Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:06, дипломная работа
С фактическим уничтожением системы государственного планирования под эгидой перехода к рыночным отношениям налоги стали основным, если не единственным источником экономического роста и рычагом властного регулирования экономики, чем и обусловливается актуальность настоящей дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях 5
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях 5
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях 11
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях 13
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях 18
2.1. Возбуждение и рассмотрение дела о налоговом правонарушении 18
2.2. Обеспечение исполнения решения 48
2.3. Порядок взыскания налоговых санкций 49
2.4. Обжалование решений налогового органа 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
- материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;
- иные документы
и предметы, составляющие
К акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями НК РФ [4, ст.21].
Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель [4, п.2. ст.10]. Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись. Следует помнить: факт подписания акта проверки не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание [29, с.17]
Акт налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку. В случае если в выездной налоговой проверке участвовали сотрудники милиции, дополнительно оформляется третий экземпляр акта проверки, который направляется в соответствующий орган внутренних дел.
Налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ [4, ст.26]. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством [4, п.3. ст.29].
Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации, законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.
Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, то данный факт отражается в акте. Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма [4, п.5. ст.100].
Фактическое время доставки почтового отправления может превысить установленные законом шесть рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным [29, с.17].
Акт налоговой проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась проверка, но и его представителю [4, ст.100]. Однако при направлении акта по почте заказным письмом адресатом почтового отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась проверка.
Налоговые органы направляют акт выездной или камеральной налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) [4, ст.100]. Но нередко место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных городов. Тем более что различные районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.
Если у налогового органа имеется информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика либо последний сам обратился с просьбой вести с ним переписку по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.
Вместе с тем соблюдение прав лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обеспечивается лишь при наличии у налоговых органов сведений о фактическом месте нахождения организации. Иначе может быть нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки. Ведь у налогоплательщика, не получившего акт налоговой проверки, отсутствует возможность представить объяснения или возражения по акту.
Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась выездная налоговая проверка организации в целом либо камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган по месту нахождения организации. Единственное исключение из этого правила касается крупнейших налогоплательщиков. Они подают налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [4, п.3 ст.80]. Камеральная налоговая проверка указанной налоговой отчетности осуществляется, в том числе, иными налоговыми органами, например, по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков.
Акт налоговой проверки высылается по адресу филиала, представительства или обособленного подразделения в случае, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная выездная налоговая проверка, когда налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, в том числе не имеющего статуса филиала или представительства, проводил камеральную налоговую проверку налоговых деклараций (расчётов).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям [4, п.6. ст.100]. На это отводится пятнадцать рабочих дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям могут прилагаться документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.
Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять. Дело в том, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки [4, п.8 ст.101]. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.
Налоговый орган
не обязан доказывать обстоятельства,
на которые ссылается
Налоговые органы обязаны обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [1, ст.24]. Иными словами, при производстве дела в налоговых органах налогоплательщик имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения [35].
Представление в качестве возражений по акту налоговой проверки уточненной декларации законодательством о налогах и сборах прямо не установлено, но и запрета нет.
Единственный случай, когда законом в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих при налоговой проверке, предусмотрено представление уточненной налоговой декларации, упоминается в НК РФ и распространяется только на камеральные налоговые проверки [4, п.3 ст.88]. При выявлении в результате камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием дать в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления. Аналогичные действия предпринимаются и при выявлении несоответствия между данными налогоплательщика и информацией, содержащейся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученной им в ходе налогового контроля. Только в случае, если уточненная налоговая декларация, по сути, является альтернативой пояснениям налогоплательщика [4, п.3 ст.88].
Отдельные мероприятия налогового контроля могут быть осуществлены вне рамок налоговых проверок и их результаты отражаются в акте, составленном в соответствии с НК РФ (второй порядок оформления документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах) [4, ст.101.4].
Акт, оформленный согласно ст.101.4 НК РФ, по сравнению с актом налоговой проверки, указанным в статье 100 НК РФ, имеет упрощенную форму [10].
В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц. К нему прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю).
При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт составляется в трёх экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [4, п.3 ст.32].
Как и выше рассмотренные акты налоговых проверок, настоящий акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Акт подписывается
составившим его должностным
лицом налогового органа и лицом,
совершившим налоговое
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки. До вручения лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю), акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале. О вручении акта на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение десяти дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом указанное
лицо вправе приложить к письменным
возражениям или в
Таким образом, указанный акт является доказательством налогового правонарушения, итоговым документом налогового контроля, а его составление и вручение (получение) определяет юридически значимый момент обнаружения налогового правонарушения.
Контроль выполнения кредитными организациями возложенных НК РФ обязанностей не может проводиться в форме налоговой проверки. Ведь целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах [4, п.2. с.87].
Следовательно, предмет налоговой проверки не включает контроль исполнения кредитными организациями обязанностей, установленных в НК РФ. Подобный контроль может быть реализован в форме непосредственного выявления налоговым органом налоговых правонарушений и составления акта в соответствии с положениями НК РФ [4, ст.101.4]. Доказательственная база по правонарушениям банков формируется, в том числе, из документов, уже имеющихся у налогового органа. Например, тех документов, которые получены в рамках выездной налоговой проверки конкретной кредитной организации.
Отсутствие в НК РФ положения о специальной проверке банков объясняется значительным совпадением по составу документов, которые могут быть получены в ходе мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении обычной организации, и тех, которые используются для проверки соблюдения обязанностей банков. Кроме того, с точки зрения автора это связано с нежеланием законодателя подвергать кредитные учреждения на основании их статуса дополнительным проверкам, хотя бы и не носящим характер налоговых.
Порядки рассмотрения дел о налоговых правонарушениях [4, ст.101, 101.4] во многом схожи. Различие между ними состоит в том, что порядок, установленный ст.101.4 НК РФ, является более упрощённым, в связи с чем стоит отметить, что порядок согласно ст.101 НК РФ определяет более детальную регламентацию процедуры рассмотрения дела, что само по себе уже обеспечивает более широкие гарантии прав лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, чем порядок, установленный в ст.101.4. НК РФ. Поэтому только одно это влечет за собой необходимость корректно и правильно разграничивать правонарушения, дела по которым могут быть рассмотрены в том или ином порядке.
Информация о работе Правовое регулирование по делам о налоговых правонарушениях