Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:03, реферат
Финансовое право Республики Беларусь - наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования - выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Введение.
Финансовое право Республики Беларусь
- наука и отрасль в современных
условиях становления рыночной экономики,
замены прежнего механизма управления
экономическими процессами новыми методами
хозяйствования - выдвигается в число
ведущих отраслей отечественного права,
играя все более значительную
роль в реализации экономической, социальной,
национальной политики государства.
Финансовые отношения выступают неотъемлемой
частью рыночных отношений и одновременно
являются важным инструментом в механизме
их регулирования государством. Их развитие
сопровождается расширением сферы финансовой
деятельности государства: формируются
новые специализированные государственные
органы и государственно-кредитные учреждения
с отдельными властными полномочиями
(Министерство по налогам и сборам, Фонд
социального страхования и др.), обновляются
методы финансовой деятельности, появляются
новые виды финансовых отношений; растет
массив финансового законодательства
и потребность в специалистах с высоким
уровнем компетентности в этой сфере.
Этим определяется значение изучения
дисциплины финансового права.
В настоящей контрольной работе автор
считает основной целью анализ структуры
финансовых правоотношений, круга субъектов
данных правоотношений, сущности и содержания
финансово-правовых норм.
При написании контрольной работы для
достижения поставленной цели автор производит
анализ учебных пособий по финансовому
и гражданскому праву, а также научных
трудов некоторых авторов, нормативно-правовую
базу, на основании чего было определено
понятие и содержание финансово-правовых
норм, их структура, проведена классификация
таких норм по различным основаниям. Кроме
того, для достижения цели контрольной
работы был определен круг субъектов финансового
права, их отличие от субъектов финансовых
правоотношений, а также содержание и
особенности таких отношений.
1.
Понятие и виды финансово-правовых
норм.
Финансово-правовая норма - это установленное
и охраняемое государством правило
поведения участников финансовых отношений,
заключающееся в наделении их
определенными законом
Если быть точнее, то финансово-правовая
норма — это установленное государством
и обеспеченное мерами государственного
принуждения правило поведения в отношениях,
возникающих в процессе образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований.[1]
Финансово-правовые нормы содержат как
признаки, общие для любых правовых норм,
так и, специфические, характерные только
для норм финансового права. К общим признакам
финансово-правовой нормы относятся следующие:
- норму устанавливает государство, а поэтому
ее исполнение обеспечивается принудительной
силой государства;
- норма есть правило поведения общего
характера, обращенное ко всем участникам
регулируемых ею общественных отношений;
- норма возлагает на участников отношений
юридические обязанности и предоставляет
им субъективные права;
- норма всегда выражена в каком-либо правовом
нормативном акте — законе, указе, постановлении,
приказе, инструкции, принятом компетентным
государственным органом или органом
местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой
нормы обусловлены в конечном итоге особенностями
предмета и метода финансово-правового
регулирования.[2]
Прежде всего, финансово-правовые нормы
отличаются от всех иных норм национального
права по своему непосредственно целевому
назначению, которое определяется предметом
финансово-правового регулирования, т.е.
отношениями, возникающими в процессе
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований.
Финансово-правовые нормы - это исходные
элементы, из которых состоит финансовое
право как отрасль права. Им свойственны
все общие черты правовой нормы, но присущи
и особенности, характерные именно для
данной отрасли:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установления в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных
правил;
г) способов защиты прав участников финансовых
отношений.[3]
Содержание финансово-правовых норм составляют
правила поведения в общественных отношениях,
возникающих в процессе финансовой деятельности
государства и выражающихся в предоставлении
участникам данных отношений таких юридических
прав и возложении на них юридических
обязанностей, осуществление которых
обеспечивает планомерное образование
и использование централизованных и децентрализованных
денежных фондов (доходов) государства
и органов местного самоуправления соответственно
их задачам в каждый конкретный период
времени, вытекающим из политики по социально-экономическому
развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило
их в основном императивный (повелительный)
характер.
По способу воздействия на участников
финансовых отношений финансово-правовые
нормы классифицируются на следующие
виды:
а) обязывающие;
б) уполномочивающие;
в) запрещающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы
устанавливают, что участники финансовых
отношений должны совершать определенные
действия. Так, Правительство обязано
ежегодно доводить до всех участников
бюджетного процесса особенности составления
доходной и расходной частей бюджета.
Парламент обязан рассмотреть и утвердить
представленный Правительством проект
республиканского бюджета. Юридические
и физические лица обязаны приобретать
иностранную валюту только в учреждениях
банков. Предприятия-экспортеры должны
в установленный законом срок перевести
валютную выручку с транзитных счетов
в иностранных банках на валютные счета
в уполномоченных банках Республики Беларусь.
Здесь находит отражение одна из сторон
основного метода, используемого в финансовом
праве.
Уполномочивающие финансово-правовые
нормы устанавливают компетенцию участников
финансовых отношений. Уровень компетенции
различных государственных органов в
финансовой деятельности различен. Законодательство
определяет верхний и нижний пределы компетенции,
в рамках которых они могут принимать
самостоятельные решения в области финансов.
Это может быть, например, ограничение
суммы, выдаваемой одному получателю бюджетной
ссуды. Коммерческие банки, получившие
лицензию на совершение валютных операций,
уполномочиваются осуществлять контроль
за валютными операциями своих клиентов,
т.е. становятся агентами валютного контроля.
Соотношение обязывающих и уполномочивающих
финансово-правовых норм в общей совокупности
норм финансового права зависит от общего
подхода государства к управлению экономикой.
При командно-административной системе
преимущественными были обязывающие нормы.
Развитие рыночных отношений должно сопровождаться
более широкой сферой применения уполномочивающих
финансово-правовых норм.
И, наконец, запрещающие финансово-правовые
нормы содержат запрет на совершение определенных
действий. Запрещающие нормы в основном
распространяются на предприятия и определенных
лицах в связи с их участием в налоговых,
валютных, денежных отношениях, но они
могут использоваться при регулировании
отношений между отдельными органами
государственной власти. Так, запрещается
вмешательство вышестоящих органов и
организаций в бюджетный процесс на местах.
Предприятиям запрещается иметь в своих
кассах наличные деньги сверх установленных
лимитов. Предприятиям торговли и частным
предпринимателям запрещается осуществлять
розничную торговлю без применения кассовых
аппаратов. Запрещающие нормы, как правило,
устанавливают и меры ответственности
за их нарушения. Банкам запрещается, в
частности, задерживать исполнение поручений
на перечисление налогов в бюджет. На руководителя
кредитного учреждения, нарушившего этот
запрет, постановлением налогового органа
может быть наложен штраф в установленном
размере.
По содержанию финансово-правовые нормы
подразделяются на следующие виды:
а) материальные;
б) процессуальные. [4]
Материальные нормы закрепляют виды доходов,
зачисляемых в бюджеты разных уровней,
направления расходов по республиканскому
и местным бюджетам. Сюда же относятся
и налоги, которые предприятия и население
должны уплачивать в бюджет или внебюджетные
фонды. К материальным относятся и нормы,
устанавливающие права Республики Беларусь,
органов местного самоуправления по их
участию в финансовой деятельности государства.
Процессуальные финансово-правовые нормы
устанавливают порядок, процедуру осуществления
определенного направления финансовой
деятельности органов государственной
власти и государственного управления.
Недостаточная разработанность финансового
права как науки и отрасли права пока не
позволяет четко разграничить материальные
и процессуальные нормы. В то же время
процессуальные нормы, хотя и производны
от материальных норм, играют важную роль
в финансовой деятельности. Пока в отличие
от других отраслей права финансовое право
интегрирует в общей совокупности материальные
и процессуальные нормы. В этом отношении
выделяются такие финансово-правовые
институты, как бюджетное право и налоговое
право, в которых нормы, устанавливающие
права и обязанности, четко отграничены
от норм, регулирующих бюджетный процесс,
порядок осуществления процессуальных
действий по взиманию налогов.
Структура финансово-правовых норм состоит
из трех основных элементов: гипотезы,
диспозиции и санкции, каждый из которых
отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия
финансово-правовой нормы.
