Функции и классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше¬ний в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово¬ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и элементы налогов
2. Классификация налогов
2.1. Федеральные налоги
2.2. Региональные налоги
2.3. Местные налоги
3. Функции налогов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 9ВАРИАНТ.docx

— 120.55 Кб (Скачать файл)

Подоходный налог по своей  сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства).

Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом РФ.

Налоговыми резидентами  считаются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в году. Не имеющими налогового резидентства признаются лица, проживающие менее 183 дней в году на территории Российской Федерации и не имеющие российского гражданства. В Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налогового резидентства.

Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов, независимо от территории их получения, поэтому несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников Российской Федерации, поэтому они несут усеченную (ограниченную) налоговую обязанность.

Объектом подоходного  налогообложения для физических лиц-резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц-нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.

По общему правилу в  состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Особенности определения  налоговой базы установлены законодательством

относительно доходов, полученных в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в организации (дивиденды), а также относительно доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.

По общему правилу налоговый  период по данному виду налога составляет один календарный год, а ставка на доходы физических лиц является единой, не зависящей от полученного плательщиком налога и составляет 13%.

Физические лица могут  уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.

Налоговыми агентами по этому  налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно HК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей.

Единый  социальный налог является новеллой российского налогового права, впервые введенной в действие гл. 24 HК РФ.

Он зачисляется в государственные  внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Включение единого социального налога в налоговую систему Российской Федерации можно объяснить тем, что в процессе осуществления государственно-правовых и социальных реформ поставлена цель создать действующую систему обязательного социального страхования работников. Подобные страховые системы функционируют практически во всех развитых странах.

Данный налог имеет  ряд юридических особенностей, отличающих его от налога в классическом понимании. Во-первых, природа единого социального налога коренится в страховых взносах, взимавшихся в нашей стране до принятия части второй НК РФ. Единый социальный налог вошел в налоговую систему в качестве обобщающей категории, скомпоновав страховые взносы, но сохранив их сущность.

Во-вторых, данный налог зачисляется  не в бюджетную систему, а во внебюджетные фонды. В-третьих, лицо, в пользу которого произведена уплата единого социального налога, считается застрахованным и приобретает право требования (возмещения) денежной компенсации при наступлении страхового случая. Таким образом, у единого социального налога не в полной мере проявляется признак безвозмездности.

Единый социальный налог  имеет две группы плательщиков, классификация которых зависит от объекта обложения.

К первой группе относятся  лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ко второй группе плательщиков единого социального налога относятся индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Особенностью этой категории  налогоплательщиков является уплата единого социального налога только в Пенсионный фонд РФ и в медицинские фонды социального страхования.

Налог в Фонд социального  страхования РФ они не уплачивают.

Из числа плательщиков данного налога исключаются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

По общему правилу для работодателей объектом налогообложения являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников, за исключением: безвозмездных выплат работодателей — физических лиц в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым либо гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также авторским или лицензионным договором; выплат, вознаграждений и иных доходов, начисляемых в пользу работников из прибыли, остающейся в распоряжении организации; выплат в виде материальной помощи, в натуральной форме, производимых сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, но в сумме не более 1 тыс. руб. в один календарный месяц.

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, произведенных для осуществления этой деятельности.

Особый порядок определения  налогооблагаемой базы установлен относительно натуральной формы оплаты труда, осуществляемой в виде сельскохозяйственных продуктов или товаров для детей. Объектами единого социального налога они являются только в части суммы, превышающей 1 тыс. руб. в месяц на одного работника.

Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей  составляет сумму любых доходов (кроме не подлежащих налогообложению), начисленных ими за календарный год в пользу работников, либо определяется как сумма иных выплат физическим лицам, не связанным с ними трудовым или гражданско-правовым договором. Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за календарный год как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности на территории России за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

От уплаты единого социального  налога освобождаются иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность, при условии, что они не имеют права на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств государственных фондов РФ.

Ставки единого социального  налога по своей сущности являются совокупностью тарифов страховых взносов и зависят от категории налогоплательщика, а также от суммы получаемых им доходов.

Налог на прибыль  организаций — прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все виды бюджетов Российской Федерации.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства или получающие доходы от источников в России.

От уплаты налога на прибыль освобождены  организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр  и Паралимпийских игр, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Объектом данного налога является прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях налогообложения законодательством  Российской Федерации предусмотрен разный подход к определению прибыли, который зависит от налоговой  юрисдикции. Так, для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, — доход, полученный этими представительствами, уменьшенный на величину произведенных расходов; относительно иных иностранных организаций прибылью признается доход, полученный от российских источников.

Налоговой базой налога на прибыль является денежное выражение прибыли налогоплательщика.

Ставка налога на прибыль зависит  от налоговой юрисдикции и налоговой  базы. По общему правилу для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через  постоянные представительства, ставка налога составляет 24%.

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов установлены гл. 251 HК РФ и введены в действие с 1 января 2004 г.

Плательщиками сборов за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов признаются организации и  физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В Российской Федерации  пользование объектами животного  мира и объектами водных биологических  ресурсов осуществляется на основании  лицензии.

Объектами обложения сборами признаются объекты животного мира и объекты  водных биологических ресурсов, перечисленные  п. 1, 4, 5 ст. 3333 HК РФ соответственно, изымаемые из среды их обитания.

Ставки сбора являются твердо фиксированными и выражены в рублях за одно животное или за одну тонну объекта водных биологических ресурсов.

Сбор не взимается с объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, пользование  которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным  народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Ставки сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов для рыбохозяйственных организаций, являющихся градо- и поселкообразующими, понижаются на 85% от общей ставки этого сбора.

Уплата сборов производится:

  • плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);
  • плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего налогового учета.

Водный  налог. Правовые основы данного налога установлены гл. 252 НК РФ. Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами водного налога (п. 1 ст. 3339 НК РФ) выступают: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Согласно п. 2 ст. 3339 НК РФ не облагается данным налогом большой перечень видов пользования водными объектами, что обусловлено социальной значимостью последних. Так, не признаются объектами налогообложения: забор из подземных вод объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акваторий водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Информация о работе Функции и классификация налогов