Семейные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе будут рассмотрены вопросы Семейного права, а именно юридические факты, вызывающие возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений, принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, полномочия субъектов Федерации по регулированию семейных отношений, вопросы семейного законодательства в соответствии с Семейным кодексом относятся к компетенции правительства РФ.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений? 3
2. В чем заключается принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов Федерации? 5
3. Каковы полномочия субъектов Федерации по регулированию семейных отношений? 6
4. Какие вопросы семейного законодательства в соответствии с Семейным кодексом относятся к компетенции правительства РФ 8
5. Задание 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Фин право 4 вариант.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

    В данной контрольной работе будут  рассмотрены вопросы Семейного  права, а именно юридические факты, вызывающие возникновение, изменение  или прекращение семейных правоотношений, принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, полномочия субъектов Федерации по регулированию семейных отношений, вопросы семейного законодательства в соответствии с Семейным кодексом относятся к компетенции правительства РФ.

    Актуальность  данной темы заключается в том, что семейные правоотношения является одной  из центральных тем  в семейном законодательстве, и подлежит изменениям и доработкам.

    Так же актуален вопрос ведения субъектов  РФ в семейном законодательстве тем,  что на уровне субъектов РФ осуществляется более оперативное управление и решение актуальных вопросов.

    Цель  данной работы  -  изучить и  проанализировать перечисленные вопросы, закрепить полученные знания путем  решения практического задания.

    Объект  изучения   -   именно юридические факты, вызывающие возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений, принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, полномочия субъектов Федерации по регулированию семейных отношений, вопросы семейного законодательства в соответствии с Семейным кодексом относятся к компетенции правительства РФ.

    Предмет изучения  -  семейное законодательство РФ (законы и подзаконные акты) .

      

      
  1. Какие юридические факты  вызывают возникновение, изменение или  прекращение семейных правоотношений?
 

    Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает  с  различными обстоятельствами (юридическими фактами), которые в семейном праве  являются, как правило, формой отражения  определенной личной связи между людьми: брак, родство, усыновление и т.п.

    Одни  юридические факты представляют собой определенные действия субъектов  семейного права, другие – события (т.е. явления, не зависящие от воли человека).

    Действия  можно разделить на правомерные  и неправомерные.

    К правомерным действиям относятся  вступление в брак, установление отцовства, усыновление и др. Закон, как правило, определяет не только характер действия, которое надо совершить для возникновения  соответствующего семейного правоотношения (либо его изменения или прекращения), но и в каком органе оно должно быть совершено (органе загса, суде, органе местного самоуправления).

    К неправомерным действиям, которые, как правило, влекут прекращение  семейного правоотношения, относятся  такие, как заключение брака при наличии препятствий к его заключению, осуществление родительских прав в противоречии с интересами ребенка и т.п.

    Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает  также с определенными событиями  в жизни супругов и других членов семьи. Например, рождение ребенка приводит к возникновению правоотношений между родителями и детьми, а смерть супруга влечет прекращение брака и семейных правоотношений между супругами.

    Большую роль в развитии семейных правоотношений играют события длящегося характера, так называемые состояния. К ним относятся: родство, нетрудоспособность, нуждаемость и др.

    Родство – это кровная связь лиц, происходящих один от другого или от общего предка. Кровное родство различается по линиям и степеням.

    Ряд родственников, происходящих один от другого, образуют прямую линию родства. Эта линия может быть восходящей, если счет ведется от потомка к предку (например, внук, сын, отец), и нисходящей, если счет ведется от предка к потомкам (например, отец, сын, внук).

    Родственники, происходящие от общего предка, составляют боковую линию родства. Боковое родство может быть полнородным, если родственники происходят от общих предков (например, общие мать и отец), или неполнородным, если родственники имеют одного общего предка (например, общая мать, а отцы – разные). Родственники по прямой линии ближе родственников по боковой линии.

