Понятие государственного пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования автор видит в том, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ…………..
1.1. Понятие пенсионной системы ……………………………....................
1.2. Виды пенсионных систем ……………………………………………...
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ...……………
2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования …….
2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования …………...…….
2.3. Трудовые пенсии …………………………………….…………………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…….…...
3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения..………...……
3.2. Виды пенсий в системе государственного
пенсионного обеспечения………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….

Вложенные файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25-30% населения любой страны. В России проживают в настоящий момент более 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Косвенно пенсионное обеспечение касается всего трудоспособного населения.

Государственное пенсионное обеспечение - это базовый уровень любой современной пенсионной системы, обеспечивающий защиту от бедности и гарантирующий прожиточный минимум. И этому есть простое объяснение - данный элемент появился исторически первым в большинстве пенсионных систем. Безусловно, нет каких-либо единых принципов формирования и существования государственного пенсионного обеспечения, но, как правило, такие показатели как трудовой вклад, заработная плата, страховой стаж и так далее практически не влияют на пенсионное обеспечение отдельных граждан. Так, например, в Швеции первый уровень включает в себя государственные пенсии фиксированного размера, вне зависимости от уплаты страховых взносов. Она предусмотрена для людей с низкими заработками или отсутствием доходов. Аналогично и в других северных европейских странах - Норвегии, Финляндии. В Великобритании базовая государственная пенсия выплачивается всем гражданам. В некоторых странах Латинской Америки данный уровень представляет собой социальную адресную помощь по критерию нуждаемости. Таким образом, первый уровень национальных пенсионных систем зачастую является непосредственным элементом государственного социального обеспечения, финансируемым, в основном, из бюджетных ресурсов (через налоги), либо с помощью уплаты страховых взносов будущими пенсионерами в распределительных или смешанных моделях.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1. федеральные государственные  гражданские служащие;

2. военнослужащие;

3. участники Великой Отечественной  войны;

4. граждане, награжденные  знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5. граждане, пострадавшие  в результате радиационных или  техногенных катастроф;

6. граждане из числа  космонавтов;

7. граждане из числа  работников летно-испытательного  состава;

8. нетрудоспособные граждане.

Члены семей указанных выше граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на пенсию в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении имеют:

- граждане Российской  Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным  законом для различных видов  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению;

- иностранные граждане  и лица без гражданства, постоянно  проживающие на территории Российской  Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом  или международными договорами  Российской Федерации.

Право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставляется:

- гражданам, ставшим инвалидами  вследствие военной травмы.

- участникам Великой Отечественной  войны.

- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по  призыву, погибших (умерших) в период  прохождения военной службы или  умерших вследствие военной травмы  после увольнения с военной  службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих  наступила в результате их  противоправных действий).

- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения  военной службы по призыву  вследствие военной травмы, не  вступившим в новый брак.

- гражданам, указанным в  подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона  о государственном пенсионном  обеспечении

- гражданам, награжденным  знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

 

3.2. Виды пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения

 

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу  лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери  кормильца;

- социальная пенсия.

 

Пенсия за выслугу лет

Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют:

- Федеральные государственные  служащие;

- Военнослужащие (за исключением  граждан, проходивших военную службу  по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин);

- Космонавты;

- Работники летно-испытательного  состава.

Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.

Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба.

Социальная пенсия

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

По состоянию на 2014 год размер социальной пенсии по старости составляет 3692,54 руб. в месяц, размер социальной пенсии по инвалидности для детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов с детства I и II группы составляет 7384,7 рубля в месяц.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно констатировать, что система обязательного пенсионного обеспечения в Российской Федерации придерживается общемировых тенденций. Использование чужого опыта позволяет избежать ряда собственных ошибок. Однако Россия не избежала традиционных проблем, самая актуальная из которых - дефицит средств Пенсионного фонда. Действительно действенное решение проблемы возможно только посредством кардинальных мер.

Тем не менее, фактически принимаемые государством меры (планируемое повышение пенсионного возраста, увеличение размера взносов) носят симптоматический характер, поэтому принесут лишь временное облегчение. Когда потенциал этих мер будет исчерпан, единственным средством спасения системы обязательного пенсионного страхования станет бюджетное ассигнование. Единственным действенным методом представляется лишь улучшение демографической ситуации. Впрочем, нельзя исключать и возможности разработки принципиально новой системы обязательного пенсионного страхования.

Обязательное социальное страхование в настоящее время является одной из наиболее сложных, но интересных форм социального обеспечения в Российской Федерации. Как известно, в рамках обязательного социального страхования осуществляется защита экономически активного населения от социального страхового риска. Учитывая особую важность обязательного социального страхования, его влияния на общественные процессы, государство активно участвует в совершенствовании его системы, дающей возможность значительной концентрации ресурсов в едином фонде и тем самым обеспечивающей надежную страховую защиту работающего населения страны. Такое участие подтверждается в том числе и закреплением норм юридической ответственности субъектов обязательного социального страхователя.

В качестве страхователей в системе обязательного социального страхования в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ                         "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи определяются как плательщики страховых взносов, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (страхователи-работодатели), и лица, не производящие выплаты физическим лицам (страхователи, не являющиеся работодателями).

По итогам исследования можно констатировать достаточно парадоксальную ситуацию. С одной стороны, все проблемы пенсионной системы широко известны, эта тема регулярно становится предметом обсуждения в средствах массовой информации, научном сообществе и даже в органах власти. По результатам обсуждений воплощаются в жизнь разные законодательные инициативы, меняются модели пенсионной системы, совершенствуется методология и организация работы компетентных органов. С другой стороны, ситуация продолжает оставаться весьма напряжённой и с очень высокой долей вероятности перерастания в критическую.

Указанное выше имеет как субъективные, таки объективные причины. Пенсионная система Российской Федерации имеет весьма низкий организационный уровень - не удаётся преодолеть бюрократическую волокиту, неэффективность работы компетентных органов и организаций, кадровый состав порой имеет весьма низкий профессиональный уровень. Законодательные инициативы отстают на несколько шагов от реальной жизни. Однако многие другие страны также стоят перед лицом системных проблем пенсионной системы, проблем, имеющих объективные экономические, социальные и демографические причины. Эти проблемы, возможно, решить лишь путём фундаментальных научных изысканий, которые вряд ли возможны без серьёзной государственной поддержки. Впрочем, поскольку перед многими странами стоят, в общем-то, аналогичные проблемы, тесное международное сотрудничество в научных исследованиях в данной сфере повысило бы эффективность исследований и в целом оказалось бы более дешёвым, нежели проведение аналогичных изысканий каждой страной в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 01.04.1996 года №27-ФЗ (ред. от 03.12.2011)                       «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Информация о работе Понятие государственного пенсионного обеспечения