Правовое положение налогоплательщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового статуса налогоплательщика
Рассмотреть правовое положение налогоплательщика, их права и обязанности, виды налогоплательщиков.
Проанализировать виды и состав налоговых правонарушений.
Изучить юридическую ответственность за неуплату налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Правовое положение налогоплательщика…………………….…..5
Права и обязанности налогоплательщика………………………..………5
Виды налогоплательщиков………………………………………………12
Глава 2. Правонарушения и юридическая ответственность за неуплату налогов……………………………………………………………………….…..19
2.1. Понятие и состав налоговых правонарушений …………………………19
2.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства……………………………………………….…………...…...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Библиографический список…………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

          4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)

Состав налогового правонарушения – это совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности.

Следует говорить о составах нарушений  законодательства о налогах и  сборах, каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных  и субъективных признаков, установленных  законодательством, и характеризующих  соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты  их посягательства. Ведь, так или  иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента :

- Объект налогового правонарушения – эта те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фиксальные интересы государства.

- Субъект налогового  правонарушения – эта лицо совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупность обязательных признаков.

- Объективная сторона налогового правонарушения – представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью, органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. Объективная сторона налоговых правоотношений подразделяется на:

1.   Материальные, т.е. объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно – следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие негативные последствия признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора;

2. Формальные, т.е. момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких отношений окончательным достаточно самого факта совершения описательного в НКРФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока поставки на учет в налоговом органе.

- Субъективная сторона налогового правонарушения – образует  его психологическое содержание, поэтому она является внутренней стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения, в основе которого лежит вина правонарушителя.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства

Всем известно, что неуплата налогов  в процессе предпринимательской  деятельности чревата применением  различных видов ответственности, которая может быть как персональной (уголовная и административная ответственность  предпринимателей и должностных  лиц организаций, а также штрафы по НК РФ для индивидуальных предпринимателей), так и ответственностью хозяйствующего субъекта в целом (налоговые штрафы для юридических лиц). Наиболее тягостными видами ответственности являются, безусловно, налоговая и уголовная. При этом многих налогоплательщиков интересует вопрос о том, как соотносятся  эти виды ответственности, в частности - являются ли они взаимодополняющими и при каких условиях.15

Вместе с тем с принятием  в конце прошлого года Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –  Закон № 383-ФЗ) существенно изменился  порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной  как нормами Налогового, так у  Уголовного кодексов. Этот закон прояснил разницу в структуре ответственности  за неуплату налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ввел новые основания для освобождения от ответственности, детализировал  процедуру ее наложения.16

        Налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями Налогового кодекса РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Необходимо понимать, что указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Именно поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, ведь санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные  виды ответственности за нарушение  норм налогового законодательства –  это наличие у них общего события  правонарушения, а именно: уклонение  от уплаты налогов с организации  или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента. При  этом согласно новой редакции ст. 108 НК РФ основанием для привлечения  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах в любом случае является установление факта совершения данного нарушения  решением налогового органа, вступившим в силу (хотя это и не означает, что органы МВД не вправе осуществлять оперативно-розыскные и иные мероприятия  по выявлению налоговых преступлений).17

И действительно, с вступлением  в силу Закона № 383-ФЗ была выстроена  четкая последовательность наложения  налоговой и уголовной ответственности  за неуплату налогов. Теперь каждый налогоплательщик, получающий требование об уплате недоимки (штрафов, пени), сможет увидеть в  этом требовании предупреждение о последствиях неуплаты соответствующей суммы в добровольном порядке: если недоимка не будет погашена в течение 2 месяцев со дня выставления требования (при условии что сумма недоимки достаточна для возложения уголовной ответственности), налоговики обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В свою очередь, у правоохранителей возникнет обязанность проверить полученные материалы и вынести по ним решение – о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении.

В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.18 Следовательно, направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законом № 383-ФЗ были внесены изменения  в примечание к ст. 199 УК, согласно ч. 2 которого лицо, впервые совершившее  соответствующее преступление, освобождается  от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы  недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. 19Это следует также из положений ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой уголовное преследование прекращается в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (то есть уплачена недоимка, пени, штрафы).20

Привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности по действующему законодательству невозможно. А все потому, что в соответствии со ст. 9 НК РФ, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица (то же самое следует из текста главы 23 НК РФ). Именно поэтому на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность – ведь это противоречило бы конституционным принципам, о которых мы говорили выше.

Таким образом, законодатель пошел  навстречу индивидуальным предпринимателям, для которых налоговая и уголовная  ответственность являются взаимоисключающими. Это означает, что если правоохранительные органы по результатам анализа поступивших  из налогового органа материалов принимают  решение о возбуждении уголовного дела, и предприниматель привлекается к уголовной ответственности  в суде, с него уже не могут  быть взысканы налоговые санкции  по НК РФ, что прямо следует из п. 15.1 ст. 101 НК РФ.21 Напротив, если органы внутренних дел сочтут, что оснований для наложения уголовных санкций недостаточно (например, по причине отсутствия прямого умысла на уклонение от уплаты налогов, либо из-за недостаточно большого размера выявленной недоимки), предприниматель привлекается к налоговой ответственности и впоследствии получает возможность оспаривать решение налогового органа в арбитражном суде.

Впрочем, индивидуальным предпринимателям также как и юридическим лицам  в любом случае доступна возможность  избавиться от риска уголовной ответственности  за счет добровольного исполнения требования налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов.

 

Заключение

Созданная целостная система налогообложения  четко и недвусмысленно устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории РФ, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной  власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот  по ним.

Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому  в ходе реализации налоговых законов  возникает множество острейших  проблем, касающихся взаимоотношений  налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и  физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.            

Налогоплательщик  должен знать и меры предусмотренной  законом ответственности за нарушение  налогового законодательства. В связи  с недостаточно четкой трактовкой отдельных  законодательных и инструктивных  актов возрастает потребность в  компетентном комментировании сложных  проблем налогообложения.

Налогоплательщики имеют  право: получать по месту своего учета  от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах  и сборах, полномочиях налоговых  органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой  отчетности и разъяснения о порядке  их заполнения; получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, использовать налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и  на условиях, установленных настоящим  Кодексом; или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.22

Основные обязанности, которые  должен исполнять любой налогоплательщик: обязанность уплачивать законно  установленные налоги, встать на учет в налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК РФ, вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.,ч.1.Ст.50.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 29.12.2009 №383-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1998 г.
  3. Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  от  29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 15 июля 2009г. №77-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 29.06.09 №141-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.2007г. №31.Ст.199.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс от 18 декабря 2001г.№174-ФЗ.(в последней ред.ФЗ. от 29 мая 2002г. №58-ФЗ)//Собрание законодательства РФ 2001.№ 132.Ст.28.1.

Информация о работе Правовое положение налогоплательщика