Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль над соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение 3
Понятие финансового контроля 5
Виды и формы государственного контроля 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право. СР.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Понятие финансового  контроля 5

Виды и  формы государственного контроля 11

Заключение 15

Список используемой литературы 16

 

 

Введение

 

Неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и  исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль над соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Одна из основных функций  государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.

Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его  возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Актуальность данной темы заключается в следующем: в рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономике. Финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. В настоящее время с развитием рыночной экономики повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

 

Понятие финансового  контроля

 

Необходимость налаживания  жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

Особое  место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.

Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений.

1. Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.

3. Финансовый контроль действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.

4. Финансовый контроль — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.

Правильное понимание  сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

 Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

Назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

Задачами государственного финансового контроля являются:

1) правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

2) проверка состояния и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

3)  правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;

4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

Данным перечнем не исчерпываются  все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции, как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике.

Основная функция государственного финансового контроля заложена в  его предназначении как контрольно-ревизионная  функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.

Общепринятыми в мировой  практике функциями государственного финансового контроля являются:

  • контроль источников поступления бюджетных средств;
  • контроль расходования бюджетных ресурсов;
  • контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

Степень использования функций  государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля.

К обязательным элементам  системы функционирования государственного финансового контроля относятся:

  • субъект контроля;
  • объект контроля;
  • предмет контроля;
  • принципы контроля;
  • метод (методики) контроля;
  • техника и технология контроля;
  • процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, принятие решения по результатам контроля.

Все элементы контроля в  процессе установления истинных результатов  взаимодействуют как единое целое.

 Субъект контроля не является раз и навсегда данным, поскольку предмет его деятельности — объект контроля — находится в постоянной динамике. Субъект контроля (кто контролирует) — это орган контрольной системы (орган контроля), соответствующая организация — носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля.

Должная организация контрольной  деятельности любого субъекта — это  правовое закрепление за ним определенной группы объектов, объединенных известным единством их назначения, четкое установление границ контрольной деятельности данного субъекта в целях пресечения дублирования в осуществлении контрольной деятельности. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать из целей, которых стремятся достигнуть при создании контрольных органов, и полностью им соответствовать.

Объект контроля определяется в зависимости от субъекта контроля. Объектами государственного финансового контроля являются все независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности получатели (пользователи) финансовых ресурсов, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства.

Предметом контроля являются основные характеристики состояния и поведения объекта контроля. Непосредственно в качестве предмета государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д. Предметом финансового контроля является бюджет, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой и инвестиционный виды контроля, а также контроль за денежной массой.

 Принципы государственного финансового контроля — это научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность. Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.

На основе многолетнего опыта в мире разработаны основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость органов финансового контроля, как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение проверяющими контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень их работы на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь контрольных органов с общественностью и средствами массовой информации. Гласность присуща контрольным финансовым органам и в том смысле, что они отражают прямо или опосредствованно интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств.

Из этих основных базовых  принципов вытекают следующие: системность и плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов, финансовая дисциплина и финансовые санкции, оперативность и действенность контроля.

Процесс контроля — это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля. Процесс организации контрольного мероприятия можно подразделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  • планирование контрольного мероприятия;
  • подготовка к проведению контрольного мероприятия, включающая изучение нормативно-правовой базы в соответствии с темой проверки;
  • составление программы (задания); ориентация контрольной работы на месте (объекте) проверки;
  • документальная и фактическая проверка запрашиваемых материалов; систематизация материалов контрольного мероприятия;
  • составление акта, согласование и обсуждение материалов контрольного мероприятия и предложений по нему;
  • организация государственного финансового контроля за выполнением предложений по материалам контрольного мероприятия.

Информация о работе Финансовый контроль