Правовые расходы государственных доходов и расходов, государственное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Цель реферата – исследовать нормативную систему международного права, понять сущность международного права, изучить исследоваемое понятие, а также рассмотреть различные точки зрения. Полагаю, выбранная мною тема сейчас в настоящее время актуальна и несомненно важна, особенно в период глобализации и мирового экономического кризиса. Современное международное публичное право сформировалось в основном в середине 20 в. и отражено в Уставе Организации Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Неукоснительное соблюдение международной законности – это единственно возможный образ действий для каждого субъекта международного права. Международное право как правовая система состоит из двух частей: международного публичного права и международного частного права.

Содержание

Введение 3
1 Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования 4
1.1 Основные понятия о государственных расходах и государственного финансирования 4
1.2 Государственное финансирование 8
2 Правовые основы государственных доходов 13
2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов 13
2.2 Правовое регулирование государственного и муниципального кредита 25
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовое право.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                             3

1 Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования                                                                                                              4                                                                                

1.1 Основные понятия о государственных расходах и государственного финансирования                                                                                                                4

1.2 Государственное финансирование                                                                        8

2 Правовые основы государственных доходов                                                     13

2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов                  13                                                     

2.2 Правовое регулирование государственного и муниципального кредита 25                                          

Заключение                                                                                                                       26                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Список использованных источников                                                                         27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель реферата – исследовать нормативную систему международного права, понять сущность международного права, изучить исследоваемое понятие, а также рассмотреть различные точки зрения. Полагаю, выбранная мною тема сейчас в настоящее время актуальна и несомненно важна, особенно в период глобализации и мирового экономического кризиса. Современное международное публичное право сформировалось в основном в середине 20 в. и отражено в Уставе Организации Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Неукоснительное соблюдение международной законности – это единственно возможный образ действий для каждого субъекта международного права. Международное право как правовая система состоит из двух частей: международного публичного права и международного частного права. В свою очередь, каждая из этих частей состоит из отраслей, а отрасли из институтов. Международное право должно подняться на еще более высокую ступень: оно должно стать правом всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством. Эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство, и прежде всего в основной закон соответствующего государства. В Российской Федерации впервые на конституционной основе определен характер взаимосвязи международного и национального права. Так, п.4 ст.15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». При известном юридико-техническом несовершенстве этого положения, по единодушному мнению российских ученых, Конституция России 1993 года заложила политико-правовые основы для осуществления коренных перемен в характере взаимодействия России с внешним миром. Международное право – нормативная система, состоящая из бесчисленного количества норм.

 Под нормой международного  права понимается правило поведения,  которое выработано и признано  государствами и другими субъектами  международного права в качестве  юридически обязательного. Отличительной  особенностью норм международного  права является то, что большинство  их содержит лишь диспозицию, а санкции определяются всей  международно-правовой системой  в целом. Нормы содержатся в  международных договорах, международных  обычаях, нормотворческих решениях  международных организаций и  конференций и находят свое  подтверждение во многих вспомогательных  источниках международного права. Международное право должно стать правом, основанным на признании взаимозависимости мира наших дней, на признании того факта, что обеспечение каждому народу своего пути развития, его экономической, политической, культурной, военной безопасности, уважение самобытности каждой страны, большой или малой, отвечает национальным интересам любого государства, интересам человечества в целом.

Международное право –  самостоятельная и особая система  права, отличающаяся: предметом регулирования, субъектами права, способами создания правовых норм, методами формирования содержания прав и обязанностей, источниками  права, методами обеспечения соблюдения норм права, другими характеристиками.

 

  1. Историческое развитие международного права

 

1.1 Проблема утверждения термина «Международное право»

 

