Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей дипломной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях 5
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях 5
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях 11
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях 13
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 18
2.1. Возбуждение и рассмотрение дела о налоговом правонарушении 18
2.2. Обеспечение исполнения решения 48
2.3. Порядок взыскания налоговых санкций 49
2.4. Обжалование решений налогового органа 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

б) производство осуществляется (должно осуществляться) в строгом соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах;

в) к участникам производства по делам о налоговых правонарушениях относятся лица, имеющие возможность законным образом влиять на ход и результат процесса привлечения к налоговой ответственности (процессуальные лица), а именно: налоговые органы и их полномочные должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, налогоплательщики и (или) их представители, а также эксперт, переводчик, специалист.

Своевременность рассмотрения дела проистекает из принципа неотвратимости наказания и означает соблюдение предусмотренных законодательством о налогах и сборах процессуальных сроков. Неотвратимость наказания, в свою очередь, выполняет профилактическую функцию в отношении будущего поведения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Полнота и всесторонность рассмотрения и разрешения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах связаны с необходимостью учитывать до и во время разбирательства все обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения справедливого решения. Объективность же, в свою очередь, означает беспристрастное, непредвзятое обращение к участникам производства (привлекаемым лицам) и внимательное отношение к заявленным ходатайствам и обращениям.

С учётом вышеизложенного  под производством по делам о налоговых правонарушениях следует понимать действия (бездействие) процессуальных лиц, осуществляемые последними в пределах и порядке, определённых в НК РФ, в случае выявления (установления, обнаружения) в деянии  налогоплательщика  (иного лица) обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом налогового правонарушения.

 

 

1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях

 

 

Как указал Конститационный суд РФ в качестве правового механизма исполнения обязанности обеспечения полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в НК РФ предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений (понятие налогового правонарушения, составы налоговых правонарушений, налоговые санкции, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.д), с тем чтобы было гарантировано суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объёме соответствующие суммы - недоимку, пеню и штраф [1, ст.57].

Таким образом, в основе производства по делам о налоговых правонарушениях лежит задача, имеющая первостепенное значение для общества, - это охрана финансовых интересов государства, ибо, удовлетворяя свои финансовые интересы, государство получает возможность проводить суверенную политику, направленную на улучшение жизни всего социума.

Производство  по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, также как  и любое другое производство, имеет задачу своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого налогового правонарушения, рассмотрения обстоятельств налоговых правонарушений и принятия по его результатам решений в строгом соответствии с НК РФ.

Как известно, правонарушителя пугает не тяжесть наказание за совершение деяния, запрещённого законом, но неотвратимость последнего. Эта аксиома обуславливает следующую задачу производства по делам о налоговых правонарушениях: изобличение нарушителей и обязательное привлечение к ответственности виновных.

Наибольшую же пользу государству и обществу приносит решение задач  выявления причин и условий, способствовавших совершению нарушений законодательства о налогах и сборах, и предупреждения совершения таких нарушений в дальнейшем. Несомненно, это требует специальных знаний, опыта, значительных трудозатрат, однако позволяет осуществлять реальную экономию материальных ресурсов, чем в ситуации ликвидации последствий противоправного поведения деликвента.

Одним из важнейших направлений работы налоговых органов в процессе разбирательства по делам о налоговых правонарушениях является воспитание граждан в духе неукоснительного соблюдения требований законодательства о налогах и сборах и укрепление законности в сфере налогообложения.

 

 

1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях

 

 

В производстве по делам о налоговых правонарушениях участвуют, прежде всего, налоговые органы как субъекты, наделённые властными полномочиями, и лицо (лица), привлекаемое к ответственности на основаниях и в порядке, определённых в НК РФ: налогоплательщик – юридическое лицо, налогоплательщик – индивидуальный предприниматель, налогоплательщик – физическое лицо, налоговый агент, а также их представители [4, ст.26]. Кроме того, поскольку факт нарушения законодательства о налогах и сборах требует надлежащего подтверждения, налоговое законодательство предусматривает участие и других лиц в процедуре привлечения к налоговой ответственности [23, с.15]. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые.