Диспозиция устанавливает содержание
самого правила поведения, т.е. предписывает
совершение определенных действий по
образованию, распределению или использованию
государственных финансовых ресурсов,
выражает содержание прав и обязанностей
участников финансовых отношений.
Санкции определяют меры ответственности,
применяемые к нарушителям финансово-правовых
норм. Финансово-правовые санкции соединяют
в себе правовосстановительные и штрафные
(карательные) элементы.[5]
2.
Финансовые правоотношения
Финансовые правоотношения - это
урегулированные нормами
Финансовые правоотношения отличаются
тем, что они:[6]
а) возникают в процессе финансовой деятельности
государства;
б) одним из субъектов в этих правоотношениях
всегда является управомоченный орган
государства (финансовый орган, кредитное
учреждение) или высший или местный орган
государственной власти;
в) всегда возникают по поводу денег, денежного
платежа в доход государства, государственного
расхода и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило,
отчетливо выступают два правовых элемента:
государственно-властный и имущественный.
Правовая урегулированность этих отношений
необходима для достижения целей, поставленных
государством и органами местного самоуправления
в области финансовой деятельности. Урегулированные
нормами финансового права, они становятся
финансово-правовыми отношениями: возникают
на основе норм финансового права, их участники
находятся во взаимной связи через субъективные
юридические права и обязанности, такие
связи (отношения) охраняются принудительной
силой государства.
Следует иметь в виду, что в процессе финансовой
деятельности государства возникают также
отношения, не нуждающиеся в правовой
регламентации (при осуществлении организационной,
подготовительной, информационной, аналитической,
массово-разъяснительной и иной деятельности
государственных органов и органов местного
самоуправления). Однако именно финансово-правовые
отношения выражают основное содержание
этой деятельности, придают ей целенаправленность
и четкую организованность.[7]
Лучшему представлению о финансовых правоотношениях,
пониманию их содержания и особенностей
помогает их классификация по разным основаниям:
по кругу участников, по способам государственной
защиты, по длительности и др.
Наиболее полно раскрывает содержание
финансовых правоотношений их классификация
на виды в зависимости от структуры финансовой
системы Республики Беларусь. При такой
классификации выделяются финансовые
правоотношения, возникающие в связи с
функционированием соответствующего
звена финансовой системы: бюджетные;
налоговые; по поводу функционирования
финансов государственных и коммунальных
предприятий, организации страхового
дела и т.д.
Такие виды финансовых правоотношений
соответствуют систематизации норм финансового
права по этому же признаку.
В связи с существованием материальных
и процессуальных норм финансового права,
выделяемых в зависимости от объекта правового
регулирования, финансовые правоотношения
также могут быть материальными и
В материальных финансовых правоотношениях
реализуются права и обязанности субъектов
по получению, распределению и использованию
определенных финансовых ресурсов. Эти
финансовые ресурсы выражены в конкретном
размере или определенном виде доходов
и расходов. Основное содержание субъективных
материальных финансовых прав и обязанностей
заключается в возможности или необходимости
получения, уплаты, распределения, расходования,
перераспределения, изъятия и т.п. этих
конкретно определенных объемов финансовых
средств. В результате реализации данных
прав и обязанностей в конечном итоге
регулярно образуются и используются
государственные и муниципальные денежные
фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях
выражается юридическая форма, в которой
происходит получение государством или
органами местного самоуправления в свое
распоряжение финансовых ресурсов, их
распределение и использование. Поэтому
процессуальные субъективные права и
обязанности (полномочия) направлены на
использование определенной юридической
формы и порядка финансовой деятельности.
Например, на стадии составления проекта
бюджета к ним относится обязанность Правительства
Республики Беларусь представить в установленный
срок в Национальное собрание проект государственного
бюджета по определенному перечню показателей.
Процессуальные финансовые правоотношения
осуществляются путем использования установленных
форм и видов актов государственных органов
и органов местного самоуправления, соблюдения
определенной последовательности и сроков
тех или иных действий.
