Правовые основы аудиторской деятельности, как негосударственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:33, реферат

Краткое описание

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
Целью данной работы является рассмотрение негосударственного финансового контроля, в частности аудита.

Содержание

Введение 3
1. Негосударственный контроль 4
1.1 Внешний и внутренний аудит 4
1.2 Образование аудиторской деятельности 6
2. Аудиторская деятельность 8
2.1 Понятие, цели, права и обязанности аудиторских организаций 8
2.2 Понятие, права и обязанности аудиторов 10
2.3 Понятие, права и обязанности аудируемых лиц 12
3. Ведение аудиторской деятельности 14
3.1 Требования к порядку осуществления аудиторской деятельности 16
3.2 Требования к лицам желающим получить право на осуществление аудиторской деятельности 18
3.3 Ответственность участников аудиторской проверки 22
Заключение 23
Библиография 24

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое4.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

3.2 Требования к лицам желающим  получить право на осуществление  аудиторской деятельности

Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и  стаж работы по соответствующей специальности  не менее 3 лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным  законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Для лиц, желающих получить квалификационный аттестат, законодательством  установлены обязательные требования. Так, согласно ст.19 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РБ от 25.06.2007 № 240-З, далее - Закон) и Инструкции об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 04.01.2008 № 7, необходимыми условиями для претендентов являются:

- наличие документов  о высшем экономическом и (или)  юридическом образовании, выданных  учреждениями, обеспечивающими получение  высшего образования, имеющими  государственную аккредитацию;

- наличие стажа работы  по специальности, соответствующей  экономическому или юридическому  образованию, не менее 3 лет;

- отсутствие неснятой  или непогашенной судимости за  совершение преступлений против  собственности и порядка осуществления  экономической деятельности.

Согласно Правилам аудиторской деятельности «Образование аудитора», утвержденным постановлением Минфина РБ от 28.03.2003 № 45, элементами образования аудитора являются:

- базовое образование;

- практический опыт  работы;

- профессиональное образование;

- свободное владение  одним из государственных языков  Республики Беларусь.

Базовое образование

Базовое образование аудитора - высшее экономическое и (или) юридическое  образование, полученное в учреждениях  Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования  и имеющих государственную аккредитацию, либо полученное в высших учебных  заведениях иностранных государств. Таким образом, аудиторская деятельность не может осуществляться лицами, имеющими среднее, а также высшее техническое  образование.

Документами, подтверждающими  базовое образование, являются: диплом об окончании учреждения Республики Беларусь, обеспечивающего получение  высшего образования и имеющего государственную аккредитацию, по экономическому и (или) юридическому профилю; документ об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства по экономическому и (или) юридическому профилю, признанный Минобразованием РБ соответствующим документу о высшем образовании Республики Беларусь. Дипломы о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученные на территории бывшего СССР, принимаются к рассмотрению без ограничений.

Практический опыт, стаж работы

Практический опыт работы - совокупность практических навыков  и теоретических знаний, полученных в результате работы в течение 3 и  более лет по специальности, соответствующей  экономическому и (или) юридическому образованию.

В стаж работы по специальности  засчитывается работа в течение 3 лет в организациях на территории Республики Беларусь (либо в белорусских  или совместных с белорусскими организациях на территории иностранных государств) на должностях, соответствующих высшему  экономическому и (или) юридическому образованию, а также в качестве индивидуального  предпринимателя, осуществляющего  виды деятельности, относящиеся к  сопутствующим аудиту услугам и (или) соответствующие юридической специальности. Отметим, что Законом не оговорено, в каком периоде трудовой деятельности должны быть отработаны эти 3 года. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они могут претендовать на получение квалификационного аттестата аудитора, если имеют 3 года стажа работы по юридической специальности либо оказывали услуги, входящие в перечень сопутствующих аудиту услуг.

