Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:29, курсовая работа
Цель работы определяет задачи работы:
· Рассмотреть понятие и принципы финансового контроля
· Раскрыть задачи финансового контроля
· Определить виды финансового контроля
· Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля……………………4
Понятие финансового контроля и его значение …………………………4
Принципы финансового контроля………………………………………...9
Задачи финансового контроля…………………………………………...10
Глава 2. Основные элементы финансового контроля……………………...12
2.1. Виды финансового контроля……………………………………………..12
2.2. Формы финансового контроля…………………………………………...13
2.3. Методы финансового контроля……………………………………….….14
Глава 3. Финансовый контроль на современном этапе…………………....18
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля………………………...18
3.2. Пути решения ……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30
В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:
-отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;
-организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;
-законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
-отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
-органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
-отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.
Необходимо определить основные направления государственной политики в сфере финансового контроля, проблемы взаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы их взаимодействия и координации, обсудить пробелы и недостатки действующего законодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения по его совершенствованию.
Вопрос о необходимости
внутриведомственного контроля и внешнего независимого финансового контроля. Внешний финансовый контроль - это Счетная палата, внутренний - это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах. И самое главное, необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.
Одной из самых важных проблем является
уровень финансовых и административных
злоупотреблений в секторе
Согласно Бюджетному кодексу мы перешли к бюджетированию, ориентированному на результат, и на трехгодичный цикл планирования. И даже кризис показал, что основная конструкция бюджета, ориентированного на эффективность, инновации, срабатывает и сегодня. Таким образом, Бюджетный кодекс оказался впереди многих тех решений органов исполнительной власти, которые работают сейчас.
Но вместе с тем на данный момент
Бюджетный Кодекс с точки зрения
эффективности обеспечения
На данном этапе развития Счетная палата России во многом соответствует современным требованиям, предъявляемым к высшим органам государственного финансового контроля с международной точки зрения. Также Счетная палата соответствует по основным критериям, исходя из Федерального закона " О Счетной палате Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется принципами законности, независимости, объективности гласности. Счетная палата осуществляет оперативный, предварительный последующий контроль, проводит анализ бюджета, сотрудничает правоохранительными органами. Работа эффективности, стратегическому аудиту в какой-то степени опередила даже многие высшие органы Европы. Все это позволяет говорить о том, что Счетная палата соответствует международному уровню, признана одним из лучших европейских структур среди членов Европейской (ЕВРОСАИ). И как следствие - три года был Президентом ЕВРОСАИ. Сегодня Счетная палата России Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании членами Управляющего совета Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Членами являются сегодня ВОФК свыше 190 стран мира. Более того, Степашин Сергей Владимирович Председатель Счетной палаты Российской Федерации, возглавляет одну из ключевых Рабочих групп по выработке национальных развития. Это система экономически обоснованных понятных обществу показателей прогресса, которую разрабатывает ИНТОСАИ совместно с Организацией
экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР). Но есть два момента,
по которым Счетная палата РФ отстает.
Первое. Нигде законодательно так
и не прописано, что мы являемся высшим
органом финансового контроля, хотя
все Счетные палаты мира являются
таковыми по Лимской декларации. Второе.
Счетная палата должна финансироваться
независимо от Министерства финансов
России, только через Парламент. Счетная
палата в лице Экспертно-консультативного
Совета при Председателе Счетной
палаты косвенно принимала участие
в подготовке антикризисного плана
Правительства Российской Федерации.
На основании ее проверок были подготовлены
две записки в адрес Президента
страны Дмитрия Медведева и Премьер-
3.2. Пути решения
В последнее время все больше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня "теневой" экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов должны носить комплексный характер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата.
Необходимо, чтобы совместные усилия
контрольных инстанций получали
поддержку правоохранительных и
судебных органов. Меры ограничения
финансовых возможностей "теневой"
экономики без строгого наказания
нарушителей будут
В последнее время в этом направлении
есть положительные сдвиги, которые
произошли благодаря
Установлена административная и уголовная
ответственность за нецелевое использование
бюджетных средств, включая средства
государственных внебюджетных фондов.
Такие предложения неоднократно
звучали на научно-практических конференциях,
в служебных записках и публикациях.
Теперь они реализованы. За расходование
государственных средств на непредусмотренные
цели будут налагать крупный штраф
либо лишать свободы и права занимать
соответствующие должности
Реализовано и другое предложение
по улучшению организации
Служба в основном сохранила
территориальный контрольно-
Важно, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации.
Все это, несомненно, окажет положительное влияние на повышение эффективности государственного финансового контроля.
Вместе с тем возможности
государственного финансового контроля
в деле укрепления экономической
безопасности страны используются все
еще недостаточно. В полной мере
это относится и к
В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.
В настоящее время контроль характеризуется
неупорядоченностью, бессистемностью,
правовой неопределенностью. В той
мере, в какой государственный
финансовый контроль осуществляется,
он недостаточно эффективен. С одной
стороны, контроль не носит профилактического
характера, как правило, не предупреждает,
а только фиксирует нарушения, с
другой - из-за бюрократической волокиты
при реализации результатов ревизий
и проверок, отсутствия у контрольных
органов права прямого
Финансовый контроль только тогда
может успешно решать стоящие
перед ним задачи, когда государственные
средства будут охвачены им в полном
объеме. Например, финансово-кредитная
сфера как на федеральном, так
и региональном уровне контролируется
далеко не полностью даже в отношении
использования средств
Сохраняется закрытость для ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности. Периодичность ревизий и проверок отсутствует.
Задачи органов, на которые возложено
осуществление функций
Ведомственный контроль практически отсутствует или служит узковедомственным интересам. А без такого контроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований во многих случаях просто невозможно.
Общеизвестно, что ревизия как один из основных методов финансового контроля за выявлением финансовых нарушений находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается, появляется желание вообще отказаться от них. Понятие ревизии исключено из Бюджетного кодекса Российской Федерации, что равносильно запрещению проводить ревизии в бюджетных учреждениях.
Устранение ревизии из практики
государственного финансового контроля
приведет к непоправимым последствиям.
Последующий контроль за использованием
государственных средств
Таким образом, те, кто любыми способами изгоняет ревизию из арсенала финансового контроля, добиваются именно ослабления контроля.
При создании Службы финансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились и отрицательные. До последнего времени КРУ Минфина России проводило ревизии и проверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых форм собственности. Новая служба такого права лишена. Нет его и у контрольно-счетных органов. Следовательно, проводить ревизии и проверки в интересах государства в структурах рыночного сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли это будет способствовать усилению борьбы с "теневиками".
Вызывает серьезную