Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:56, контрольная работа
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сбалансированность бюджета……………………………………………5
2. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета…….10
Заключение…………………………………………………………………...12
Список использованных источников…………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «Государственное управление и финансы»
(полное название кафедры)
«Сбалансированность бюджета. Использование нефтегазовых доходов
федерального бюджета.»
Контрольная работа № 1
по дисциплине
Финансовое право
(полное название учебной дисциплины)
Вариант № 5
Автор работы: _______________
Группа: ФК-204 № зачетной книжки 08-2.233
Дата регистрации: «____» _________2011 г. _____________ ________________
Допуск к защите: «____» _________2011 г. _____________ _______________
Дата защиты: «____» _________2011 г. Оценка: ____________________
Преподаватель: ______________ __________________ _______________
(подпись) (учен. степ, учен. звание) (И.О. Фамилия)
Брянск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сбалансированность бюджета……………………………………………5
2. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета…….10
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Государственный бюджет занимает важное место в составе финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП.
В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.
Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые доходы.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
1. Сбалансированность бюджета
Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности служит сбалансированность бюджетов, означающая равенство или баланс поступлений и расходов. Различают плановую, оперативную и фактическую сбалансированность.
Плановое сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения. Оперативная сбалансированность характерна для исполнения бюджета, фактическая — отражает итог исполнения бюджета.
Необходимость сбалансирования бюджета возникает в случае образования профицита или дефицита.
Наиболее сложную проблему для государственных органов составляет сбалансирование при дефиците. Ее решают посредством антидефицитного механизма, представляющего комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие:
установление предельных размеров дефицита;
порядок покрытия дефицита;
определение защищенных статей;
введение механизма секвестра (режим сокращения расходов).
Первые три инструмента используются при плановом сбалансировании.
Законодательные органы в установленном порядке утверждают пределы дефицита бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к сходам. При этом текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных образований не могут превышать объемы их доходов.
Размер дефицита федерального бюджета не должен быть больше суммы бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга России. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15% дохода бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Дефицит местного бюджета соответственно — 10% объема доходов без учета помощи из вышестоящих бюджетов.
Затем определяются источники и способы покрытия утвержденного дефицита в абсолютных цифрах (выискиваются и утверждаются размеры тех или иных заимствующих поступлений: займы, эмиссии). Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета бывают внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
ссуды и кредиты от бюджетов других уровней и ВБФ бюджетной системы РФ;
поступления от продажи государственного имущества;
превышение доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах федерального бюджета;
Внешними источниками являются:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
изменение остатков средств на счетах бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета служат:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты от кредитных организации;
ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней, бюджетной системы РФ;
поступления от продажи муниципального имущества;
изменение остатков средств на счетах местного бюджета.
На случай отклонения исполнения бюджета от планового при превышении размеров дефицита или значительного снижения поступлений законодательными органами утверждается перечень (состав) защищенных статей, не подлежащих изменению в любых условиях, и применяется механизм секвестра расходов. Секвестр представляет собой особый режим сокращения расходов в виде пропорционального снижения расходов (на 5, 10% и т.д.) ежемесячно по всем, кроме защищенных, статьям бюджета до конца текущего финансового года.
Любое изменение основных характеристик бюджета подлежит утверждению законодательными органами. До 1989 г. бюджеты СССР имели официальное положительное сальдо. В 1992—1999 гг. практиковался плановый дефицит. Дефицит был и раньше, но носил скрытый характер и погашался средствами «черного» бюджета, займами, эмиссией. В переходном этапе он достигал весьма значительных размеров и составлял, несмотря на официальное «научное обоснование», одну из основных «головных болезней» правительства первой половины 1990-х годов.
В последние годы определенным «лекарством» дефицитной «болезни» явились новые «правила игры», по которым органам исполнительной власти предоставлено право при невыполнении (5, 10%) доходной части бюджета самостоятельно уменьшать бюджетные назначения. Однако наиболее действенный прием борьбы с дефицитом — это одновременное специальное занижение расходной и доходной частей бюджета при установлении формального профицита. При этом сверхплановые поступления, образующие специфический внебюджетный фонд или «финансовый резерв», направляются на финансирование внеплановых расходов. Данная схема впервые де-факто была использована в Федеральном бюджете 2000 г., завершенного вместо планового дефицита профицитом в 1,5% ВВП. Соответственно, Федеральный бюджет 2001 г. вместо планового баланса исполнен с профицитом в 265 млрд руб. (22% к расходам бюджета или 2,9% ВВП) с образованием финансового резерва в 81 млрд руб. Система применена в законах о федеральном бюджете на все последующие годы, принятых соответственно с профицитом.
При выявлении профицита до утверждения бюджета производится его сокращение путем дополнительного погашения долговых обязательств или увеличения ассигнований по наиболее важным направлениям бюджета. В качестве альтернативного варианта сбалансирования возможно уменьшение налоговых платежей. Таким образом, к исполнению должен приниматься сбалансированный бюджет.
Данная схема носит преимущественно теоретический характер. В реальной действительности расходы, как правило, больше доходов. Фактически реализуется негласный принцип, что государство является должником в конечной инстанции. На практике, особенно в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры и стихийного движения отечественных и мировых цен на важнейшие экспортные и импортные товары, трудно запланировать точные параметры основных налоговых поступлений. Поэтому органы государственной власти страхуются от недоборов отдельных налогов, направляя возможную их часть в специальный финансовый фонд или занижая общий уровень доходной части бюджетов. Впервые официально данный механизм апробирован в Федеральном Законе РФ «О федеральном бюджете на 2002 год», а затем использован повсеместно в большинстве бюджетах.
Положение значительно усложняется при неплановом профиците, когда возникает проблема официального оформления дополнительных доходов и расходов.
С 2003 г. проблема профицита в Российской Федерации решается через механизм специального финансового резерва или стабилизационного фонда.
В стабилизационный фонд зачисляются:
дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения фактической цены на нефть над базовой ценой;
остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года.
Средства финансового резерва используются для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены нефти ниже базовой, а также на иные цели в случае, если объем фонда превышает 500 млрд. руб. В отношении определения иных целей расходования стабилизационного фонда в последнее время идут дискуссии. В федеральном бюджете на 2005 г. избыток фонда сверх суммы 500 млрд. руб. предусматривается использовать на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и погашение государственного внешнего долга.
Описанный механизм решения дефицитно-профицитной проблемы федерального бюджета широко используется при сбалансировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
2. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета.
В современных условиях налоги и таможенные пошлины, уплачиваемые субъектами хозяйствования в связи с производством и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, выделяются в отдельную группу — «нефтегазовые доходы».