Действующим законодательством
предусмотрена следующая система
льгот:
- необлагаемый минимум;
- освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
- снижение налоговых ставок;
- изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.
- Классификация налогов.
Классификация налогов —
это обоснованное распределение
налогов и сборов по определенным
группам, произведенное на основании
определенного разграничивающего
признака и обусловленное целями
(за дачами) систематизации и сопоставлений.
Видовое
многообразие налогов предполагает
их классификацию по различным основаниям.
В зависимости
от плательщика:
- налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;
- налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц и др.);
- общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
В зависимости
от формы налогообложения:
- прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); б) реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);
- косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель.
В зависимости
от территориального уровня:
- федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно HК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы);
- налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
- местные налоги — налоги, устанавливаемые HК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог).
В зависимости
от канала поступления:
- государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
- местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
- пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
- внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
В зависимости
от характера использования:
- налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
- целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).
В зависимости
от периодичности взимания:
- разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, водный налог);
- регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
- Федеральные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются
федеральными законами и подлежат взиманию
на всей территории Российской Федерации.
Льготы по федеральным налогам закрепляются
только федеральными законами, но представительные
(законодательные) органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления вправе вводить дополнительные
льготы в пределах сумм, зачисляемых
в их бюджеты. По общему правилу ставки
федеральных налогов определяются
Федеральным Собранием РФ. Однако
ставки налогов на отдельные виды
природных ресурсов, акцизов на отдельные
виды минерального сырья и таможенных
пошлин устанавливаются Правительством
РФ.
Согласно ст. 13 HК РФ к федеральным
налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Налог
на добавленную стоимость. Это косвенный налог, являющийся
надбавкой к цене товара. Порядок исчисления
и взимания налога на добавленную стоимость
(НДС) регулируется гл. 21 НК РФ.
Плательщиками данного налога
признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.
Не являются плательщиками
НДС организации — иностранные
организаторы Олимпийских игр и Параолимпийских
игр в отношении операций, совершаемых
в целях организации и проведения XXII Олимпийских
зимних игр и XI Параолимпийских зимних
игр 2014 г. в г. Сочи.
Не являются плательщиками
НДС организации и индивидуальные
предприниматели в том случае, если в течение
трех предшествующих последовательных
налоговых периодов сумма выручки от реализации
товаров (работ, услуг) этих организаций
или индивидуальных предпринимателей
не превысила 2 млн. руб.
При реализации товаров (работ,
услуг) налоговая база определяется
налогоплательщиком самостоятельно в
зависимости от особенностей реализации
произведенных им или приобретенных товаров
(работ, услуг). Однако в ряде случаев обязанность
по определению налогооблагаемой базы
лежит на налоговых агентах. Например,
налоговые агенты обязаны определить
налоговую базу в случае реализации иностранными
лицами, не состоящими на учете в российских
налоговых органах, товаров (работ, услуг)
на территории Российской Федерации.
Ставки рассматриваемого
налога выражены в процентном соотношении
к добавленной стоимости товара (работы
или услуги) и могут быть равны 0, 10 или
18%.
Налогоплательщики, уплачивающие
налог ежеквартально, обязаны представлять
в налоговые органы отдельную декларацию.
По общему правилу налог
уплачивается единовременно в полной
сумме. Налогоплательщики перечисляют
налог в бюджет по месту постановки на
учет в налоговом органе, а налоговые агенты
— по месту своего нахождения.
Акцизы. Это косвенные налоги, включаемые
в цену товаров и оплачиваемые покупателем
(потребителем). Как правило, подакцизными
являются товары, монопольно производимые
государством; товары, пользующиеся наибольшим
спросом; дефицитные товары.
Общие правила правового
регулирования акцизов установлены
гл. 22 НК РФ.
Налогоплательщиками акциза
являются организации, индивидуальные
предприниматели, а также лица, признаваемые
плательщиками налога в связи с перемещением
товаров через таможенную границу РФ.
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из
всех видов сырья, за исключением
спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция
(растворы, эмульсии, суспензии и другие
виды продукции в жидком виде) с объемной
долей этилового спирта более 9%;
3) алкогольная продукция
(спирт питьевой, водка, ликеро-водочные
изделия, коньяки, вино и иная пищевая
продукция с объемной долей этилового
спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые
и мотоциклы с мощностью двигателя
свыше 112,5 кВт (150 л. с ) ;
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для
дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин, за
исключением бензина автомобильного
и продукции нефтехимии.
Объектом налогообложения
акцизом выступают различные операции,
совершаемые налогоплательщиками:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
- передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакциз-товаров на территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение и используемых в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Уменьшается сумма налога при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья.
По общему правилу уплата
акциза производится ежемесячно с обязательным
представлением в налоговые органы специальной
декларации. Особый режим уплаты данного
налога предусмотрен при ввозе подакцизных
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации и определяется таможенным
законодательством.
Согласно ТК РФ уплата акцизов
является обязательным условием подачи
таможенной декларации, следовательно,
акцизы уплачиваются до принятия или одновременно
с принятием таможенной декларации. В
данном случае акцизы уплачиваются непосредственно
таможенному органу.
Налог
на доходы физических лиц — прямой налог, обращенный
непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.