Между процессуальными и материальными
финансовыми правоотношениями существует
неразрывная связь. Процессуальные финансовые
правоотношения имеют значение именно
как форма реализации материальных прав
и обязанностей в области финансов. Правильно
избранная процессуальная форма способствует
наилучшему осуществлению материальных
прав и обязанностей в области финансов.[8]
Важнейшим элементом финансового правоотношения
являются его субъекты, т.е. лица, участвующие
в конкретном правоотношении и являющиеся
носителями финансовых обязанностей и
прав. Субъект финансового правоотношения
связан с субъектом финансового права,
который, реализовав свою правосубъектность,
становится субъектом финансового правоотношения.
Вопрос о субъектах финансового правоотношения
связан с вопросом об объекте финансового
правоотношения. В этом проявляется философская
взаимосвязь категорий «субъект» и «объект».[9]
Вопрос об объекте правоотношения в теории
права долгое время являлся одним из наиболее
дискуссионных. На различных этапах развития
теории права и отраслевых юридических
наук проблема объекта правоотношения
имела различные акценты. Сегодня в связи
с достаточно обширным исследованием
этого вопроса как в теории права, так
и в отраслевых юридических науках научные
взгляды на объект правоотношения более
или менее определились.
Как известно, одной из сторон финансового
правоотношения является всегда государство
или уполномоченный государственный орган,
финансово-правовые обязанности которых
нередко сливаются с правами, выражаясь
в едином полномочии (Н.И. Химичева)[10].
Более того, в ряде случаев, как показывает
анализ законодательства, право государственного
органа одновременно есть и его обязанность.
Таким образом, под объектом финансового
правоотношения следует понимать то, на
что направлено поведение участников
финансового правоотношения, детерминированное
их интересами в рамках принадлежащих
им субъективных прав и обязанностей.
Объекты финансовых правоотношений в
силу разнообразия этих правоотношений
также разнообразны. Чаще всего о них можно
судить исходя из анализа финансово-правовых
норм, ибо они регулируют поведение субъектов
относительно определенных объектов,
о которых идет речь в самой правовой норме.
Однако в ряде случаев объект правоотношения
непосредственно не зафиксирован в финансово-правовой
норме и может быть выделен лишь в абстракции,
т.е. логически. В последнем случае речь
идет о так называемых неотделимых от
материального содержания объектах правоотношения,
которые специально в законодательстве
не регламентируются (С.С. Алексеев)[11].
В связи с этим, все объекты финансовых
правоотношений могут быть подразделены
на две группы: отделимые и неотделимые
от материального содержания правоотношения.
Отделимые объекты — это такие, которые
с той или иной степенью конкретности
зафиксированы или вытекают из анализа
финансово-правовых норм и существуют
как явления (предметы) окружающего нас
мира.
Неотделимые объекты — те, которые не зафиксированы
в финансово-правовых нормах, а могут быть
выделены лишь в процессе научного абстрагирования
и представляют собой результат деятельности
субъектов финансового правоотношения,
неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектам финансовых правоотношений
относятся: а) налоги; б) сборы; в) бюджетные
ассигнования; г) субсидии; д) бюджетные
кредиты; е) бюджетные ссуды; ж) дотации;
з) субвенции; и) свободный остаток прибыли
государственных предприятий; к) штрафы,
недоимки, пени; л) проекты бюджетов Республики
Беларусь; м) бюджеты (законы и плановые
акты) и т д.
К неотделимым объектам финансовых правоотношений
относятся: государственный финансовый
контроль, деятельность по поводу установления
государственному предприятию порядка
распределения прибыли и т.д.
Все вышеперечисленные отделимые объекты
финансового правоотношения могут быть
подразделены на две группы:
а) финансовые ресурсы государства и административно-
б) законы (постановления), плановые акты
и их проекты.
В финансовые ресурсы государства как
объекты финансовых правоотношений включаются
все вышеперечисленные отделимые объекты
финансовых правоотношений за исключением
проектов бюджетов и самих бюджетов как
законов (постановлений) и плановых актов.
Последние включены во вторую группу.
Для возникновения, изменения или прекращения
финансовых правоотношений необходимо
наличие четко определенных условий -
юридических фактов. В финансовых правоотношениях
сами участники договариваться о юридических
фактах не вправе. К юридическим фактам
в финансовом праве относятся действия
(бездействие) или события.
Действия — это юридические факты, которые
являются результатом волеизъявления
лиц. Они могут быть правомерными, т.е.
отвечать требованиям закона, и неправомерными
— не соответствующими им. В финансовых
правоотношениях возможные действия их
участников определены заранее государственными
законодательными и нормативными актами.
События — это обстоятельства, не зависящие
от воли людей (смерть и рождение человека,
стихийное бедствие). Финансово-правовые
нормы учитывают влияние событий на возникновение,
изменение или прекращение финансовых
правоотношений.
финансовый правовой норма процессуальный
3.
Субъекты финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся
к его предмету общественные отношения,
определяет круг участников или субъектов
этих отношений, наделяет их юридическими
правами и обязанностями, которые
обеспечивают планомерное образование,
распределение и использование
государственных денежных фондов и
доходов. Носители этих прав и обязанностей
являются субъектами финансового права.
Следует различать понятие «
Субъект финансового права — это лицо,
обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально
способное быть участником Финансовых
правоотношений, поскольку оно наделено
необходимыми правами и обязанностями.
А субъект финансового правоотношения
— это реальный участник конкретных правоотношений[12].
Юридические права и обязанности в сфере
финансовой деятельности принадлежат
субъектам финансового права в силу действия
финансово-правовых норм, независимо от
участия в конкретных правоотношениях.
Но нельзя и противопоставлять данные
понятия. Ведь субъект финансового права,
вступая в конкретные правоотношения
при реализации своих прав и обязанностей,
приобретает новые свойства — он становится
субъектом (участником) финансового правоотношения.
Но при этом он сохраняет свои качества,
которыми обладал до вступления в них,
т. е. остается субъектом финансового права.
Таким образом, субъект финансового права
— понятие более широкое, чем субъект
(участник) финансового правоотношения.[13] В
данный момент носители финансовых прав
и обязанностей могут еще не вступить
в конкретные правоотношения. Кроме того,
какая-то часть прав и обязанностей может
остаться нереализованной. Однако ее объем
гораздо меньший, чем по другим отраслям
права, в силу особенностей финансовых
правоотношений, обусловленных возникновением
этих отношений в процессе финансовой
деятельности государства. Участие в них
государственных органов (или органов
местного самоуправления) с определенной
компетенцией в принципе предполагает
необходимость полного осуществления
входящих в нее прав и обязанностей в области
финансов. Но и в этой области в связи с
действием уполномочивающих финансово-правовых
норм и другими факторами субъекты могут
не проявить волю к реализации некоторых
своих прав.
Особенность круга субъектов финансового
права состоит в том, что в него входят
три основные группы, на которые подразделяются
субъекты национального права:
а) государство и его административно-
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты.
Каждая из них отличается своеобразием.
Возможно подразделение субъектов финансового
права и на две группы:
а) организации, куда входят две первые
из названных выше групп;
б) граждане (или физические лица) в качестве
индивидуальных субъектов.[14]
Такая классификация также целесообразна
и имеет значение при рассмотрении ряда
вопросов (например, об ответственности,
о способах защиты субъектов финансового
права). Однако подразделение на три группы
полнее раскрывает особенности круга
субъектов финансового права.
В первую группу субъектов финансово-правовых
отношений (государство и его административно-
- Республика Беларусь;
- административно-
Такой круг субъектов свойствен, в частности,
бюджетным правоотношениям. Законодательство
закрепляет право на государственный
или местный бюджет именно за этими субъектами,
а не за государственными органами, что
выражает принцип народовластия, закрепленный
в Конституции Республики Беларусь. Принадлежность
бюджета государству и его территориальному
подразделению является и необходимым
атрибутом, отражающим их организованность
в соответствующую единицу — государство,
административную единицу. В связи с правом
на самостоятельный бюджет они обладают
целым комплексом прав на получение определенных
бюджетных доходов и использование их
для социально-экономического развития
соответствующей территории.
