Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 11:15, контрольная работа
Финансово-правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Исходя из этого, изучив их основные признаки, виды, особенности структуры, можно определить основные особенности финансово права, как самостоятельной отрасли права.
Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг
общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся в экономике, социальной сфере, на финансовом рынке и в других областях.
Введение
1 Понятие и признаки финансово-правовых норм
2 Виды и структура финансово-правовых норм
3 Финансово-правовые отношения, их особенности, структура и виды.
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО
«УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Юридический факультет
Кафедра Конституционного и муниципального права
Контрольная работа по дисциплине:
«Финансовое право Российской Федерации»
Вариант№ 5
Выполнил: студент группы Ю-1909
Юнышев Дмитрий Леонидович
Проверил: доцент кафедры
Панов Сергей Федорович
2013г.
План
Введение
1 Понятие и признаки финансово-правовых норм
2 Виды и структура финансово-правовых
норм
3 Финансово-правовые отношения, их особенности,
структура и виды.
Заключение
Финансово-правовые
нормы – это исходные элементы, из которых
состоит финансовое право, как отрасль
права. Исходя из этого, изучив их основные
признаки, виды, особенности структуры,
можно определить основные особенности
финансово права, как самостоятельной
отрасли права.
Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг
общественных отношений, имеющих большое
значение для эффективного функционирования
государства и местного самоуправления.
В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся
в экономике, социальной сфере, на финансовом рынке и в других областях. Нормы определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого
поведения граждан, полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности.
Финансово-правовые нормы регулируют отношения, возникающие
в процессе финансовой деятельнос
1. Понятие и признаки финансово-правовых
норм
Норма финансового права представляет собой установленное
государством общеобязательное правило
поведения, направленное на
регулирование общественных отношений
в сфере финансовой деятель
ности, закрепляющее права и обязанности
субъектов правоотношений и являющееся
критерием оценки их поведения (Мальцев
В.А. Финансовое право. М.: 2008, с. 18).
Финансово-правовые
нормы выражают сущность регулируемых
общественных отношений, из совокупности которых и
состоят конкретные нормативные правовые акты. Нормы финансового права закрепляются в законах и других
нормативных правовых актах и не являются простой волей законодательных и исполнительных
органов. Имея объективные экономические предпосылки
и обоснования, данные нормы разрабатываются
и закрепляются в целях урегулирования
(установления) определенного правила
поведения или отношения. Так, развитие
внешнеэкономических связей побудило
государство разработать и применить
нормы, устанавливающие порядок осуществления
валютных операций, а появление частных предприятий выявило необходимость в
регулировании формирования и использования
их денежных фондов, а также в закреплении отношений по уплате налогов и сборов
и иных обязательных платежей. Главная
цель применения этих норм — подчинить
рассматриваемые отношения финансовому обеспече
Финансово-правовые нормы устанавливают правовой статус
участников финансовых отношени
Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых
общественных отношений, возникающих
в процессе финансовой деятельнос
средства из бюджета, государство тем
самым преследует и собственные интересы
— развитие национальной экономики, повышение
уровня собираемости налогов, обеспечение
занятости населения.
2. Виды финансово-правовых норм.
Классификация норм финансового права может быть проведена по различным
основаниям:
1) в зависимости от назначения:
- регулятивные (правоустанавливающие) нормы финансового права. Эти нормы устанавливают правов
индивидуальных аудиторов при проведении
аудиторской проверки;
-охранительные нормы. Они направлены на обеспечение эффективности
функционирования финансовой си
2) по методу воздействия на
поведение субъектов:
- запрещающие нормы. Данные норм
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 июля 2002
г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» Банк России
не вправе предоставлять кредиты Правительству
Российской
Федерации для финансирования дефицита
федерального бюджета;
-обязывающие нормы. Эти нормы
Нормы данного вида содержатся, например, в Конституции
Российской Федерации и распространяют
свое действие на органы государственной
власти, организации и граждан. Статья
106 Конституции Российской Федерации предписывает
Федеральному Собранию в обязательном
порядке рассматривать федеральный закон
о федеральном бюджете, законы о федеральных
налогах и сборах, законы в сфере финансового, валютного
-уполномочивающие финансово-
вида содержат дозволительные предписания
определенным органам, должностным лицам.
В них характер предписаний государства
сочетается с определенными полномочиями,
которые предоставляются участникам финансовых отношени
Так, в соответствии с п. 2 ст. 117 Бюджетного кодекса
от имени муниципального образования
муниципальные гарантии предоставляются
местной администрацией в пределах общей
суммы предоставляемых гарантий, указанной
в решении представительного органа
муниципального образования о бюджете
на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Уполномочивающие нормы позволя
лицам избирать направления и формы исполнения финансовых
обязательств. Это особенно проявляется
в налоговом законодательстве, где допускается,
например, как общий режим налогообложения,
так и переход на упрощенную систему в
добровольном порядке;
3) по содержанию финансово-правовые нормы подразделяются в зависимости от характера
регулируемых однородных отношений на:
-нормы, определяющие виды и методы финансового контроля;
- нормы, закрепляющие принципы построения бюджетной
системы;
- нормы, устанавливающие основы бюджетного процесса;
- нормы, регулирующие структуру и деятельность
банковской
системы;
- нормы, устанавливающие ответственность за
правонарушения в области финансов, и др.;
4) в зависимости от
порядка реализации прав и обязанностей
участников финансовых отношени
- материальные финансово-
- процессуальные нормы финансового права.
Эти нормы устанавливают порядок применения и
действия материальных норм, т.е. методы и процедуры деятельности
по реализации прав и обязанностей участников финансовых отношени
а именно бюджетный процесс, включает
в себя нормы, которые
регулируют деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов, а также по составлению и утверждению
отчетов об исполнении бюджетов.
