Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Содержание

Введение
1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ.
1.1 Понятие финансов.
1.2 Финансовая система РФ, ее состав.
1.3 Единство финансовой системы РФ.
2. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.
2.1 Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы.
2.2 Содержание финансовой деятельности государства.
2.3 Принципы.
2.4 Методы финансовой деятельности государства.
3. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.
4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.
5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.
5.1 Особенность финансовой деятельности.
5.2. Центральный банк РФ (Банк России).
6. Правовые формы финансовой деятельности.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовая деятельность государства.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

 

 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ              
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

Реферат 

 

по дисциплине «Финансовое право»

на тему: «Финансовая деятельность государства»  

  

 

 

  

 

 

  

Студент: Шевелева Е.Д. 

 

Специальность: Финансы и кредит 

 

Группа: ЗНФ-401

Преподаватель: Тюрин И.В.   

 

 

  

 

МОСКВА 2012

 

 

Содержание 

 

Введение

1.  Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ.

      1.1 Понятие финансов.

      1.2 Финансовая система РФ, ее состав.

      1.3 Единство финансовой системы РФ.

 2. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.

      2.1 Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы.

      2.2 Содержание финансовой деятельности государства.

      2.3 Принципы.

      2.4 Методы финансовой деятельности государства.

3. Финансовая деятельность  в условиях рыночной экономики.

4. Конституционные основы  финансовой деятельности Российской  Федерации.

5. Система и правовое  положение органов власти, осуществляющих  финансовую деятельность государства.

      5.1 Особенность финансовой деятельности.

      5.2. Центральный банк РФ (Банк России).

6. Правовые формы финансовой  деятельности.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Источниками финансового  права являются законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Основой всех источников финансового  права являются Конституция РФ, конституционные  акты субъектов Федерации. Все эти  акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового  законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах  большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

Бюджетный и Налоговый  кодексы – основополагающие нормативные  акты в области финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Нормы финансового права  содержатся и в подзаконных актах  органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления  Правительства РФ. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.

К источникам финансового  права относятся и международные  договоры, содержащие нормы, которые  регулируют финансовые отношения между  РФ и другими государствами. В  соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах  организации и функционирования российского государства, так и  специально относящихся к его  финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

 

 

 

1. Финансы и  финансовая система. Единство  финансовой системы РФ.

1.1 Понятие финансов.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.  Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической  и правовой литературе понятие “финансы”  рассматривается в двух аспекта:

- как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

- как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д. Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

1.2 Финансовая  система РФ, ее состав.

В структуру финансов как  целостной категории с присущими  ей общими свойствами входят несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов). Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

 

 

Финансовую систему  РФ составляют следующие институты:

- бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ, а также  местного самоуправления. Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В  соответствии с вышеназванным федеральным  законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, и  другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в  соответствии с Конституцией РФ, Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими  федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов  местного самоуправления. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

 

 

1.3 Единство финансовой  системы РФ.

Самостоятельность субъектов  Федерации не должна выходить за рамки  основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно  общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

2. Финансовая деятельность  государства, функции, принципы  и методы ее осуществления.

2.1 Реализация  стоящих перед государством задач  связана с необходимостью использования  финансовой системы.

В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному  образованию, распределению и использованию  государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

2.2 Содержание  финансовой деятельности государства.

Оно выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере  образования, распределения и использования  государственных денежных фондов (бюджетных  и кредитных ресурсов; страховых  денежных фондов; финансовых средств  отраслей народного хозяйства и  государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

 

 

 

2.3 Принципы.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации  и функционирования Российского  государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов  можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

2.4 Методы финансовой  деятельности государства.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система  финансовая деятельность проявляется  в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции  и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято  делить на две группы: методы собирания  денежных средств и методы их распределения  и использования. Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания  денежных средств является метод  обязательных платежей (взносов) в государственные  внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными”  налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов-- покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования -- как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Информация о работе Финансовая деятельность государства