Международное право, как  и любая другая правовая категория, – явление историческое и объективно обусловленное. Оно появляется на определенном этапе развития человеческого общества и непосредственно связано с  возникновением государств. Как известно, любые общественные отношения между  отдельными людьми, группами и коллективами людей всегда и везде регулируются определенными правилами взаимного  поведения. Это тем более необходимо, когда речь идет об отношениях между  территориально-организованными политическими  общностями людей – государствами. Мир – многолик. Население Земли  разделено по этническим и политическим признакам на множество народностей, наций и государств. Этнокультурная карта мира - чрезвычайно богатый  калейдоскоп населяющих ее народов, наций и народностей, географически  разбросанных по континентам, островам, регионам и климатическим зонам, этнически отличающимся друг от друга  цветом кожи, языком, образом жизни  и культурой, пребывающих на разных этапах своего социально-экономического развития и существующих в самых  различных общественно-политических формах. Человечество еще в глубокой древности в силу объективных  факторов общественного развития пошло  по пути формирования относительно обособленных территориально-политических образований  – государств. В исторически обозримом  времени всемирное сообщество народов  развивалось, развивается и будет  развиваться в условиях государственно разделенного мира. Нынешний этап мирового развития свидетельствует о том, что происходит дальнейшее политико-правовое «дробление» мира, превалирует процесс  создания все новых и новых  государств. И если в начале ХХ века на политической карте мира было примерно 50 государств, то в начале ХХI века их стало уже около 2001. Государства и населяющие их народы не могут существовать и развиваться изолированно друг от друга, не устанавливая и не поддерживая между собой экономических, политических, культурных и общечеловеческих отношений. Для регулирования этих отношений народы и государства вырабатывают определенные правила взаимного поведения, придавая им общеморальный, религиозный, политический или правовой характер. По мере развития и усложнения международных отношений основная функция в их регулировании стала переходить к международному праву. Таким образом, в ходе исторического развития человеческого общества для регулирования общественных отношений внутри государств создавались нормы внутреннего права, а для регулирования общественных отношений между государствами необходимы были уже другие нормы – нормы межгосударственного (т.е. международного) права. Международное право в самом общем виде – это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственную сферу общественных отношений.

Зарождение международного права относится к глубокой древности. Однако сам термин «международное право» утвердился сравнительно недавно. До середины XVII века применялся латинский термин «jus gentium» - «право народов». Этим термином еще в древнем римском праве  обозначалась совокупность норм, регулировавших отношения римлян с покоренными  ими народами и с другими государствами, причем как публично-правового, так  и частноправового характера. В XVII веке в Европе начинают пользоваться выражением «jus inter gentes (или nations)» - «право между народами». Впервые термин «международное право» был использован  в работах испанского доминиканца  Франциско де Виттория (1480-1546 гг.). Исторической вехой в процессе становления  международного права как самостоятельной  отрасли явился выход в свет книги  голландского юриста Гуго Гроция «О праве  войны и мира» (1625). В ней впервые  систематизированы нормы о праве  войны, делении войны на публичную  и частную, морском праве, семейном праве, о приобретениях, обычно выводимых из права народов. Гуго Гроций приводит убедительное доказательство существования права народов. Однако окончательное утверждение этого термина произошло после появления работ Рихарда Зёча (1590-1660 гг.) и английского философа и правоведа Иеремия Бентама (1748-1832 гг.). В России до середины XIX века в литературе, учебной работе и дипломатической деятельности использовались термины «jus gentium», «право народов», «общенародное право», а наука и учебная дисциплина обозначались термином «общенародное правоведение». Согласно «Общему уставу российских университетов» от 26 июля 1835 г., «в Факультете Юридическом преподаются: Начала Общенародного Правоведения (jus gentium)». Если же обратиться, например, к хранящимся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга отчётам о состоянии и действиях Университета, ежегодно представляемым начальнику Петербургского учебного округа, то можно отметить, что кафедра по названию предмета именовалась «Кафедра начал общенародного правоведения» до 1857 г., когда преподаваемая дисциплина была переименована в «международное право», а вместе с ней и кафедра получила современное её название - «Кафедра международного права». В литературе ХIХ – начала ХХ вв. можно встретить и иные обозначения международного права: «внешнегосударственное право (Н.А. Безобразов, Г. Гегель, Ф. Гольцендорф), «междугосударственное право» (В.А. Незабитовский, Н.М. Коркунов, Г. Еллинек, Ф. Лист, Н.К. Ренненкампф), «межсуверенное право» (М.А. Таубе), «право государств» (И. Кант). Например, еще в XIX веке известный немецкий ученый Г. Еллинек писал: «Немецкое Volkerrecht и изобретенный Бентамом термин «интернациональное (международное) право» означает право, нормирующее отношения между государствами. Последний термин особенно неточен и может вводить в заблуждение. Вернее было бы вместо jus inter gentes или nations говорить о межгосударственном праве». Однако в юридической литературе прочно укоренился термин «международное право», который имеет соответствующие эквиваленты в большинстве языков мира и активно используется в повседневной правовой, дипломатической и информационной практике.

 

1.2 Проблема определения понятия «Международное право»

 

Несмотря на многовековое существование международного права, вопрос о его понятии всегда был  и сегодня остается дискуссионным. В мировой литературе определения  данного понятия многочисленны  и разнообразны – от лаконичных и емких до развернутых и многословных. Представители разных научных школ, государств, регионов, континентов  давали и дают понятию «международное право» самые разнообразные определения, включая в него те или иные признаки, кажущиеся им самыми характерными. Профессор С.С. Алексеев еще в 1975 г. отмечал, что под углом зрения системно-структурных характеристик  «международное публичное право - такое  социальное образование, которое занимает равное положение с любой национальной системой». Однако специфика международного права, по его мнению, такова, что  многие конструкции, применимые к национальным системам права, обладают в нем специфическими характеристиками и требуют особого  подхода. Так, подчеркивая одну из характерных  черт международного права, профессор  Л.С. Явич в 1976 г. заметил, что «международно-правовая система не опосредует вертикальных отношений власти-подчинения, и в  этом одна из особенностей международного права». В приводимых определениях авторы включают в содержание понятия  «международное право» разные признаки. Однако в них легко обнаруживается элементарная основа, раскрывающих саму суть исследуемого явления. Международное  право – это система. Система  состоит из юридических норм. Нормы  регулируют межгосударственную сферу  общественных отношений. Все вышеприведенные (как и любые другие) определения  состоят из набора самых разных элементов, которые рассматриваются каждым автором этих определений в качестве наиболее характерных признаков исследуемого понятия. Тем не менее, во всех из них можно обнаружить и несколько основополагающих признаков. На основе всего вышеизложенного можно предложить следующее развернутое определение исследуемого понятия:

Международное право –  это самостоятельная система  права, сформированная и поддерживаемая государствами и другими участниками  межгосударственных отношений как  субъектами международного права с  целью регулирования их взаимоотношений  и обеспечения международного правопорядка, состоящая из сложного комплекса  юридически-обязательных норм, создаваемых  самими субъектами и выражающих их согласованные позиции, гарантирующих  сотрудничество юридически равноправных участников, соблюдаемых ими добровольно  и обеспечиваемых, в случае их нарушения, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

 

  1. Классификация и иерархия норм международного права

 

2.1 Правотворчество в международном праве

 

Классификация норм международного права может быть проведена по следующим признакам:

1. По действию в отношении  круга участников международно-правовых  отношений: универсальные и партикулярные  нормы. 

- Универсальные нормы  регулируют отношения всех субъектов  международного права и составляют  общее международное право. 

- Партикулярные нормы  (для ограниченного числа участников) именуются еще локальными или  региональными, хотя они могут  регулировать отношения двух  или нескольких субъектов, расположенных  в различных регионах мира.

2. По методу правового  регулирования:

императивные и диспозитивные  нормы.

- Императивные нормы являются  нормами высшего юридического  порядка, они устанавливают юридически  обязательные правила, определяют  четкие пределы конкретного поведения  субъектов. Сами субъекты не  могут по своему усмотрению  изменять объем и содержание  прав и обязанностей, предусмотренных  императивными нормами.

- Диспозитивные нормы  устанавливают более широкие  рамки возможного поведения субъектов,  внутри которых они могут сами  определять характер и порядок  своего поведения, принимать на  себя конкретные права и обязательства  в зависимости от обстоятельств.  Например, Международная конвенция  по морскому праву 1982 г. закрепила  ширину территориальных вод прибрежного  государства до 12 морских миль. В  пределах установленного максимума  государства сами определяют  ширину своих вод – 3, 6, 9 или  все 12 миль. Формирование в середине  ХX века единого мирового сообщества, преодоление регионализма в мировом  развитии, появление значительного числа новых независимых государств, расширение и углубление международных связей потребовали еще большего усиления юридической обязательности целого ряда императивных норм общего характера, которые составили бы основу единого международного правопорядка. Среди императивных норм стали выделять нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Нормы jus cogens отличаются от других императивных норм тем, что любое отклонение субъектов от норм jus cogens делает действия субъектов-нарушителей ничтожными. Нормы jus cogens имеют универсальную сферу действия, пронизывают всю систему международного права, распространяются на всех без исключения участников современных международных отношений. Международное сообщество не выработало какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы jus cogens. Общепризнано, что нормами jus cogens являются нормы общего международного права, прежде всего, его основные принципы. Таковыми являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Появление в международном праве норм разного правового характера потребовало определиться с иерархией этих норм. Сегодня общепризнано, что наивысшей юридической силой обладают нормы jus cogens. Поскольку эти нормы содержит Устав ООН, то сам Устав сегодня является основным международно-правовым актом мирового сообщества. В условиях отсутствия какого-либо универсального международного акта конституционного характера государства мира добровольно согласились наделить Устав Организации Объединенных Наций таким свойством и фактически признали за ним наивысшую в мире юридическую силу. Устав возглавляет всю систему международных договоров, принципов и норм современного мира. Закрепленные в Уставе основные принципы являются своего рода конституционными принципами мирового сообщества и являются критерием законности всех остальных норм и принципов, а также действий субъектов международного права. В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору. Кроме того, нужно отметить, что универсальные нормы обладают определенным превосходством над партикулярными, а общерегиональные – над двусторонними при регулировании одинаковых вопросов. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности виновного субъекта.

Информация о работе Правовые расходы государственных доходов и расходов, государственное финансирование