Республика Беларусь, ее административно-
Широкий круг субъектов финансового права
представляют предприятия и иные коммерческие
организации различных организационно-правовых
форм и форм собственности – то есть коллективные
субъекты. В качестве основной цели своей
деятельности они преследуют извлечение
прибыли и действуют на праве хозяйственного
ведения. Такие организации вступают в
финансовые правоотношения в связи с внесением
в казну налогов и других обязательных
платежей, получением из нее ассигнований,
распределением прибыли и т.д. Для вступления
в такие правоотношения предприятия должны
обладать юридической самостоятельностью,
иметь свой финансовый план. Однако законодательством
предусматривается возможность филиалам,
другим обособленным подразделениям предприятий
исполнять обязанности последних, в частности
по уплате налогов по месту своего нахождения.
В условиях перехода к рыночным отношениям
развиваются различные организационные
формы объединений предприятий, причем
предприятия сохраняют свою самостоятельность
и права юридического лица. Такими объединениями
являются союзы, ассоциации, компании,
гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные
и другие объединения. Они создаются на
договорной основе, действуют на принципах
коммерческого расчета, самофинансирования
и самоуправления и вступают в соответствующих
случаях в финансовые отношения.
В условиях рыночной экономики развилась
сеть малых предприятий, которые также
вступают с государством в финансовые
правоотношения, отличающиеся от других
своей спецификой.
Учреждения, которые являются некоммерческими
организациями (не имеющими своей основной
целью получение прибыли), создаваемые
для осуществления социально-культурной,
научной и управленческой деятельности,
являются субъектами финансового права
главным образом в связи с использованием
для выполнения своих задач средств, выделяемых
им из государственного или местного бюджета.
Однако все большее значение приобретают
права и обязанности учреждений, связанные
с использованием внебюджетных средств,
получаемых ими в результате предпринимательской
и иной деятельности, (оказания дополнительных
услуг и т.п.), приносящей доходы.
Индивидуальные субъекты финансового
права, или физические лица, — это граждане
Республики Беларусь, иностранные граждане
и лица без гражданства. Их права и обязанности
связаны большей частью с налоговыми и
другими обязательными платежами, поступающими
в государственную или местную казну.
Законодательство устанавливает в качестве
основных условий привлечения гражданина
к уплате налогов наличие у него дохода,
превышающего установленный необлагаемый
минимум, или определенного имущества,
подлежащего налогообложению (строения,
транспортные средства, земельный участок
и др.). Граждане также могут вступать в
финансовые правоотношения в области
государственного и банковского кредита,
государственного страхования. Законодательство
определяет, в таких случаях субъектами
финансового права Республики Беларусь
могут быть не только граждане нашего
государства, но и иностранцы и лица без
гражданства.
Среди физических лиц — субъектов финансового
права выделяются граждане, занимающиеся
индивидуальной предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, в том числе главы крестьянского
(фермерского) хозяйства.[15]
Заключение
Финансово-правовая норма — это установленное
государством и обеспеченное мерами государственного
принуждения правило поведения в отношениях,
возникающих в процессе образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований.
Финансово-правовые нормы содержат как
признаки, общие для любых правовых норм,
так и, специфические, характерные только
для норм финансового права. К общим признакам
финансово-правовой нормы относятся следующие:
- норму устанавливает государство, а поэтому
ее исполнение обеспечивается принудительной
силой государства;
- норма есть правило поведения общего
характера, обращенное ко всем участникам
регулируемых ею общественных отношений;
- норма возлагает на участников отношений
юридические обязанности и предоставляет
им субъективные права;
- норма всегда выражена в каком-либо правовом
нормативном акте — законе, указе, постановлении,
приказе, инструкции, принятом компетентным
государственным органом или органом
местного самоуправления.
Финансовое правоотношение определяется
как общественное отношение, возникающее
при создании, распределении, использовании
фондов денежных средств и урегулированное
нормами финансового права, участники
которого обладают соответствующими юридическими
правами и обязанностями. Как и любое другое
правовое отношение, финансовое правовое
отношение возникает между определенными
субъектами по поводу конкретного объекта
и имеет содержание, раскрывающееся через
соответствующие права и обязанности
его участников. Отражая общий характер,
присущий любому правовому отношению,
финансовое правовое отношение имеет
и специфические признаки, обусловленные
особенностью сферы их возникновения.
