ФЗ «О центральном  банке Российской Федерации (центральном  банке) от 10 июля 2002 г., определяющий  статус, цели деятельности, функции  и полномочия Центрального банка ;

- ФЗ «О кредитной кооперации»  от 18 июля 2009 г., определяющий правовые, экономические и организационные  основы создания и деятельности  кредитных потребительских кооперативов  различных видов и уровней,  союзов (ассоциаций) и иных объединений  кредитных потребительских кооперативов;

- ФЗ «О бюджете фонда  социального страхования на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 г.;

- Закон РФ «О налогах  на имущество физических лиц»  от 9 декабря 1991 г.;

- Закон РФ «О налоговых  органах Российской Федерации»  от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001г.;

- ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации» от 15 декабря 2001г.;

- ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10 декабря  2003 г.;

Особое место среди  них занимают законы, устанавливающие  те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон  РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем  имеются федеральные законы, которые  являются источником финансового права  не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права  являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в  пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них  – ежегодно принимаемый закон  о бюджете субъекта РФ на предстоящий  финансовый год. Кроме того, почти  все субъекты РФ имеют законы о  бюджетном процессе в том или  ином субъекте РФ, многие – законы о  порядке предоставления налоговых  льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового  права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

3) Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е.  законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие  определенный круг общественных  отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть  первая от 31 июля 1998 г. И часть вторая от 5 августа 200г.), регулирующий отношения  по установлению, взиманию налогов  и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и  муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Источником финансового  права является также Гражданский  кодекс РФ

- часть первая от 30.10.1994 г., содержащая понятие сделок, основные  понятия о юридических лицах;

- часть вторая от 26.01.1996 г., содержащая общие положения  об аренде, страховании, займе  и кредите, банковском вкладе, банковском счёте, расчётах и  т.д.;

- часть третья от 26.11.2001г.

В связи с тем, что и  в сфере финансовой деятельности совершаются преступления, Кодекс об административных правонарушениях  РФ также можно рассматривать  как источник финансового права.

В этой же связи источником финансового права можно считать  Уголовный кодекс РФ. Глава 22 УК РФ целиком  посвящена преступлениям в сфере  экономической деятельности.

4) Среди нормативно-правовых  актов как источников финансового  права выделяются указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента  РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере  финансов носят организационный  характер, т.е. содержат поручения  органам государственной власти  по разработке тех или иных  нормативных актов, определяют  порядок их разработки или  основные направления деятельности  этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы:

- «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля»  от 25 июля 1996 г.;

- «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти» от 9 марта 2004 г;

- «О мерах по укреплению  финансовой дисциплины и исполнению  бюджетного законодательства Российской  Федерации» от 14 мая 1998 г.

- «О федеральном казначействе»  от 8 декабря 1992 г.;

- «О мерах по укреплению  финансовой дисциплины и исполнению  бюджетного законодательства Российской  Федерации» от 14 мая 1998 г.:

- «О предоставлении гарантий  или поручительств по займам  и кредитам» от 23 июля 1997 г.;

5) Постановления Правительства  РФ также являются источниками  финансового права в случаях,  когда содержат финансово-правовые  нормы. Число постановлений Правительства  РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности,  это постановления, регулирующие  основные условия выпуска и  обращения государственных ценных  бумаг, устанавливающие ставки  таможенных пошлин и т.п.

Примером могут служить  постановления Правительства:

- «О порядке финансового  обеспечения в 2010 году расходов  на оплату государственным и  муниципальным учреждениям здравоохранения,  иным организациям услуг по  медицинской помощи, оказанной женщинам  в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учёт» от 29 декабря 2007 г.;

- «Об утверждении положения о постановке на учёт в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» от 18 января 2003 г.

Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

6) Часто источником финансового  права являются ведомственные  нормативно-правовые акты. Основное  место среди них занимают инструкции  и письма Министерства по налогам  и сборам РФ, Министерства финансов  РФ, а также Государственного  таможенного комитета РФ.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации.

Примером ведомственных  финансово-правовых актов могут  служить:

- приказ Министерства  финансов «Об утверждении порядка  осуществления Федеральной службой  России по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению прав  кредитора по выделяемым из  Федерального бюджета на возвратной  основе бюджетным ссудам и  иным средствам при решении  вопросов о несостоятельности  (банкротства) организаций» от 22 июня 1998 г.

- приказ Министерства  финансов РФ «Об упорядочении  работы по формированию и обслуживанию  государственного внутреннего долга  Российской Федерации» от 19 января 1996 г.

- приказ Министерства  РФ по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  «Об утверждении перечня видов  финансовых услуг, подлежащих  антимонопольному регулированию,  и состав активов финансовой  организации, приобретаемых в  порядке уступки прав требования, для расчёта оборота финансовой  услуги» от 21 июня 2000 г.

В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также  указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации.

7) Источником финансового  права являются и локальные  нормативно-правовые акты, содержащие  финансово-правовые нормы. В частности,  таковыми являются уставы и  решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности  и содержащие, соответственно, финансово-правовые  нормы.

8)Источником финансового  права являются также некоторые  действующие нормативные акты  СССР.

 

3.4 Нормативный  договор как источник финансового  права

 

Помимо нормативно-правового  акта в качестве источника финансового  права в последние годы стал выступать  нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового  права выступают международные  договоры Российской Федерации с  другими странами в сфере налогообложения. К примеру:

- Соглашение между Правительством  РФ и Правительством Республики  Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об  избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

- Соглашение между Правительством  РФ и Правительством Республики  Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.15 6

Информация о работе Источники финансового права