Документами, подтверждающими  практический опыт работы, являются:

- трудовая книжка;

- свидетельство о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя,  подтверждающее вид деятельности, и справка Фонда социальной  защиты населения Минтруда и  соцзащиты РБ, подтверждающая период  работы, для лиц, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью.

Профессиональное образование

Профессиональное образование - образование, получаемое в организациях Республики Беларусь, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и имеющих государственную  аккредитацию, а также образование, получаемое путем самообразования.

Профессиональное образование  основывается на базовом образовании  и включает в себя специальное  профессиональное образование физических лиц, претендующих на получение квалификационного  аттестата аудитора, на этапе подготовки к сдаче квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской  деятельности и образование, получаемое аудиторами в процессе повышения  квалификации.

Специальное профессиональное образование претенденты могут  получить, пройдя курс специального профессионального  обучения в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров, или обучаясь самостоятельно.

Объем программы курса  специального профессионального обучения не может быть меньше объема программы  квалификационных экзаменов на получение  квалификационного аттестата аудитора, утверждаемой Минфином РБ.

Курс специального профессионального  обучения должен, в частности, включать в себя изучение: актуальных вопросов ведения бухгалтерского и (или) налогового учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; методологии  аудиторской деятельности и оказания сопутствующих аудиту услуг; методик анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации; системы налогообложения Республики Беларусь; информационных технологий, основанных на использовании компьютеров и применяемых при обработке финансовой информации; других экономических и правовых дисциплин.

Самообразование - непрерывный  процесс приобретения теоретических  знаний и практических навыков, направленный на самостоятельное изучение вопросов, имеющих непосредственное отношение  к аудиторской деятельности, и  осуществляемый в целях удовлетворения потребностей в повышении профессиональной подготовки претендентов.

В процессе подготовки к  квалификационным экзаменам на право  осуществления аудиторской деятельности самообразование претендентов может  осуществляться путем самостоятельного изучения специальной научной, экономической  и другой литературы, нормативных  правовых актов РБ по вопросам организации  и методологии проведения аудита, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации, налогообложения и другим вопросам в соответствии с программой квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

Свободное владение одним  из государственных языков Республики Беларусь

Свободное владение одним  из государственных языков Республики Беларусь подразумевает владение русским  и (или) белорусским языком в объеме, необходимом для сдачи квалификационного  экзамена на получение квалификационного  аттестата аудитора, изучения нормативных  правовых актов РФ, обеспечения оказания аудиторских услуг, соблюдения порядка осуществления аудиторской деятельности, а также делового общения с аудируемыми лицами.

Ограничение права на осуществление  аудиторской деятельности

Лицо, имеющее судимость  за совершение преступлений против собственности  и порядка осуществления экономической  деятельности, которая не погашена или не снята в установленном  законом порядке, не имеет права  заниматься аудиторской деятельностью.

3.3 Ответственность участников аудиторской проверки

Аудиторские организации  и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление аудиторской  деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без  получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской  организации или индивидуального  аудитора в размере от 100 до 300 минимальных  размеров оплаты труда.

Уклонение организации  или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование  его проведению влекут взыскание  штрафа с организации и индивидуального  предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание штрафов производится в судебном порядке на основании  соответствующего постановления уполномоченного  федерального органа.

 

Заключение

Итак, финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль -- стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, то есть объект финансового контроля -- денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Негосударственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики организаций, создания условий для финансовой стабилизации. Это контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль -- важный элемент системы управления финансами.

 

Библиография

                                         Литература

 

    1. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2006 № 116н)
    2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006)
    3. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ
    4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
    5. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.
    6. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской деятельности: Учебное пособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000
    7. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство  ПРИОР, 2002
    8. Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 1999
    9. Лабынцев Н.Т. Управленческий учёт и аудит в условиях рыночной экономики- Ростов, 2001
    10. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд.. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001
    11. Путко Г.М. аудит и ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003
    12. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие.-М.: Книга- сервис, 2002
    13. СотниковаЛ.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности, как негосударственного финансового контроля