Финансовое правовое отношение возникает
в связи с тем, что соответствующие субъекты
осуществляют финансовую деятельность,
то есть деятельность, направленную на
создание, распределение и использование
определенных фондов денежных средств,
и эта деятельность регламентируется
нормами финансового права. Указанный
признак является определяющим при отграничении
финансового правового отношения от смежных
правовых отношений, в частности от административных
правовых отношений.
Субъектами финансовых правовых отношении
могут быть физические лица (граждане),
юридически лица (и организации, не наделенные
правами юридического лица), государство
и административно-
Особенностью финансовых правовых отношений
является то, что одним из субъектов этих
отношений обязательно должно быть государство
в целом либо орган государственной власти
или местного самоуправления.
Финансовое правоотношение не может возникнуть
между физическими лицами (гражданами),
между физическими лицами (гражданами)
и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую
форму, базирующуюся на частной собственности,
а также между данными юридическими лицами.
Субъектный состав финансового правоотношения
определяется видом финансового правоотношения.
Финансовое правоотношение возникает
только по поводу денежных средств (финансовых
ресурсов), вне зависимости от их формы
выражения. Оно относится к имущественным
отношениям, основанным на властном подчинении
одной стороны другой.
Список используемой
литературы
1. Конституция Республики Беларусь 1994г.
с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24.11.1996г.
и 17.10.2004г.;
2. Банковский кодекс Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3
в редакции Закона от 08.07.2008г. №372-З(Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008
г., № 172, 2/1469).
3. Алексеев С.С. Государство и право. М.,
Проспект, 1994.
4. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс
в 2т. том 1. - М., Юристъ, 2002.
5. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право:
учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2006.
6. Востриков Л.Г. Финансовое право. Учебник.
– М., Юстицинформ, 2007.
7. Гражданское право: Учебник. В 2ч.. ч.2 /под
ред. проф. В.Ф. Чигира. – Мн.: Амалфея, 2000.
8. Крохина Ю.А. Финансовое право России:
Учебник. – М.: Норма, 2004.
9. Пилипенко А.А. Финансовое право: Учебно-методический
комплекс. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.
10. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.
М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2004.
11. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева.
2-е издание, доп. и перераб. - М., Юристъ,
1999.
12. Финансовое
Приложение.
1. Возможно ли
возникновение финансовых
1) да;
2) нет.
Ответ: нет, т.к.
финансовые правоотношения отличаются
тем, что одним из субъектов в этих правоотношениях
всегда является управомоченный орган
государства (финансовый орган, кредитное
учреждение) или высший или местный орган
государственной власти.
2. Когда физические
лица являются участниками финансовых
правоотношений:
1) если получают заработную плату за счет
бюджетных источников;
2) если являются плательщиками подоходного
налога;
3) если являются плательщиками налога
на недвижимость;
4) если получают бюджетную ссуду на строительство
жилья.
Ответ: 2,3,4. Законодательство
устанавливает в качестве основных условий
вступления граждан в финансовые правоотношения
их привлечение к уплате налогов, поступающих
в государственную или местную казну,
т.е. наличие у них дохода, превышающего
установленный необлагаемый минимум,
или определенного имущества, подлежащего
налогообложению (строения, транспортные
средства, земельный участок и др.). Граждане
также могут вступать в финансовые правоотношения
в области государственного и банковского
кредита, государственного страхования.
3. Финансовое правоотношение,
как правило, является:
1) перманентными;
2) срочными;
3) бессрочными.
Ответ: 1. Финансовые
правоотношения, как правило, являются
перманентными, т.к. финансовое правоотношение
является формой реализации публичных
интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться
как публично-правовое отношение. Это
определено тем, что финансовое правоотношение
возникает на основе нормы финансового
права, которая является средством реализации
интересов всего общества, различных классов,
социальных групп и т.д., а также интересов
самого государства, т.е. возникают и развиваются
в сфере финансовой деятельности государства,
следовательно носят непрерывный (перманентный)
характер.
Информация о работе Финансово-правовые нормы, их содержание, виды, структура