    По  линии кровного родства счет ведется  по степеням, которые определяют близость родства. Степени родства считаются  по числу рождений. Например, отец и сын состоят в первой степени родства по прямой линии, брат и сестра – во второй степени родства по боковой линии, дядя и племянница – в третьей степени родства по боковой линии, дети родных братьев и сестер (двоюродные братья и сестры) – в четвертой степени родства по боковой линии.

    В семейном праве юридическим фактом является родство по прямой линии  и боковое родство до второй степени  родства. Кровное родство (удостоверенное в установленном порядке) является основанием для возникновения правоотношений между родителями и детьми. Между другими близкими родственниками возникают только алиментные обязательства (например, обязанность по содержанию ребенка может быть возложена на дедушку, бабушку, его родного (полнокровного и неполнокровного) брата или сестру при условии, что алименты невозможно получить от родителей ребенка).

    Отношения одного супруга и его родственников  с родственниками другого супруга (свойство) не порождают взаимных прав и обязанностей. Исключение составляет свойство между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) – родными детьми каждого из супругов. Оно наряду с другими юридическими фактами порождает алиментное обязательство совершеннолетних трудоспособных пасынков (падчериц) в отношении нетрудоспособных и нуждающихся отчима (мачехи) (ст. 97 СК РФ).

    Нетрудоспособными признаются лица, признанные инвалидами I, II и III группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (по общему правилу женщины 55 лет, мужчины – 60 лет).

    Под нуждаемостью понимается отсутствие всяких или достаточных средств существования. Нуждаемость, как правило, устанавливает суд, например, при взыскании алиментов на нетрудоспособных и нуждающихся родителей, супругов и т.д.

    Некоторые семейные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии  совокупности юридических фактов (юридических составов). Так, правоотношения супругов возникают при наличии взаимного согласия женщины и мужчины на вступление в брак, достижении ими брачного возраста и государственной регистрации брака в органах загса.1 

      
  1. В чем заключается принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении РФ и субъектов Федерации?
 

    Согласно  ст. 72 (п. "к") Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ).

    В законодательстве субъектов РФ подтвержден  установленный Конституцией РФ и п. 1 настоящей статьи принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией (например: п. "к" ст. 10 Устава Ярославской области от 23 мая 1995 г.; п. "к" ст. 5 Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30 мая 1995 г.; п. "з" ст. 20 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа от 30 мая 1995 г.//Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ. Вып. 2. М., 1996. С. 200, 269, 295). В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства (например: п. 2 ст. 20 Устава Нижегородской области от 18 апреля 1995 г.//Там же. С. 67).2 

      
  1. Каковы  полномочия субъектов  Федерации по регулированию  семейных отношений?
 

Семейное  законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ в соответствии с п. ст. 3 СК РФ могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление порядка и размера выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка (п. 5 ст. 150 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области  семейных отношений могут приниматься  по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется  с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот (п. 13 Основных направлений государственной семейной политики). Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия"//БВС РФ. 1996. N 1).3

Основными направлениями государственной  семейной политики (п. 4) установлено, что субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, юридические и физические лица. Порядок и условия участия указанных органов в реализации государственной семейной политики, включая участие в разработке и принятии соответствующих нормативных правовых актов, требуют своего нормативного закрепления в ближайшей перспективе. 

      
  1. Какие вопросы семейного  законодательства в  соответствии с Семейным кодексом относятся к компетенции правительства РФ
 

В соответствии с СК к компетенции Правительства  РФ, в частности, относится: определение  видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание  алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 126.1); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержания ребенка в приемной семье (ст. 155); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165). С учетом определенных СК вопросов, отнесенных к ведению Правительства РФ, по большинству из них уже приняты соответствующие постановления Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"//СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"//СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721; 2005. N 7. Ст. 560; постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей"//СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 8. Ст. 663; постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"//СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1501; 2005. N 11. Ст. 950; постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"//СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590; 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950).

Информация о работе Семейные правоотношения