Принципы бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………………....3
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации………...….4-5
Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………….6-12
Заключение……………………………………………………………………………….…13
Список использованной литературы……………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 28.99 Кб (Скачать файл)

- недопустимость изъятия дополнительных  доходов, экономии по расходам  бюджетов, полученных в результате  эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований Статья 31.1 «Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» БК РФ означает определение бюджетных  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и  органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Статья 32 «Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов» БК РФ означает, что все  доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета  Статья 33 «Принцип сбалансированности бюджета» БК РФ означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах.

При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств  Статья 34 «Принцип результативности и  эффективности использования бюджетных  средств» БК РФ означает, что при  составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в  рамках установленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов Статья 35 «Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов»  БК РФ означает, что расходы бюджета  не могут быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками  финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

- средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований,  средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых  в соответствии с международными  договорами (соглашениями) с участием  Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых  за пределами территории Российской  Федерации;

- отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная  с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) Статья 36 «Принцип прозрачности (открытости)»  БК РФ означает:

- обязательное опубликование в  средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по  решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных  образований;

- обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные  органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской  Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного  финансового года (очередного финансового  года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает Статья 37 «Принцип достоверности  бюджета» БК РФ надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств Статья 38 «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств» БК РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов Статья 38.1 «Принцип подведомственности расходов бюджетов» БК РФ означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных  средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных  средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Принцип единства кассы Статья 38.2 «Принцип единства кассы» БК РФ означает зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением  операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список используемой литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010)

2. А.Н. Борисов. Комментарий к  Бюджетному кодексу Российской  Федерации. М.: ЮстицИнформ, - 2008, 389 стр.

3. В. Христенко Реформы межбюджетных  отношений Вопросы экономики  /Институт экономики РАН. -2010 г. -№8, стр. 4

4. П.И. Кононова. Бюджетное право:  учебное пособие для студентов  вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Экономика" - М.: Юнити-Дана, 2008 - 272 стр.

5. С. Хурсевич О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений Вопросы экономики /Институт экономики РАН. -2010 г. - №10, стр. 127

6. Справочная правовая система  «Консультант-плюс»

7. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.

8. Финансы /под ред. В.М.Родионовой/ М., Финансы и статистика, - 2010 г. 432с

9. Финансы: Учебное пособие для  вузов/ под ред.Б.М. Сабатни, О.В. Врублевской м.: Перспектива; Юрайт, 2009, 292 стр.

10. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити, - 2010 г. - 528 стр.

Интернет источники:

www.budgetrf.ru - сайт, посвященный бюджету  РФ

www.minfin.ru - сайт министерства финансов  РФ

www.expert.ru - электронная версия журнала  «Эксперт»

 


Информация о работе Принципы бюджетной системы РФ