Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового статуса налогоплательщика
Рассмотреть правовое положение налогоплательщика, их права и обязанности, виды налогоплательщиков.
Проанализировать виды и состав налоговых правонарушений.
Изучить юридическую ответственность за неуплату налогов.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Правовое положение налогоплательщика…………………….…..5
Права и обязанности налогоплательщика………………………..………5
Виды налогоплательщиков………………………………………………12
Глава 2. Правонарушения и юридическая ответственность за неуплату налогов……………………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие и состав налоговых правонарушений …………………………19
2.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства……………………………………………….…………...…...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………………………..29
4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)
Состав налогового правонарушения – это совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности.
Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах, каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.
Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.
Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента :
- Объект налогового правонарушения – эта те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фиксальные интересы государства.
- Субъект налогового правонарушения – эта лицо совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупность обязательных признаков.
- Объективная сторона налогового правонарушения – представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью, органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. Объективная сторона налоговых правоотношений подразделяется на:
1. Материальные, т.е. объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно – следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие негативные последствия признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора;
2. Формальные, т.е. момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких отношений окончательным достаточно самого факта совершения описательного в НКРФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока поставки на учет в налоговом органе.
- Субъективная сторона налогового правонарушения – образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения, в основе которого лежит вина правонарушителя.14
2.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства
Всем известно, что неуплата налогов
в процессе предпринимательской
деятельности чревата применением
различных видов
Вместе с тем с принятием
в конце прошлого года Федерального
закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении
изменений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее –
Закон № 383-ФЗ) существенно изменился
порядок привлечения
Налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями Налогового кодекса РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Необходимо понимать, что указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Именно поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, ведь санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.
Единственное, что объединяет указанные
виды ответственности за нарушение
норм налогового законодательства –
это наличие у них общего события
правонарушения, а именно: уклонение
от уплаты налогов с организации
или физического лица, либо неисполнение
обязанностей налогового агента. При
этом согласно новой редакции ст. 108
НК РФ основанием для привлечения
лица к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и
сборах в любом случае является установление
факта совершения данного нарушения
решением налогового органа, вступившим
в силу (хотя это и не означает,
что органы МВД не вправе осуществлять
оперативно-розыскные и иные мероприятия
по выявлению налоговых
И действительно, с вступлением
в силу Закона № 383-ФЗ была выстроена
четкая последовательность наложения
налоговой и уголовной
В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.18 Следовательно, направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законом № 383-ФЗ были внесены изменения в примечание к ст. 199 УК, согласно ч. 2 которого лицо, впервые совершившее соответствующее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. 19Это следует также из положений ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой уголовное преследование прекращается в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (то есть уплачена недоимка, пени, штрафы).20
Привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности по действующему законодательству невозможно. А все потому, что в соответствии со ст. 9 НК РФ, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица (то же самое следует из текста главы 23 НК РФ). Именно поэтому на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность – ведь это противоречило бы конституционным принципам, о которых мы говорили выше.
Таким образом, законодатель пошел
навстречу индивидуальным предпринимателям,
для которых налоговая и
Впрочем, индивидуальным предпринимателям
также как и юридическим лицам
в любом случае доступна возможность
избавиться от риска уголовной
Заключение
Созданная целостная система
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Налогоплательщик
должен знать и меры предусмотренной
законом ответственности за нарушение
налогового законодательства. В связи
с недостаточно четкой трактовкой отдельных
законодательных и
Налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения; получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом; или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.22
Основные обязанности, которые
должен исполнять любой
Библиографический список
Правовые акты