Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

реферат по финансовому контролю

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Московский  университет имени С.Ю.Витте

 

 

Кафедра: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Предмет: «Финансовое  право»

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Валютный  контроль»

 

 

 

 

                                                        Выполнила: Брысина Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….1

1. Понятие, сущность, особенности  валютного контроля……………………5

2. Общие положения проведения валютного контроля. Паспорт сделки

2.1 Валютное регулирование и валютный контроль………………………..15

2.2 Паспорт сделки……………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………………20

 

Введение

 

В настоящий момент идет глобальная реформа таможенного законодательства. В 2010г. приняты и вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС), Единые правила нетарифного и таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза, новый ТН ВЭД Таможенного союза и целый ряд важнейших соглашений стран-участниц Таможенного союза и нормативных документов определяющих те или иные аспекты таможенного регулирования и контроля. При этом продолжается работа по конкретизации нормативной базы Таможенного союза.

Согласно ст. 94 ТК ТС таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный и другие виды контроля.

Постановлением Правительства  РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба (ФТС России) отнесена к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В системе государственного регулирования рыночной экономики  валютная политика государства занимает двоякое положение - с одной стороны  это часть государственной денежно-кредитной  политики, а с другой неотъемлемая часть внешнеэкономической политики государства. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства. Валютный контроль - это составная часть валютного регулирования, инструмент валютной политики, а так же, как следствие, одна из сторон валютной деятельности.

Таким образом, изучение правовых основ валютного контроля в таможенных правоотношениях имеет  важное теоретическое и практическое значение. Данное обстоятельство и предопределяет актуальность выбранной темы.

Главная цель исследования заключается в рассмотрении и  анализе валютного контроля в  таможенных правоотношениях как  специфического, межотраслевого, системного института, объективно закрепленного в нормах права, в обобщенно-теоретическом отношении и научно-практическом смысле.

Объектом исследования являются: система нормативно-правовых актов Российской Федерации и  Таможенного союза, регламентирующих институт валютного контроля; теоретические  и практические аспекты валютной деятельности; правоотношения, складывающие в этой области между органами и агентами валютного контроля и резидентами и нерезидентами.

 

1. Понятие, сущность, особенности валютного контроля

 

Понятие валютного контроля появилось в России с принятием в 1992 году Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это было связано с формированием принципиально нового валютного законодательства и необходимостью обеспечения соблюдения легитимной деятельности в данной сфере.

Действующее законодательство понятия валютного контроля не содержит, однако закрепляет принципы валютного регулирования и контроля. К ним согласно ст. 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле относятся:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней  и внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

Основываясь на вышеизложенных принципах можно сформулировать собственное определение: валютный контроль - деятельность специально уполномоченных государством органов, включающая систему административных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Можно выделить также признаки валютного контроля. К ним, думаю, нужно отнести целевую направленность, форму, степень, место, характер, комплексность неопределенность воздействия на экономические процессы, оперативность, квалифицирующие валютный контроль как элемент системы и инструмент нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, обладающий высокой защитной, регулирующей, накопительной, правоохранительной, торгово-политической эффективностью.

Объектом валютного  контроля являются урегулированные  законодательством Российской Федерации и ТС сделки и иные действия, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности. Предметом её является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, поэтому объектом валютного контроля во внешнеторговой деятельности являются:

валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных  сделок, по проведению расчетов;

внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.

Следует отметить, что  правовое регулирование экспорта и  импорта драгоценных металлов и  драгоценных камней осуществляется законодательством о драгоценных  металлах и драгоценных камнях. Так, экспорт/импорт необработанных природных алмазов и бриллиантов урегулирован Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы».

В соответствии с Законом  Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (ред. от 07.02.2011) к валютным операциям относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз  с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной  валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг  со счета, открытого за пределами  территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

В области таможенного  дела валютный контроль выступает, прежде всего, как вид государственного финансового контроля. Политика валютного регулирования реализуется, в частности, через механизм валютного контроля. Валютный контроль в таможенной сфере напрямую связан с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза. Также валютный контроль представляет собой вид государственного финансового контроля, так как он представляет собой процесс обеспечения соблюдения законодательства за деятельностью участников экспортно-импортных операций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов, а именно валюты и валютных ценностей. В таком процессе в качестве контролирующих органов выступают первую очередь таможенные и банковские органы .

Согласно ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами  осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и  нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации  осуществляет взаимодействие с другими  органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного  контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Участие в таможенных правоотношениях валюты и валютных ценностей предопределяет урегулирование данных вопросов посредством норм как таможенного, так и валютного законодательства. Валютное правоотношение представляет собой индивидуализированную связь, в которую вступают конкретно определенные субъекты, в частности органы и агенты валютного контроля стран – участниц Таможенного Союза, а также резиденты и нерезиденты. Валютные правоотношения содержат публично-правовые интересы и носят императивный характер. По своему содержанию они представляют собой денежные отношения, потому что складываются по поводу специфического предмета, в качестве которого выступают валюта и валютные ценности.

Сопоставив признаки таможенных и  валютных правоотношений, можно прийти к выводу о том, что такие отношения имеют общие точки соприкосновения по следующим основаниям:

Во-первых, они урегулированы нормами  различных отраслей права: конституционного, таможенного, административного, валютного, финансового.

Во-вторых, по своему содержанию они основаны на субординации участников. Одной из сторон в этих отношениях всегда выступают субъекты власти (в частности, таможенные органы), поэтому речь идет о властеотношениях.

Информация о работе Финансовый контроль