Правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации и проблемы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование финиансового контроля…………………………………….………………...4
1.1 Сущность государственного финансового контроля и его основные особенности 4
1.2 Система государственного финансового контроля 11
1.3 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 13
Глава 2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 19
2.1 Проблемы финансового контроля и оценка его эффективности 19
2.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации 24
Заключение 30
Библиография 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

2.1 Проблемы финансового контроля и оценка его эффективности

 

Эффективность финансового  контроля — сложная экономическая  категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают  вопрос об эффективности управленческой  деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным  целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части.

Структура эффективности  финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

Макроэффективность - это  сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

- социальный эффект;

- организационный эффект;

-  экономический эффект.

В 2010 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование государственных средств в сумме 45,475 млрд. рублей. В 2009 году этот показатель составил 39,178 млрд. рублей.2 Увеличение нецелевого использования государственных средств связано с такими факторами как:

- нарушения правил бухучета

- возросшая коррупция

- недостаточно быстро растущий уровень квалификации сотрудников сектора бухучета бюджетных учреждений, а также отток кадров в негосударственный сектор и в госкомпании

- проблема "черного нала"

- недостаточно эффективный  государственный финансовый контроль  на местах использование гос.  средств

В то же время очень  интересная тенденция наблюдается в количестве правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. Так в 2010 году их количество сократилось по сравнению с 2009 годом на 67% — до 2 888тыс с 4 332тыс, сообщил Росфиннадзор. Это означает что хоть количество правонарушений и снижается, зато их объемы увеличиваются в разы

В 2010 году Генеральной прокуратурой было возбуждено более 50 уголовных дел по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с учетом возобновленных уголовных дел).

Процент возвращаемости средств остался на достаточно низком уровне и составил менее 3% от выявленного ущерба.

2.2 Пути совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

В настоящее время  работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации  до настоящего времени отсутствует  теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической  литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.3

Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих  процесс реформирования действующих  органов финансового контроля в  единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

По поводу построения системы государственного финансового  контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают  против создания жестко иерархической  соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны, однако при обсуждении возможных  концепций организации государственной  системы финансового контроля основное внимание уделяется проблеме контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств, а также владения, распоряжения и использования объектов государственной собственности.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный  орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 5000 контрольных мероприятий, в том числе более 1000 в соответствии в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало.

Сегодня для повышения  эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

    • уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
    • конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
    • введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
    • принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
    • наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

 

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры.

Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.

 

Заключение

 

Организация и функционирование  эффективной системы финансового  контроля — обязательный и непременный  элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового и структурного регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

2 Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году

 

3 Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2009




Информация о работе Правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации и проблемы его совершенствования