Функции и классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше¬ний в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово¬ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и элементы налогов
2. Классификация налогов
2.1. Федеральные налоги
2.2. Региональные налоги
2.3. Местные налоги
3. Функции налогов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 9ВАРИАНТ.docx

— 120.55 Кб (Скачать файл)

Действующим законодательством  предусмотрена следующая система  льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация налогов.

Классификация налогов —  это обоснованное распределение  налогов и сборов по определенным группам, произведенное на основании  определенного разграничивающего  признака и обусловленное целями (за дачами) систематизации и сопоставлений.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

В зависимости  от плательщика:

  1. налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;
  2. налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц и др.);
  3. общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

В зависимости  от формы налогообложения:

  1. прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); б) реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);
  2. косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель.

В зависимости  от территориального уровня:

  1. федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно HК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы);
  2. налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
  3. местные налоги — налоги, устанавливаемые HК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог).

В зависимости  от канала поступления:

  1. государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
  2. местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
  3. пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
  4. внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

В зависимости  от характера использования:

  1. налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).

В зависимости  от периодичности взимания:

  1. разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, водный налог);
  2. регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Федеральные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются  федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых  в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные  виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст. 13 HК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость. Это косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость (НДС) регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.

Не являются плательщиками  НДС организации — иностранные организаторы Олимпийских игр и Параолимпийских игр в отношении операций, совершаемых в целях организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Не являются плательщиками  НДС организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 2 млн. руб.

При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров (работ, услуг). Однако в ряде случаев обязанность по определению налогооблагаемой базы лежит на налоговых агентах. Например, налоговые агенты обязаны определить налоговую базу в случае реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или услуги) и могут быть равны 0, 10 или 18%.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, обязаны представлять в налоговые органы отдельную декларацию.

По общему правилу налог  уплачивается единовременно в полной сумме. Налогоплательщики перечисляют налог в бюджет по месту постановки на учет в налоговом органе, а налоговые агенты — по месту своего нахождения.

Акцизы. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары, монопольно производимые государством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефицитные товары.

Общие правила правового  регулирования акцизов установлены гл. 22 НК РФ.

Налогоплательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с ) ;

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин, за  исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Объектом налогообложения  акцизом выступают различные операции, совершаемые налогоплательщиками:

  • реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  • передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров  из давальческого сырья (материалов);
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  • передача на территории РФ организацией (хозяйственным  обществом или товариществом) произведенных ею подакциз-товаров на территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение и используемых в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Уменьшается сумма налога при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья.

По общему правилу уплата акциза производится ежемесячно с обязательным представлением в налоговые органы специальной декларации. Особый режим уплаты данного налога предусмотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской  Федерации и определяется таможенным законодательством.

Согласно ТК РФ уплата акцизов  является обязательным условием подачи таможенной декларации, следовательно, акцизы уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В данном случае акцизы уплачиваются непосредственно таможенному органу.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Информация о работе Функции и классификация налогов