Существует классификация финансово-
иным основаниям (по юридической силе,
по функциям и т.д.),
однако все они находятся в сфере финансовой деятельности государства и отражают
специфику финансовых отношений
Структура финансово-правовых
норм
Нормы финансового права, как и нормы права в целом, являются
системными образованиями и обладают
определенной структурой, т.е. имеют внутреннее
строение. По своей структуре норма финансов
1) гипотезу;
2) диспозицию;
3) санкцию.
Гипотезой именуется
часть финансово-правовой нормы
Например, п. 1 ст.
932 Бюджетного кодекса устанавливает,
что
бюджетный кредит может быть предоставлен
субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию
или юридическому лицу, которые не имеют просроченной
задолженности по денежным обязательствам
перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образование
Диспозиция является
основой финансово-правовой нор
администрацией в срок до двух месяцев
со дня вступления в законную силу решения
арбитражного суда о временной финансовой администр
Способом защиты
правил, установленных нормами финансового
права, являются санкции. В санкциях заключаются
меры воздействия за нарушение предписаний
государства в области финансов. Однако,
несмотря на то что санкции носят финансовый характер, в юридической литературе не
встречается понятие «
Например, в бюджетном
законодательстве предусмотрено применение таких санкций, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств,
приостановление операций по счетам в
кредитных организациях, наложение штрафа
и начисление пени. Самая распространенная
санкция в финансовом
праве — пеня, которая применяется в бюджетном
и налоговом законодательстве и взыскивается финансовыми орган
3. Финансовые правоотношения, их особенности, структура и виды.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами
финансового права специфические общественные отношения,
которые возникают в процессе формирования,
распределения и использования денежных
фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления (Мальцев В.А.
Финансовое право. М.: 2008, с. 23).
Финансовые правоотношения напр
процесс создания фондов денежных средств,
следовательно, являются денежными отношениями,
которые представляют собой отношения материального, имущественного
характера. Однако деятельность по формированию денежных
фондов и сферы денежного обращения в
целом подлежит жесткому государственному
регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественные
отношения свойственны и административным правоотношени
При осуществлении
управленческой функции государства в
определенной степени обеспечивается
поступление денежных фондов в доход государства,
однако эта деятельность непосредственно
не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью
не формирование денежных фондов, а наказание
правонарушителей.
Финансовые правоотношения тесн
Таким образом,
первая отличительная особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают
только в процессе осуществления финансовой деяте
Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет
выступать высший или местный орган власти,
а также уполномоченный государством
орган (финансовый орган, кредитная организация).
В определенных
случаях финансовые отношения могут возникать и между органами
государственной власти и местного самоуправления.
Финансовые правоотношения такж
Основаниями возникновения,
изменения и прекращения финансовых правоотношений явля
-юридические факты, т.е. предусмотренные
нормами финансового права действия или
события, вызывающие возникновение, изменение
или прекращение у субъектов финансовых прав и
обязанностей;
- финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального
характера.
Нормативным актом
в области финансовой деятельност
физическому лицу на право осуществления
какой-либо деятельности.
Финансовые правоотношения можн
-бюджетные правоотношения;
-налоговые правоотношения;
- финансовые правоотношения в области государственного и
муниципального кредита;
-финансовые правоотношения в области страхования;
- финансовые правоотношения в области банковского кредитования;
- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
-валютные правоотношения и др.
Субъекты финансовых правоотношений можно объединить в три
группы.
Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные
и административно-
Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых
форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские
(фермерские) хозяйства, а также индивидуальные
предприниматели.
Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане
(в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории
Российской Федерации.
В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные
организации, их филиалы и представительства
в Российской Федерации; постоянные представительства
иностранных юридических лиц и самостоятельные
структурные подразделения иностранных
организаций, не являющиеся юридическими
лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.
Субъекты данной
группы являются участниками отдельных
видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).
Таким образом, рассмотрев понятие и признаки финансово-правовых норм Российской Федерации, их виды и структуру, а также определив основные виды финансово-правовые отношений, их особенности и структуры, можно сделать вывод, что Финансовое право Российской Федерации является одной из основных, ведущих самостоятельных отраслей российского права, нормы которой регулируют такие принципиально важные финансово-правовые отношения, как формирование, распределение, использование денежных фондов, контроль за денежным обращением и исполнением публичных финансовых обязательств.
Список использованной
литературы:
1.Барциц И.Н., Петрова Г.В. Финансовое
право. М.: РАГС. 2010
2.Мальцев В.А. Финансовое право. М.: 2008
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации»
от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. От 07.05.13) // Справочная
система «КонсультантПлюс»
4. «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008
№307ФЗ (ред. От 21.11.2011г.) // Справочная система
«КонсультантПлюс»
5. «О Центральном Банке
Российской Федерации (Банке
6. «Конституция Российской
Федерации (принята
II Задача
Руководство кредитной
организации «Раритет»
Законен ли приказ руководства «Раритета»? Каков порядок создания страховых фондов? Укажите основания и мотивы принесения прокурором протеста.
Решение:
Финансово-правовые отношения, связанные
с деятельностью кредитных организаций,
регулируются ФЗ№ 395-1 от 02.12.1990 «О банках
и банковской деятельности» (ред. От 28.06.2013г.).
Приказ руководства «Раритета» был не
законен, поскольку руководством данной
кредитной организации не были соблюдены
следующие требования статьи 39 ФЗ№395-1
от 02.12.1990г.:
«
Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для банков на дату создания фонда».
Информация о работе Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения