Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа
На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы специфики финансово-правовых норм, в связи с чем необходимо научное осмысление практики реализации конституционных основ финансово-правового регулирования, доктринальное исследование особенностей финансово-правовых норм как норм особого рода, являющихся способом управления в сфере денежно-кредитных отношений, выполняющих значительную роль в финансовой деятельности государства. Целью данной работы является исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика финансово-правовых норм…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансово-правовых норм…………...5
1.2 Специфические особенности финансово-правовых норм…….7
2. Классификация и структура финансово-правовых норм……………..11
2.1 Виды финансово-правовых норм……………………………....11
2.2 Структура финансово-правовых норм………………………....18
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………….…….26
Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 Налогового кодекса РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... " 1
Основа финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего выражаются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.
Способом
защиты правил, установленных финансово-
__________1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 27.07.2006 № 137 - ФЗ)
кредитных санкций банка. Они выражаются в воздействии на правонарушителя путем применения мер ответственности имущественного характера.
Санкция как обязательный элемент любой правовой нормы представляет собой, прежде всего, указание на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям данной нормы. Основная цель санкций — предупреждение правонарушений. Если же правонарушение совершено, то применение и реализация санкции направлены на осуществление задач общей и частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление в возможных случаях нарушенного правопорядка. Кроме того, в содержании санкции имеется указание на юридические последствия правонарушения, которые могут возникнуть как на основе актов уполномоченных органов, так и автоматически, в силу закона, без вмешательства каких-либо органов. При этом не следует отождествлять санкцию и юридическую ответственность. Санкция, являясь элементом нормы права, существует независимо от ее применения, тогда как юридическая ответственность наступает лишь при совершении неправомерного деяния, при нарушении той нормы права, в которой содержится санкция.
Как мера
ответственности санкция
В отличие от административных взысканий, отдельные из которых сочетают в себе «одновременно моральное осуждение, материальное воздействие и временное ограничение нарушителя в правах», меры финансовой ответственности сказываются на имущественном положении лица. Специфика финансово-правовых санкций заключается и в том, что их суммы поступают в бюджет, что свидетельствует о их фискальном характере.
Кроме того, особенностью финансово-правовых санкций является и то, что эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций и к должностному лицу, и к организации.
Ещё одной специфической особенностью финансово-правовых санкций является то, что, например, самую распространенную санкцию в области финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.
Финансово-правовые санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.).
Меры
финансово-правовой ответственности
применяются государственными органами
и их должностными лицами. К таким
органам относятся федеральное
казначейство, Государственный таможенный
комитет РФ, Центральный банк РФ.
Они применяют санкции в
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с до переходным к рыночным отношениям периодом.
Среди финансово-правовых
санкций с учетом основных направлений
финансовой деятельности можно выделить
следующие их группы: бюджетные, налоговые,
кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных
санкций за нарушения в области
финансовой деятельности могут быть
применены меры дисциплинарного, административного,
уголовно-правового и иного
Заключение
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России в период развития и становления рыночной экономики, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. В доперестроечное время законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были не многочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции, центральных финансово-кредитных органов. В последние годы активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей. Однако следует отметить, что российская система финансово - правовых норм находится в сложнейшем положении и требует коренного пересмотра многих своих базовых институтов из-за влияния международно - правового регулирования. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также в ст. 5 Закона "О международных договорах Российской Федерации") содержит общую правовую норму, заключающуюся в установлении во внутреннем праве Российской Федерации определенного обязательства о придании международно - правовым нормам силы внутригосударственного действия.
В этой связи изучение механизма воздействия на внутреннее право международных финансовых соглашений с участием РФ является особенно актуальным, поскольку возникает разделение международных норм, действующих непосредственно или требующих трансформации через внутренний правовой акт. Этим определяются и задачи государства по созданию концепции приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами. Многие российские финансово - правовые нормы и институты оказались неэффективными при их применении в новейших финансово - правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.
Приведение норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами требует пристального внимания к следующим аспектам:
- принципиально новые формы проявления и взаимодействия публичного и частного интересов в финансовой деятельности государства (повышение роли финансовых организаций, страхование финансовых рисков, развитие негосударственного финансового контроля);
- новая роль государственных органов Российской Федерации в отношениях с наднациональными финансовыми структурами;
повышенное влияние на финансово - правовую среду условий обеспечения прав и свобод человека, свободы конкуренции и малого предпринимательства, качества жизни (повышение роли государственных доходов в обеспечении качества жизни, льготное налогообложение малого бизнеса, учреждений культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
Необходимо учитывать также международно - правовые финансовые акты, влияющие на внутреннее финансовое законодательство:
- международные финансовые
договоры РФ с иностранными
государствами, типовые
- универсальные финансовые
конвенции, принятые в рамках
международных экономических
- международно - правовые
акты Всемирной Торговой
- Устав Международного
валютного фонда, Устав
- документы неправительственных
финансовых организаций,
- своды финансовых норм,
систематизированных и
- модельные кодексы организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отсутствие ясных подходов к этим проблемам создает трудности для вступления России во Всемирную Торговую Организацию, осложняет применение иностранными инвесторами общепринятых в мире финансовых норм, препятствует созданию финансового рынка в России, увеличивает финансовые риски для ресурсодобывающих и других крупных компаний России, выходящих на мировой рынок.
Возросшая
роль финансово-правового
Список использованной литературы
Финансовое право: Учебник для вузов" 3-е издание, переработанное и дополненное Вострикова Л.Г. [электронный ресурс] /"Юстицинформ", 2007 http://ez2www.com/b
1 Финансовое право: Учебник для вузов" 3-е издание, переработанное и дополненное Вострикова Л.Г. ("Юстицинформ", 2007) Консультант Плюс
1 Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004 г.с. 78-86
2 Финансовое право: учебно-методический комплекс отв.ред. Н.И. Химичева изд.Норма 2005 г. с.137