Правовой статус налоговых органов определяется НК РФ и Законом № 943-I [7].

Положению о ФНС единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС и её территориальных органов [4, ст.2], деятельность которых регламентирована положениями о территориальных органах ФНС, утверждёнными приказом Минфина РФ от 09.08.2005г. № 101 [9].

Закон «О налоговых органах Российской Федерации» закрепляет задачи налоговых органов. К ним, в частности, относятся: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ, а также других обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; валютный контроль.

С целью выполнения поставленных перед ними задач налоговые  органы наделены рядом процессуальных прав [4, ст.31]. В производстве по делам о налоговых правонарушениях налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика [4, ст.76] и с санкции прокурора налагать арест на имущество налогоплательщика [4, ст.77]. Приостановление операций и арест имущества представляют собой способы обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов.

При осуществлении своих  полномочий налоговые органы в том числе могут: проводить налоговые проверки; производить выемку документов; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений; осматривать помещения налогоплательщика, используемые для извлечения прибыли; проводить инвентаризацию; привлекать специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Обязанности налоговых органов также соответствуют поставленным перед ними задачам. Основная обязанность налоговых органов: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах [4, ст.32]. Однако налоговые органы не вправе пользоваться любыми методами для выполнения их главной задачи и обязанности: соблюдать законодательство о налогах и сборах, которое определяет границы осуществляемого ими контроля.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов, в том числе  процессуальных, не является исчерпывающим. Однако налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и исполняют обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, круг прав и обязанностей является ограниченным.

Налоговые органы несут ответственность за счёт средств федерального бюджета за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов [4, ст.35]. Такими неправомерными действиями могут быть, например, принятие незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, о приостановлении операций по счёту налогоплательщика. При этом объём возмещения вреда должен быть полным, то есть потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (например: постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2002г. № Ф03-А51/02-1/1846, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.11.2005г. № А64-1427/05-8, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2006г. № А57-6726/05-33) [33]

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги [4, ст.19].

Под организациями в понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ [4, п.2 ст.1].

В порядке, предусмотренном  налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К физическим лица НК РФ относит граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом последние, в случае не выполнения ими обязанности пройти в установленном порядке государственную регистрацию,  при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Перечень допустимых действий плательщиков налогов, приведённый в названной норме, не является исчерпывающим, законодатель прямо ссылается на существующую возможность налогоплательщика воспользоваться иными правами, гарантированными НК РФ, а также другими актами законодательства о налогах и сборах [4, п.2 ст.21].

Права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых  органов, поэтому их формулировки зачастую корреспондируют формулировкам  обязанностей налогового органа. Например, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат  сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, являющийся обязанностью налоговиков [4, ч.7. п.1. ст.32]. Также налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц (это право является основополагающим для производства по обжалованию актов и действий (бездействия) налоговых органов) и так далее.

Однако необходимо помнить, что уплата законно установленных налогов является конституционной обязанностью налогоплательщика [1, ст.57]. В свете данного вменения, на лицо, являющееся плательщиком налога (налогов), закон [4, ст.23] возлагает ряд обязанностей: постановка на учёт в налоговых органах, представление в налоговые органы налоговых деклараций, а также иных документов в случаях и порядке, которые установлены НК РФ, выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и прочее.

Налогоплательщик, не исполнивший (ненадлежащим образом исполнивший) легально установленные для него обязанности, может быть привлечён к налоговой, а также иной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

 

 

2.1. Возбуждение и рассмотрение дела о налоговом правонарушении

 

 

Производство  по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется. НК РФ, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий [4, ст. 101]. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.

Ведя речь о  производстве по делам о налоговых  правонарушениях, нельзя не коснуться  вопроса о его стадиях.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется  другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия [21].

Информация о работе Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях